Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
учебно-методический материал по теме

Квашина Елена Васильевна

Методическая тема

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

               

Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной           зависимости от целей, поставленных самими учениками.

И. П. Подласый

Введение

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

    Цель современного образования - развитие  личности обучающихся   на основе освоения универсальных способов деятельности.

    Фундамент образования  школьника закладывается  на  начальном уровне образования,  и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения в школе.

    Одна из приоритетных задач начального образования - «научить учиться», то есть развить у обучающихся ряд способностей:

  • самостоятельно ставить учебную проблему,
  • формулировать алгоритм ее решения,
  •  контролировать процесс и оценивать полученный результат.  

    В данной работе хотелось бы остановиться на формировании регулятивных  универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, так как,  на мой взгляд, этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в школе.

    Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы умений, составляющих основу умения учиться.

     Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.          

    В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования одной из важнейших функций начальной школы на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать  пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, основная  задача,  которую  должен научиться ставить перед собой школьник: учить себя! И в решении этой задачи главное место, на мой взгляд, занимает формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают у обучающихся ряд способностей:

  •  самостоятельно ставить учебные цели,
  •  проектировать пути их реализации,
  • контролировать и оценивать свои достижения.

  Несомненно, овладение этими действиями является огромным преимуществом для школьника, поскольку, овладев регулятивными УУД,  он:

  • может поставить учебную задачу;
  • может составить план и последовательность действий;
  •  составить прогноз деятельности;
  •  контролировать  и оценивать процесс и результаты деятельности .
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия.
  • способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.

Теоретическое обоснование

    Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: под руководством А.Г. Асмолова.

Несмотря на то,  что понятие «регулятивные универсальные учебные действия» появилось сравнительно недавно, вопросы формирования способности младших школьников к самоорганизации учебной деятельности неоднократно рассматривались на протяжении последних десятилетий многими учёными (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман, А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин и др.). По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». Тем не менее проблема поиска средств формирования навыков самоорганизации у младших школьников актуальна и по сей день, а введение нового термина «регулятивные универсальные учебные действия» в ФГОС лишь подтверждает это.

    Особый интерес для нашего исследования представляет понятие

«регулятивные универсальные учебные действия».

    В определении данного  термина также просматривается единая точка зрения разных учёных.

    А. А. Леонтьев трактовал понятие следующим образом: «Регулятивные

УУД – это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность

человека»[12].

    Регулятивные УУД – это умение определять цель деятельности [3].

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации[12].

    Т. В. Василенко пояснила понятие «регулятивные действия», как целесообразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, саморегуляция [5].

   Основная идея концепции – с помощью различных методов и приёмов

организовать целенаправленную работу по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, с целью развития у них учебной самостоятельности.

   Регулятивные УУД - это  универсальные учебные действия, которые помогают обучающимся в саморегуляции учебной деятельности  и обеспечивают  организацию учебного процесса.

К регулятивным УУД относятся:

 • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль - в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция - как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

     Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Следовательно, перед каждым учителем встаёт проблема  отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

   В своей работе при выборе приемов для успешного формирования регулятивных УУД учитываю ряд условий. Так при формировании действий целеполагания следующие условия:

  1. Побуждение учащихся к достижению цели.
  2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои).
  3. Принятие учащимися цели. («Зачем?»,   «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)

   Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках в первом классе ввожу  понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». «Чтобы стать учениками и хорошо учиться в школе, нам нужно, как и взрослым, ставить для себя на уроках цели и оценивать свою работу».

Для формирования наглядного образа цели урока использую условный знак-мишень, в центре которой стрела. Объясняю детям: это мишень, в которую целятся в тире, на соревнованиях. При стрельбе по ней говорят: «Попасть бы в цель!» Предлагаю прослушать  отрывок из стихотворения, в котором говорится о цели бегунов и определить, какова их  цель?

Пусть в Олимпию прибудет,

кто отважен и силен,

для сражений мирных будет

«полем боя» стадион.

Так мудрейшие решили,

и с трибун народ смотрел:

Бегуны не хороши ли,

 к цели мчат, как туча стрел!

-  Какова же цель у бегунов, спрашиваю после прочтения. (Это ленточка на финише, это желание побить рекорд.)

