Досуг - обучение способам проведения свободного времени
презентация урока для интерактивной доски на тему

Презентация на тему: "Досуг - обучение способам проведения свободного времени"

И краткое описание к каждому слайду (приложен Word документ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug.docx280.05 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд:

Тема: Досуг– обучение способам проведения свободного времени

Проблема свободного времени школьников волнует сегодня всех, но в первую очередь педагогов. Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса.

2 слайд:

Что такое досуг?  Досуг-это возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору (Российская энциклопедия, т.1). Возникает необходимость определить такое явление как «свободное время ребёнка».

Досуг школьника является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Полноценно проводимый досуг в существенной степени способствует формированию таких качеств характера ребенка, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

3 слайд:

Значение свободного времени увеличивается для ребёнка по мере его взросления и становится едва ли не основной ценностью существования в подростковом возрасте. Но у взрослых бытует представление, что это время необходимо ребёнку лишь для восстановления сил, ради дальнейших достижений успехов в учении. Немного среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное - это как проявляет себя ребёнок в свободное время, а его образование – необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, сообразно собственным интересам и возможностям.

Нашим воспитанникам нелегко адаптироваться в современной обстановке. Преодолеть хотя бы часть проблем детям в силах помочь досуговая деятельность. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию.

4 слайд:

Досуг ребёнка – это мост в большой мир. Он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание.

5 слайд:

Досуговая деятельность включает занятия творческого характера, связана со свободным общением, с игрой и т.д. то есть с реализацией различных потребностей  личности.
Особенностью деятельности свободного времени является его самоценность и самоцельность, то есть, ребёнок сам выбирает содержание и форму организации этой деятельности. Регулировать свободное время ребёнка можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями.
При этом свободное время ребёнка наиболее качественным, то есть и временем отдыха, и временем саморазвития, становится только тогда, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте в специально организованном воспитательном пространстве.
В нашем случае интерес представляет культурный досуг. Его можно рассматривать как творческий процесс т.е. свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, самоорганизация досуга. Это время, которое дети посвящают не образовательной и трудовой деятельности, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению. 

6 слайд:
Виды деятельности ребенка в свободное время можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения, созерцание и т.д.(фото)
б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;(фото)
в) творчество: техническое, научное, художественное.
(фото)
Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия.
Вторая группа вида деятельности в свободное время - просвещение (в широком смысле слова: приобщение к культуре). Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью страны, искусством. Читать, слушать музыку, можно и для развлечения. Нужно, чтобы ребенок слушал музыку не только ради удовольствия, но стремился понять ее особенности, познакомиться с биографией композитора, эпохой, в которую он жил. Эстетическое воспитание играет важную роль в организации свободного времени и, в первую очередь для подростков. Главная и ведущая задача – научить детей видеть и чувствовать прекрасное, пробудить у них творческий интерес, вызвать стремление вносить красоту в окружающую действительность, в повседневную жизнь.
То, как подросток проводит свободное время, говорит о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, отражает уровень его интеллектуального и духовного развития... 
7 слайд:

Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно, проводя его неэффективно. А организация досуга является эффективным использованием свободного времени. 

8 слайд:

И наша задача обучить детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы интерната способам проведения свободного времени, помочь воспитаннику обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для него. Сегодня на педсовете мы и должны поговорить о том, как можно организовать досуг ребёнка в нашей школе, и как он уже организован.

9 слайд:

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, является важным орудием в работе с детьми с ОВЗ

  • Отдых (активный и пассивный);
  • Развлечения (настольные игры, конструирование, игра с куклами и мягкими игрушками);
  • Праздники (каждый ребенок может проявить свои таланты, вокальные, актерские, танцевальные, музыкальные, и др.)
  • Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы)
  • Творчество. (Организация творческих часов (рисование, лепка, кружковая вязание). Где каждый ребенок выбирает для себя занятие по душе и приобретает новые творческие навыки)
  •  Кружковая деятельность. («Пойте снами», «С песней по жизни», «Мастерок», «Любим книгу круглый год», «Говорим,общаемся, развиваемся», «Играйте вместе с нами»)

слайд:

Мы предлагаем рассмотреть использование в своей работе воспитателями школыкаждого вида досуга.

10 слайд:

Самый простой вид досуга– отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

11 слайд:

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку (просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка). Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален. И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни ребенка. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности. (Фото)

12 слайд:

Активный отдых, напротив воспроизводит силы ребенка с превышением исходного уровня. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, игры, просмотр кинофильмов, посещение праздников села, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение. Методика организации отдыха детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов. Особая склонность у детей к игровой деятельности. Именно она занимает ведущее место в их досуге. Используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные. Таким образом, игры связаны со всеми сторонами формирования личности и способствуют всестороннему развитию. Игры несут в себе как познавательные, так и воспитательные элементы. Они воспитывают у детей моральные качества, расширяют их познания о мире в целом, способствуют физическому развитию, развитию трудовых и общественных навыков, развивают творческие способности и потребности детей, дают им эстетическое наслаждение, служат одним из средств развлечения.

