Доклад на заседании РМО воспитателей ГПД
методическая разработка по теме

Каждый воспитатель, учитель должен не только обучать детей, но и сам обучаться и развиваться в работе. Этому способствуют курсы повышения квалификации, а также информационные доклады и обмен опытом на МО. Одим из своих докладов "Формирование самооценки младших школьников" хочу поделиться. Может кому пригодится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samootsenki.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без формирования у него самооценки и самоконтроля, которые являются частью фундамента для дальнейшего успешного образования в современной школе.

Самооценка и самоконтроль - важнейшие личностные качества школьника, позволяющие контролировать и оценивать собственную деятельность с точки зрения социальных норм и строить на их основе своё поведение.

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.                                Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Кроме педагога, большое значение в формировании самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.

Так как воспитателю ГПД, в отличие от классного руководителя, приходится сталкиваться в своей работе немного с иными задачами, прежде всего не с учебными, а с организаторскими и воспитательными, то и подходить к данной проблеме он должен двояко: с воспитательной стороны и с учебной.

С воспитательной точки зрения, воспитатель ГПД должен учитывать следующие факторы, влияющие на формирование  самооценки  младших школьников:

-   мнение  родителей  и  стиль домашнего  воспитания  (именно  родители изначально задают исходный уровень внутренних убеждений ребёнка себя лично  по  отношению  с другими),  таким  образом  старшему  наставнику следует   учитывать   личностные   качества   школьников   по   отношению   к построению своей деятельности.

-  наличие (отсутствие)навыков самооценки и самоконтроля: главное на данном этапе работы -выявить существующие и привить отсутствующие качества контроля и оценки.Для этого существует множество видов деятельности: это и труд, и учение, и игра, и общение. Именно в проявлении себя в различных способах самовыражения и происходит полноценное и гармоничное развитие личности ребёнка.

-  оценка товарищей: каждый педагог знает, что научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания  других  одноклассников.  Уже  с  первого   класса   каждый   ребёнок понимает,   что   он   может   или    не   может   по   сравнению   со   своими одноклассниками, что и приводит к его самовыражению и самопостижению.

- собственный жизненный опыт: самооценка и самоконтроль складываются под воздействием определённого жизненного опыта, являются результатами переживаний человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретном случае, делать выводы, строить на их основе свою дальнейшую деятельность.

С учебной точки зрения педагог ГПД должен в каждом ученике просматривать одну из четырёх стадий формирования у младших школьников самооценки:

1. Отсутствие всякой самооценки и контроля. Не усвоив материал, ребёнок не может ничего контролировать. Для работы с таким учеником имеется необходимость в полном внешнем контроле.

2.  Полный самоконтроль. Ребёнок сам проверяет полноту и правильность своих действий. Эти действия выполняются очень быстро и немедленно, но после указания на ошибку со стороны, полностью исчезает необходимость во внешнем контроле.

3.   Выборочный  самоконтроль. Ученик  работает только  над главным,  не обращая  внимания  на  мелкие задания,  в  которых  порой закладывается главное.

4.  Видимый контроль. Дети работают по принципу: "Я это знаю!"  "Я это уже делал!" опираясь на свой прошлый опыт.

Опираясь на данные стадии, педагог ГПД должен вовремя оказать помощь ученикам по выполнению их работы, но и индивидуальным подходом - одного проверять с первого этапа работы, другому - обратить внимание на дополнительное задание, третьего проконтролировать молча "из-за спины". Именно такой подход к работе со школьниками поможет детям лишний раз проявить себя не только в глазах одноклассников и учителя, но и в своих собственных.

Ребенок не рождается на свет, с каким – либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

   Дети с адекватной самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребенка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдениям норм поведения.

   Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.

     Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребенок «центр жизни», где его достоинства и недостатки оцениваются одинокого положительно, где ребенка уверяют в его исключительности.

    Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу.

По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека. Начинает она формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей и продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.

С «самооценкой» тесно связано понятие «рефлексия». Если ребенок не побоится раскрыться, то он и не побоится оценить самого себя, свои возможности и способности.

В процессе рефлексии происходит самопознание, саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль личности, она помогает вырабатываться важным общечеловеческим качествам: самокритичности, самопринятию, восприимчивости к другой личности или мнению, что позволяет развивать адекватную самооценку учащихся.

Целенаправленная работа педагога по формированию и развитию самооценки младших школьников позволяет к концу начальной школы сформировать у детей адекватное оценивание выполненных заданий. Конечно, остаются затруднения в отдельных вопросах построения своей работы, но они исчерпывают себя по мере взросления, приобретения жизненного опыта, направляющих действий старших наставников. И уже на фоне сформированных качеств самооценки и самоконтроля идёт их дальнейшее развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессе

Выступление   на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессеАвтор-составитель: Тиканова Актолкын Кенесовна, учи...

Доклад на заседании ШМО. "Психологический комфорт на уроке - важное средство здоровьесбережения и эффективности обучения младших школьников."

Выступление на заседании ШМО начальных классов. Содержит практический материал (для использования на уроках)....

Доклад на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в начальной школе"

Доклад зачитан на заседании методического объединения учителей начальных классов и описывает различные способы использования современных образовательных технологий на уроках в начальных классах...

Доклад на заседании РМО воспитателей ГПД

quot;Вовлечение родителей в воспитательную деятельность. Проведение совместных внеклассных мероприятий, утренников." ( Из опыта работы)...

Доклад на заседание методического объединения воспитателей ГПД

Материал для воспитателей ГПД по самоподготовке...