    Продолжая данную работу, я читаю детям еще один отрывок и даю установку определить, была ли у мальчика цель, и как он сумел ее достичь.

Хотел иметь я птичку

 И денег накопил,

И вот на Птичьем рынке

Я Зяблика купил.

 Ребята заходили

 На Зяблика смотреть,

 И каждому хотелось

 Такого же иметь.

    Таким образом,  дети получают первичные представления о теме и цели урока.

     На начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у школьников положительной мотивации, чтобы обучающиеся поняли, что они знают и чего не знают, и, самое главное, захотели это узнать.

    Работая с «Азбукой», первоклассники привыкают к глубокому изучению каждого компонента учебника, начинают овладевать самостоятельной работой с книгой, определять цели своих действий, учатся «открывать» новое знание.

Перед учениками ставится задача внимательно рассмотреть страницу «Азбуки» и определить, какие цели будут достигаться на уроке. Сформулировать учебную задачу помогает соотнесение уже известных и усвоенных обучающимися знаков/символов/моделей с теми, которые еще не известны.

«Мы будем открывать новое знание», «Сегодня мы будем закреплять свои знания и умения», «Главным способом решения нашей задачи будет наблюдение, сравнение». Это главные фразы, которые звучат на наших уроках, начиная  с первых дней, и  являются ведущими на протяжении всего обучения.

Для формулирования целей урока ученики не только проявляют наблюдательность, но и анализируют данные, полученные в результате наблюдения, делают из них определенные выводы, учатся связно и точно выражать свои мысли.

    К примеру, после урока повторения букв гласных звуков первоклассники изучают тему: «Слог. Ударение».  В ходе наблюдения и сравнения известного и неизвестного школьники делают заключение, что они должны узнать, как называется черточка над гласным звуком в слове, как определять, где ее ставить. А еще: что такое голубая дуга под схемой (моделью) слова и как ее использовать.  Дополнительными вопросами помогаю сформулировать мысль о том, что основным способом «открытия» нового знания будет – сравнение.

    Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?»  Всякий раз, при изучении новых звуков и букв   спрашиваю: «Зачем нужно знать новый звук и новую букву?»

   В последующем стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы, добиваюсь осознания ими близких и далеких целей.

Учимся ставить сначала общую учебную цель, а затем уже свою собственную.

  Часто на уроках использую постановку проблемных вопросов. Например, предлагаю обучающимся наряду с изученными частями речи обозначить незнакомую, чтобы возник вопрос о том, что не хватает имеющихся знаний, данное слово отвечает совсем на другой, непривычный вопрос. Помогают игровые моменты «У Миши не получается, поможем?», «Миша написал письмо, а никто ничего не понял, почему?» (Пропущены буквы) «Научим?»

Помогают детям определить цель урока и слова-помощники:

  • повторим
  • изучим
  • узнаем
  • проверим

  Живой интерес вызывает у маленьких школьников при определении цели урока  использование фрагментов мультфильмов.

  Так после просмотра мультфильма «38 попугаев», путем диалога дети формулируют  цели: познакомиться  с новой единицей длины – дециметром, научиться измерять дециметром, узнать, как соотносится дециметр  с сантиметром.

  В своей работе по формированию действий целеполагания  опираюсь на  приёмы организации принятия цели, выделенные к. п. н., доцентом

З. А. Кокаревой:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

  Планирование - это очень важный этап, от него зависит успешность выполняемого задания. Поэтому в этом обучающихся надо тренировать как можно чаще. Планирование заставляет школьников  принимать решение, обдумывая (по алгоритму, проверяя). Они должны научиться анализировать, систематизировать, перерабатывать информацию.

При формировании умения планировать мы учимся составлять план работы как  на весь урок, так и к отдельным заданиям.

Например,  при изучении темы «Буква К и звуки [к], [к,]» мы планируем следующие этапы работы:

  • проанализировать и охарактеризовать звуки,
  • познакомиться с буквой, их обозначающей,
  • учиться отличать звуки и букву от других звуков и букв,
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой,
  • развивать связную речь.

  Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

Для формирования умения планировать на уроках использую следующие приемы:

  • обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  • использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  • составление своего плана решения учебной задачи.

Часто задаю  вопросы: «Как вы думаете? Что бы вы предложили сделать? А кто по-другому? Что заметили?»

