Доклад на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессе
материал по теме

Выступление   на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессе

Автор-составитель: Тиканова Актолкын Кенесовна, учитель начальных классов СШ №44  г. Астаны

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  на заседании педагогического совета

Формирование критического мышления у младших школьников

в учебном процессе

Автор-составитель:

Тиканова Актолкын Кенесовна,

учитель начальных классов

СШ №44  г. Астаны

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Что значит для ребёнка современная начальная школа?  Прежде  всего -это новый этап в его  жизни и база для всего последующего обучения.

Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?  Прежде всего, это умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД). Слайд 2

Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у всех нас возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Слайд 3 Среди многих  меня очень заинтересовала «Технология  развития критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Суть технологии критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Слайд 4 Что же такое критическое мышление?  Данная технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В Казахстане технология известна с конца 90-х годов. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; и других исследователей. Они  довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Идеи технологии критического мышления заключаются в том, что дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Критическое мышление включает в себя естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений. Это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. Это отправная точка для развития творческого мышления.

Таким образом, критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию.

Слайд 5Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология развития критического мышления с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.

Слайд 6 Структура урока в технологии критического мышления

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы (стадии или фазы) получили несколько иные названия и функции.

I стадия (фаза). Вызов. 

Это вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе.

В процессе реализации фазы вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия. Осмысление содержания (получение новой информации).

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. Ученики читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Дети ищут ответы на возникшие ранее вопросы и затруднения, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

III стадия. Рефлексия. 

Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она  становится основной целью деятельности учащихся и учителя. На фазе рефлексии учащиеся осознают своё "я", свой опыт  собственных действий и действий других учащихся и учителя. Целостно  осмысливают, обобщают полученную информацию, формируют собственное отношение к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия. Сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Слайд 7 Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах.

Слайд 8 Приведу примеры тех приемов, которые использую в своей работе. 

Стадия вызова

1 приём «Корзина идей» 

Урок познание мира, 2 класс

Тема: «Почва»

- Мы говорим почва. А что же такое почва?
Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.

Почва – это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных

Слайд 9 Познание мира во 2 классе

Тема: Размножение и развитие животных.

Стадия ВЫЗОВА.

Прием Высказывания Верные и Неверные утверждения:

  • Верно ли, что бабочка зарождается в яйце?
  • Согласны ли вы, что кузнечик может появиться из гусеницы?
  • Верно ли, что щука появляется из икры?
  • Согласны ли вы, что лягушка тоже появляется из икры?
  • Верно ли, что ящерицы, змеи зарождаются в яйце?
  • Согласны ли вы, что скворец появляется из яйца?
  • Верно ли, что медведь, заяц, лиса появляются из икры?

Вторая стадия (фаза) ОСМЫСЛЕНИЕ.

Прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ. 

Чтение 1 части: - Как размножаются млекопитающие?

Чтение 2 части: - Как  размножаются земноводные?

Чтение 3 части: Как разножаются рыбы?

Чтение 4 части: - Как разножаются  пресмыкающиеся?

  • Вспомни как размножаются птицы ?
  • Сравни  размножение птиц  и пресмыкающихся?

Во время чтения учебника и обсуждения  заполняется таблица.

Слайд 10

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Млекопитающие

Рождают детенышей

Детеныши-взрослое животное

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо-птенец-взрослая птица

Земноводные

Откладывают икру

Икра-головастик-лягушка

Рыбы

Откладывают икру

Икра- малек -рыба

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо- детеныш-взрослое животное

Слайд 11 Урок  русского языка во 2 классе

Тема: «Звуки  и слова».

Стадия ВЫЗОВА. Прием «Класстер»

Слайд 12 Приём «Синквейн»

Урок познание мира, 2 класс.

Тема: «Почва»

                       Почва

          Живая, плодородная 
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы

                         Земля.

Приём «Синквейн»

Урок литературного чтения, 2 класс.

Тема: «Русские народные сказки»

                Сказка

     Волшебная, бытовая.

Читать, пересказывать, учить.

Сказка – ложь, да в ней намёк.

         Фантазия, выдумка

6.Рефлексия.

Учитель:

Продолжите предложения:

Я оцениваю свою работу на уроке ….. (показать сигнальную карточку)

Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала)…..

Мне хочется сказать спасибо…..

6.Рефлексия.

Учитель:

Продолжите предложения:

Я оцениваю свою работу на уроке ….. (показать сигнальную карточку)

Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала)…..

Мне хочется сказать спасибо…..

6.Рефлексия.

Учитель:

Продолжите предложения:

Я оцениваю свою работу на уроке ….. (показать сигнальную карточку)

Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала)…..

Мне хочется сказать спасибо….

Слайд 13 Применение данных приемов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Обобщая все вышесказанное, подчеркну, что технология развития критического мышления и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

Слайд 14 Библиографический список

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс,1996.                    2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.                                                                                                              3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.

4. Загашев И.О.,«Умение задавать вопросы». – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2005.                    

5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление: [Из опыта работы гимназии N 177 Санкт-Петербурга в рамках международгого проекта]                                                   6. Осипова А.А. Технология развития критического мышления: теоретические основы и применение в учебном процессе. СПб. 2001.                  

                                                Интернет ресурсы                                                                                                                          7. Дэвид  Клустер «Что такое критическое мышление?» http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm

8. Загашев И.Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками» http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm 

9. http://standart.edu.ru/ — просмотр 20.02.2013 г.
10. lib.1september.ru›2003/16/1.htm - просмотр 22.02.2013 г.
11. http://ru.wikipedia.org/wiki – просмотр 13.03.2013 г.
12. http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/ Словарь педагогических терминов. - просмотр 13.03.2013 г.
13. http://festival.1september.ru – просмотр 21.02.2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование критического мышления у младших школьников"

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Пр...

Изучение и применение технологий, для развития критического мышления у младших школьников.

Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся ...

Презентация на тему "Развитие критического мышления у младших школьников"

Использование технологии РМК на уроках литературного чтения....

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.Алгоритмическое мышление и методы его развития.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без п...

Работа по формированию критического мышления у младших школьников

Статья рассказывает о  приёмах работы над развитием критичесого мышления младших школьников....