Групповая форма организации сотрудничества младших школьников
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шаламова Наталья Владимировна

Работа представлена в виде презентации и знакомит с основными формами групповой работы на уроке. Рассматриваваются способы формирования групп, плюсы и минусы групповой работы, "нужно" и "нельзя" при организации такой работы в классе, а также основные виды групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Групповая форма организации сотрудничества младших школьников Шаламова Наталья Владимировна учитель начальных классов

Слайд 2

Учебное сотрудничество – это совместная работа учащихся, направленная на решение учебных задач

Слайд 3

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А . Цукерман

Слайд 4

«В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи» Планируемые результаты освоения начального общего образования

Слайд 5

Задачи групповой работы Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе

Слайд 6

Мотивы включения в совместную учебную деятельность Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых. Возможность научиться способам взаимодействия в обучении. Лучшее запоминание материала. Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения. Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Возможность проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.

Слайд 7

Способы формирования групп

Слайд 8

Плюсы и минусы

Слайд 9

Какие существуют «нельзя» Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе более половины урока во 2 классе, 30 мин в 3-4 классах Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы; дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища

Слайд 10

Виды групповой работы

Слайд 11

Охота за сокровищами Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Слайд 12

Снежный ком Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Слайд 13

Пазлы Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Слайд 14

Зигзаг Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Слайд 15

Учитель может :

Слайд 16

Учитель не может :

Слайд 17

Мои принципы организации групповой работы

Слайд 18

1 класс. Учимся сотрудничеству 2 класс. Работаем в малых группах 3 класс. Учим других, учимся сами 4 класс. Используем разные виды групповой работы

Слайд 19

Этапы урока Предметы Примеры Проверка домашнего задания Чтение Математика Окр. мир Русский Чтение в группе стихов наизусть Взаимопроверка таблицы умножения Ответы в группе с опорой на таблицу Задание для товарища Актуализация знаний Составление кластера, синквейна Решение кроссворда «Светофор» Изучение нового материала Чтение, окр . мир Математика, русский Приемы «Зигзаг», « Пазлы », «Снежный ком», «Охота за сокровищами» Наблюдение, исследование с целью добывания нового знания Закрепление изученного Чтение текста по ролям Составление плана текста, синквейна Ответы на вопросы к тексту Контроль усвоения изученного материала Взаимодиктант

Слайд 20

Рефлексия

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.

Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах....

Статья "Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения

В этой статье я предлагаю опыт работы. который позволил сделать учебный процесс увлекательным, личностно значимым и эффективным, так как качество знаний в классе значительно повысился. Он может быть и...

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...

Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...

Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности

Проект внеурочной деятельности по формированию творческого потенциала учащихся...

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Данная статья поможет вам учесть все стороны, которые влияют на  формирование сплоченного ученического коллектива....

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрывается актуальность групповой работы младших школьников, определяются принципы формирования групп, описывается технология организации групповой работы....