Приведу пример работы с деформированным алгоритмом выполнения упражнения по русскому языка в 3 классе при изучении темы «Винительный падеж».  Предлагаю детям следующий  алгоритм выполнения упражнения:

1. Спишите.

2. Прочитайте.

3.Определите и укажите падеж имени существительного море в каждом предложении.

4.Подчеркните главные члены в каждом предложении.

Спрашиваю, согласны ли они с данным алгоритмом? Затем коллективно  восстанавливаем деформированный алгоритм и выполняем упражнение.

   На уроках технологии планирование последовательности выполнения действия удобно проводить по технологической карте, данной в учебнике или составленной самостоятельно.

  При систематической работе над формированием  планирования  у младших школьников  накапливается опыт действий, который помогает развиваться умению учиться, самостоятельно планировать пути решения и в жизненных ситуациях.

  Работу над формированием прогнозирования у младших школьников также следует начинать с первых дней обучения в школе.

  Прогнозирование это забегание вперёд, умение увидеть то, что будет, с целью вынесения коррективов в выполнение. Так  при обучению письму букв и цифр, мы с детьми прогнозируем, сколько потребуется элементов, для написания,  из каких элементов будет состоять буква или цифра, а затем проверяем предположения конструированием. Прежде чем записать предложение  под диктовку, обращаем внимание на ошибко-опасные места.  На уроках обучения грамоте перед прочтением текста  по заголовку и рисунку  прогнозируем его содержание. Таким образом, у детей появляется мотив осознанного чтения.  В процессе работы над текстовыми арифметическими задачами использую прием прикидки результата. На этапе осмысления условия задачи учащиеся предполагают, больше или меньше какого–либо из данных чисел должен получиться ответ. После решения мы сравниваем прогноз с ответом.

    Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. У обучающихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения.

   Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля.

    При формировании контрольно – оценочной самостоятельности школьников мною учитываются следующие психолого-педагогические требования:

- контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения;

- контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников;

-  преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся;

-  контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием;

- контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений;

- контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

   Наиболее эффективными считаю следующие словесные приемы самооценки и самоконтроля:

а) посредствам вопросов:

– что ты узнал на уроке?

– чему научился?

– за что себя можешь похвалить?

– над чем еще надо поработать?

– какие задания тебе понравились?

– какие задания показались трудными?

– достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

б) использование рефлексивного приема « неоконченное предложение», которое помогает   в оценивании своих достижений:

сегодня на уроке я …

мне удалось…

я могу похвалить…

я недостаточно…

я старался…

    На первых этапах обучения контролю использую всевозможные игры, например, «Лесенка», «Число-контролер» ;   оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов (Красный – нужна помощь! Зелёный – я умею сам.  Жёлтый – умею, но не уверен ещё); сверка с образцом (готовым ответом);  выполнение задания по алгоритму; взаимоконтроль с товарищем.

    Взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность.

    Разнообразные приемы формирования самоконтроля  используют  на уроках математики:

решение обратной задачи;

проверка полученных результатов по условию задачи;

решение задачи различными способами;

моделирование;

примерная оценка искомых результатов (прикидка).      

   Продуктивной   работой по формированию самоконтроля является работа с эталонами.  

    Работу с эталонами провожу при письме букв и цифр, на минутках чистописания.

Например,  на уроке письма  по теме «Заглавная буква Б» после объяснения, показа и практической тренировки,  обучающимся  даю задание: «Пропишите заглавную букву Б, соблюдая параметры эталона».

После того, как ученики самостоятельно прописали строку,  даю задание: «Подчеркните буквы, которые совпадают с эталоном и вынесите на поля количество верно написанных букв».  Во время проверки  подчеркиваю буквы,  соответствующие эталону, исправляю ошибки первоклассников и выношу  на поля свое число верно написанных букв.

   Использую в своей работе и прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками). «Линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.

Собрав работы,  ставлю свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской оценки  означает: «Ты умеешь себя оценивать». Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

   Не секрет, что многие дети, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае я использую  взаимоконтроль в парах. Ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

   Особое внимание мною  уделяется  прогностической оценке. Для этого  использую знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала  спрашиваю у детей, все ли было понятно на уроке?

  Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.