Поскольку такой досуг стараемся проводить на свежем воздухе, то он, безусловно, очень полезен в оздоровительном отношении, оптимизирует физическоесостояние детей, и закаливает организм, Когда досуг организуется на природе,дети близко соприкасаются с естественным природным материалом, лучше узнают свойроднойкрай. В результате дети меньшеболеют, лучше занимаются физкультурой,выглядят аккуратнее.

13 слайд:

 Основной формой активного отдыха также являются физкультурные занятия. Но помимо физкультурных занятий, в системе физкультурно-оздоровительной работы школы после уроков, существуют разные формы организации активного отдыха. Двигательная активность детей развивается за счет прогулок, спортивных соревнований, подвижных игр («Море волнуется», «Ручеек», «Догони меня», «Лада», и др., дня здоровья, спортивных праздников (веселые старты, «Рыцарский турнир», «Вертушка» и т.д.). Дети с удовольствием принимают участие в спортивных мероприятиях. С детьми проводили «Сильные, смелые, ловкие», «Самые спортивные», «В здоровом теле – здоровый дух» и др. Невозможно представить себе жизнь ребенка в образовательном учреждении без веселых, интересных, увлекательных и шумных спортивных соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.

Фото

14 слайд:

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

К творчеству относятся, декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества.

15 слайд:

К декоративно-прикладному относят рукоделие, выжигание, разведение домашних цветов. 

Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). 

Техническое творчество предполагает конструирование.

16 слайд: фото

Самообразование–это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе  самообразования развивается личность ребёнка, раскрываются его способности,творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, осуществляется подруководством взрослых и может быть опосредованным или  прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды. Взрослым необходимо

формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать» , умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей.

17 слайд:

Виды самообразования

  • Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные.
  • Коллекционирование различных предметов, хобби.
  • Экспериментирование.
  • Самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.
  • Познавательные беседы.
  • Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам.
  • Посещение музеев, выставок, цирка, зоопарка и др.

Учитывая опыт работы в школе, мы пришли к выводу, что не все виды самообразования (посещение музеев, выставок, цирка, зоопарка, коллекционирование различных предметов, хобби, экспериментирование) активно используются в воспитательном процессе. Мы считаем, что это связанно с удаленностью нашей школы от культурных центров, исторических мест и не всегда есть возможность посетить их. Коллекционирование различных предметов как вид самообразования среди детей довольно распространен, но в связи с нарушением интеллекта и желанием иметь что-либо другое (игрушку, книжку, тетрадь и т.д.), интерес к этому роду занятия носит временный характер.

18 слайд:

Кружковая работа объединяет детей для занятий в предметных, технических, спортивных кружках и секциях. Цель работы кружков – вводить ребенка в мир науки и техники, развивать творческие способности и дарования, формировать у школьников практические умения и навыки, учить детей использовать знания, полученные в кружковой работе, на уроках.

19 слайд:

Для воспитанников школы мероприятия – это возможность проявить себя, получить признание со стороны сверстников и взрослых, во многих случаях – «легализовать» свои увлечения.
При подготовке мероприятий очень важно, чтобы большинство детей были включены в процесс. Здесь непременно должна быть работа в унисон, то есть интересы педагогов и подростков должны совпадать. Необходимо организовать работу так, чтобы подростки выступали в роли инициаторов, организаторов и непосредственно участников мероприятий. Только тогда коллективные дела ждёт успех.

20 слайд:

К мероприятиям можно отнести, прежде всего, праздник. Дети и подростки любят праздники охотно принимают в них участие. Объясняется это тем, что здесь присутствуют сказочные элементы, театрализованные представления, яркие игровые зрелища. Любой праздник несет в себе элемент отдыха. Однако есть праздники, в которых развлекательный элемент является преобладающим.

К таким праздникам относятся: праздники новогодней елки, проводов зимы, праздники лета, цветов «Масленица, День знаний, День матери, день защиты детей, 8 марта, День рождения и т.д. Активное участие детей и подростков в организации и проведении праздников способствует воспитанию навыков и привычек культуры поведения, чувства коллективизма и товарищества.

21 слайд:

Экскурсия способствует проявлению интереса, любознательности, эмоциональности. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны.Экскурсия включает в себя ряд признаков, процессовпознания, в виде реальных объектов, находящихся в естественных условиях.

Прогулка одна из форм активного отдыха и очень близка к экскурсии, служит для восстановления работоспособности обучающихся. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе.

22 слайд:

Игра имеет уникальное значение для развития всех сторон личности ребенка. Универсальность игры в том, что она востребована на каждом возрастном этапе развития личности. Для школьника – это смысл его жизни, его ведущая деятельность и вне игры личность школьника значительно теряет в своем развитии. Для школьника игра – это потребность реализовать свою личностную активность, переключиться от учебной деятельности. Для подростков и юношей - игра способ познания действительности, способ реализации потребности в общении и развлечениях. В любой возрастной период игра значима и необходима.

