Групповая форма организации сотрудничества младших школьников
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шаламова Наталья Владимировна

Работа представлена в виде презентации и знакомит с основными формами групповой работы на уроке. Рассматриваваются способы формирования групп, плюсы и минусы групповой работы, "нужно" и "нельзя" при организации такой работы в классе, а также основные виды групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Групповая форма организации сотрудничества младших школьников Шаламова Наталья Владимировна учитель начальных классов

Слайд 2

Учебное сотрудничество – это совместная работа учащихся, направленная на решение учебных задач

Слайд 3

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А . Цукерман

Слайд 4

«В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи» Планируемые результаты освоения начального общего образования

Слайд 5

Задачи групповой работы Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе

Слайд 6

Мотивы включения в совместную учебную деятельность Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых. Возможность научиться способам взаимодействия в обучении. Лучшее запоминание материала. Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения. Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Возможность проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.

Слайд 7

Способы формирования групп

Слайд 8

Плюсы и минусы

Слайд 9

Какие существуют «нельзя» Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе более половины урока во 2 классе, 30 мин в 3-4 классах Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы; дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища

Слайд 10

Виды групповой работы

Слайд 11

Охота за сокровищами Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Слайд 12

Снежный ком Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Слайд 13

Пазлы Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Слайд 14

Зигзаг Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Слайд 15

Учитель может :

Слайд 16

Учитель не может :

Слайд 17

Мои принципы организации групповой работы

Слайд 18

1 класс. Учимся сотрудничеству 2 класс. Работаем в малых группах 3 класс. Учим других, учимся сами 4 класс. Используем разные виды групповой работы

Слайд 19

Этапы урока Предметы Примеры Проверка домашнего задания Чтение Математика Окр. мир Русский Чтение в группе стихов наизусть Взаимопроверка таблицы умножения Ответы в группе с опорой на таблицу Задание для товарища Актуализация знаний Составление кластера, синквейна Решение кроссворда «Светофор» Изучение нового материала Чтение, окр . мир Математика, русский Приемы «Зигзаг», « Пазлы », «Снежный ком», «Охота за сокровищами» Наблюдение, исследование с целью добывания нового знания Закрепление изученного Чтение текста по ролям Составление плана текста, синквейна Ответы на вопросы к тексту Контроль усвоения изученного материала Взаимодиктант

Слайд 20

Рефлексия

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения

В этой статье я предлагаю опыт работы. который позволил сделать учебный процесс увлекательным, личностно значимым и эффективным, так как качество знаний в классе значительно повысился. Он может быть и...

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют ...

Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...

Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности

Проект внеурочной деятельности по формированию творческого потенциала учащихся...

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Данная статья поможет вам учесть все стороны, которые влияют на  формирование сплоченного ученического коллектива....

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрывается актуальность групповой работы младших школьников, определяются принципы формирования групп, описывается технология организации групповой работы....