   На только что изученную тему даю ученикам небольшое по объему задание.  После того, как школьники познакомились с работой, предлагаю им оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.

   Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и, действительно, не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

  Детям очень нравится выступать на уроке  в роли учителей и искать ошибки в заданиях сказочных персонажей (прием «задания-ловушки»).

   Разноуровневые карточки с заданиями   помогают обучающимся справедливо оценивать себя, повышают  мотивацию к учебе.

  Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять школьникам  определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели.

   Формирование волевой саморегуляции является важным условием успешного обучения в школе. Мы ожидаем от своих учеников, чтобы они мобилизовали свои силы, энергию и стремились к изучению новых знаний и умений. Во – первых, обучающиеся  должны уметь справляться и с эмоциональными трудностями – волнением, страхами. Для некоторых контрольные работы, выход к доске, получение двойки – это нервный стресс. Здесь играет большую роль, на мой взгляд,  поведение учителя. Именно ему надо чаще поддерживать детей, заставить их поверить в свои силы: «Не получилось – получится следующий раз. Терпение и труд всё перетрут». Во–вторых, надо научить детей преодолевать и лень: компьютер заменяет книги, смс – развёрнутые глубокие письма, да и вообще кругом много разнообразных развлечений, где не надо прикладывать волевых, да и любых усилий. Важно показать ребёнку, что от получения знаний – интерес, удовольствия в жизни, достижения целей намного интереснее и именно они делают человека счастливее.

Заключение

    Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий.

   Основная функция регулятивных УУД состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, отвечающую определенным требованиям:

  • Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям и задачам.
  • У обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию должен формироваться необходимый объем и уровень знаний, умений для решения определенного класса учебно-познавательных задач и, соответственно, продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.
  • У обучающегося должна вырабатываться установка на систематическое самостоятельное пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации при решении новых познавательных задач.
  • Тип работы должен соответствовать уровню сформированности  у обучающегося умений организовывать свою деятельность и  постепенно усложняться.

    Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для  формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются научить себя сами, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками образовательных отношений, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 

Использованная литература

  1. Федеральный государственный  образовательный  стандарт начального общего образования  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
  2.  Аргунова  Е. Р. Активные методы обучения - метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. –М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: учеб. пособие для вузов/Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова. М.: Виды универсальных учебных       действий, 2008
  4. Беркалиев Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / учеб.пособие для образ. учреждений/Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. – СПб.: КАРО, 2009
  5. Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов/ пособие для работников школ/Т. В. Василенко. –М.: Грамотей, 2013
  6. Волков А. Е. Модель «Российское образование -2020» / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. – 2012
  7. Зайцева И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И. Зайцева // Педагогическая мастерская. Всѐ для учителя! – 2011
  8. Ковалева  Г.С. Планируемые результаты начального общего образования /учеб. пособие для образ. учреждений/ Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова / М.,– 2009
  9. Кондаков  А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /А.М. Кондаков, А.А.Кузнецов. – М.: Просвещение, 2008
  10.  Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия: учеб. пособие для вузов/Е.В. Коротаева –М.: Профит Стайл, 2009
  11.  Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения/А.А. Кузнецов.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. М.: 2012.
  12.  Леонтьева А.А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. / А.А. Леонтьева – М.: Смысл, 2009
  13.  Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: кн. для учителя/А.М. Матюшкин – М.: Директ - Медиа, 2008
  14.  Осадько О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников: дис. канд. псих. наук./ Олеся Юрьевна Осадько – Киев, 2008
  15. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009.
  16.  Теоретическая статья о системе работы учителя по формированию УУД/ Педагогический журнал «Учитель»//Статья: Деятельность учителя по формированию УУД. − М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста

Раскрытие понятий "универсальные учебные действия" и "регулятивные универсальные учебные действия", описание способов диагностики регулятивных УУД, а так же путей формирования....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

Одной из основных ценностей и целейсовременной системы образования является формирование универсальных учебных действий у младших школьников.В широком значении термин «универсальные учебные действия» ...

Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»; представлена программа формирования регулятивных универсальных учебных действий дете...

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова".

Данная разработка представляет конспект урока по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме "Приставка как часть сло...

Программа самообразования учителя начальных классов по теме: «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»

Программа самообразования учителя начальных классов по теме:  «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»...