23 слайд:

Творческие виды досуговой деятельности представляют собой самый высокий уровень досуга, так как именно он поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их созидателя. К данному виду досуга можно отнести: техническое и художественное творчество, различные хобби, коллекционирование, любительские занятия, например, музыкой, шитьем, вязанием и др.

Такая работа с детьми ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику и физическое развитие и здоровье ребенка.

24 слайд: Фото

Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.      

Досуговое время школьников оказывает огромное влияние на их познавательную деятельность. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В досуговой деятельности происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, дети учатся полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности.

25 слайд:

Период каникул – это праздник для ребенка и головная боль для взрослых. Но на самом деле, если проявить немного фантазии, эти дни станут радостным временем для всех.

Чтобы не мучиться каждый день вопросом, чем занять ребенка на каникулах, лучше составить план действий. Идеально продумывать занятия на неделю вперед. Это займет немного времени, а короткий список меньше подвержен коррективам. К планированию смело можно подключать детей, но для начала нужно подготовить наброски, чтобы выбранные занятия соответствовали возрасту детей и их интересов.

26 слайд:

  1. Развивающие занятия в дополнение к школьной программе
  2. Чтение для удовольствия и пользы
  3. Прогулки в стандартной и игровой форме
  4. Культурная программа для развития
  5. Общение с друзьями и личное время
  6. Интересные творческие занятия

27 слайд:

Развивающие занятия в дополнение к школьной программе

Чтобы ребенок не растерял запас знаний, ему необходимо постоянно закреплять учебный материал. Отлично подойдут интеллектуальные настольные игры. Это идеальный вариант для коллективного досуга, особенно в ненастный день, когда другие развлечения невозможны.

28 слайд:

 Чтение для удовольствия и пользы

Чтение, безусловно, расширяет кругозор, улучшает грамотность и увеличивает словарный запас. Если дети любят читать, то вопрос чем занять ребенка на каникулах отпадает сам собой. А вот для тех, у кого книги вызывают негативные ассоциации, подойдет совместное чтение. Чтобы привить интерес к литературе детям не нужно подсовывать ему классические произведения. Куда больший эффект произведут книги, на основе которых сняты современные фильмы.

29 слайд:

Прогулки в стандартной и игровой форме

Для здоровья необходим свежий воздух, поэтому очень важно организовать в период каникул досуг за пределами школьного двора. Поход в парк отличный вариант:

  • можно взять хлеб и покормить птиц; (зимой)
  • собрать листья и цветы для гербария; (осенью)
  • понаблюдать за жизнью насекомых  и изменениями в природе;
  • завести новые знакомства.

 Конечно ходить на пляж! Такие мероприятия принесут удовольствие и детям, и взрослым.

Можно отправиться в поход. Палатки, рыбалка, вечерний костер надолго останутся в памяти детей. Такой досуг доставит радость и мальчикам, и девочкам.

30 слайд:

Общение с друзьями и личное время

Дети – это не вечные источники энергии, не нужно занимать каждую секунду каким-то делом. Ребенку иногда хочется просто помечтать и отдохнуть. Давайте возможность вашим детям побыть наедине с собой. Если его одолеет скука, вы это быстро заметите.

Давайте возможность детям посекретничать. Для взрослых детские тайны выглядят смешными, но для ребенка это очень серьезно.

31 слайд:

Интересные творческие занятия

Когда идеи на тему, чем занять ребенка на каникулах заканчиваются, на помощь приходит творчество. Каникулы — самое время для освоения новой техники:

32 слайд:

Лагерь – это, прежде всего сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и саморазвития. Лагерь призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.  Детские летние лагеряотдыха являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

33 слайд:

Поэтому эффективной формой работы, обеспечивающей максимальную занятость и заинтересованность детей в каникулярное время, является создание грамотно спланированной работы педколлектива, что позволяет обеспечить детям свободный выбор их деятельности в соответствии с их интересами. 

Исходя из вышесказанного, считаем важным конкретизировать понятие «досуг» прилагательным «содержательный». Как работать с ребятами? Как заинтересовать их в том или ином деле? Как и чем можно помочь девчонкам 34 слайд:

Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга школьнику гораздо проще формировать уважительное отношение к себе.

Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей ребенка. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности школьника.

Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение.

Досуг школьника, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, они часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга.

Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: “что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит

перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В жизни человека, а так же и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью.

35 слайд:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня" - выступление.

В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стат...

Реферативно – исследовательская работа "«Интеллектуальные игры как один из способов проведения досуга у калмыков»

   С давних пор среди калмыков бытовали остроумные различные игры – головоломки. Кем и когда они были созданы, неизвестно. Они передавались на протяжении веков ...

«Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня»

«Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня»...

Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня ( из опыта работы).

В материале предоставлен материал , интересующий многих воспитателей группы продленного дня: организация досуга детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.  Рассказывается о необходимост...

Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня

Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня...

Организация свободного времени учащихся в группе продлённого дня

Организация свободного времени в группе продленного дня...