Доклад на РМО учителей начальных классв
презентация к уроку на тему

Тема: «Развитие творческого потенциала школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на заседании секции РМО учителей начальных классов.

На тему: «Развитие творческого потенциала школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

Подготовила учитель

МБОУ «Навлинская СОШ № 2»:

Жаркова Т. В.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

       Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

        В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

             Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. А это значит, именно во внеурочной деятельности мы имеем возможность так организовать воспитательную среду, чтобы наиболее полно раскрыть в ребенке и самое важное развить его творческий потенциал, заложенный в виде задатков от природы.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач.

  1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.
  2. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.
  3. Учесть индивидуальные особенности обучающихся.
  4. Формирование навыков коммуникативного общения.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.
  6. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
  7. Обучение правилам и формам совместной работы.

Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог является тьютором. Он включает детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учёбе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.

Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  1. Спортивно-оздоровительное.
  2. Общекультурное направление.
  3. Социальное направление.
  4. Общеинтеллектуальное направление.
  5. Духовно-нравственное направление.

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности  детей.

Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности.  

Опираясь на базовую модель, детям нашей школы предложены два основных типа организационных моделей внеурочной деятельности:            

 -модель дополнительного образования            

 -модель «школы полного дня» (для 1 класса)

Модель дополнительного образования.   

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного  дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.     Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, декоративно-прикладную, экологобиологическую, спортивную и другую деятельность.  

        Модель «школы полного дня». 

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.  Данную модель характеризует:  

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;  
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности,  
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.  

Типы программ внеурочной деятельности:

  1. образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
  2. комплексные образовательные программы;
  3. тематические образовательные программы.

  В моем классе работают обе эти модели внеурочной деятельности: 2- я – реализовывалась в 1-м классе, 1-я реализуется со 2 по 4 класс.

В 1-м классе я организовывала внеурочную деятельность по следующим направлениям:

Социальное – кружок «Я самый…»

Духовно-нравственное – кружок «С азбукой по родному краю»

Общеинтеллектуальное – кружок «Занимательная информатика»

Общекультурное – кружок «Самоделкин», «ИЗО»

Программа «Я самый…» составление на основе нескольких авторских программ: 1) Е.В.Котова В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития; 2) Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников; 3) Цукерман Г. А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь».

        «Коррекционно-развивающая программа для первоклассников по адаптации и формированию позитивного отношения к школе» предполагает организацию групповых занятий с детьми 6 - 8 лет, без очевидных трудностей в процессе адаптации, а так же для детей с трудностями:

  • Адаптационные трудности, трудности во взаимоотношении с учителями,  негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, страх наказаний.
  • во взаимоотношении со сверстниками: замкнутость; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим; склонность к конфликтам, агрессивность и т.п.
  • во взаимоотношении с родителями: опасения не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказаний.

Во 2 – 4 классах:

Общеинтеллектуальное – кружок «Юным умникам и умницам»

Духовно-нравственное и общекультурное – кружок «Природа родного края», «История родного края»

Другие направления реализуются через посещения детьми других кружков и секций в ДЮЦ, ДЮСШ и ДШИ.

     Наиболее продуктивной формой внеурочной деятельности является так же проектная и исследовательская деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

         Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Наряду с учебными проектами, которые предлагает нам программа работы по ФГОС, я широко применяю проектную и исследовательскую деятельность и во внеурочной деятельности, на мой взгляд метод проектов легче и эффективнее организовывается именно во внеурочной деятельности. Я не буду подробно останавливаться на пояснение теоретических основ проектного метода, он вам всем хорошо известен, приведу несколько творческих групповых проектов, которые были реализованы мной в процессе внеурочной деятельности в моём классе.

ПРОЕКТ «Осенины» (1 класс)

В проекте «Осенины» на подготовительном этапе прошла экскурсия в парк, беседа «Что нам осень принесла». Мы читали произведения об осени и рассматривали иллюстрации.

На этапе проектирования прошла беседа «Осенины – древний праздник прощания с летом и встречи осени».

Далее наступил самый ответственный, практический этап.

Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Прошел конкурс поделок «Осенние фантазии из природного материала», изготовление рисунков на осеннюю тематику «Осенние краски», разучивание песен об осени.

В поиске примет на тему «Осень» под моим руководством проходила работа с источниками информации (книгами, энциклопедиями).  

На заключительном этапе проекта были представлены поделки, выставка овощей и фруктов, конкурс рисунков, и праздник «Осенины» (где учащиеся читали стихи, пели песни об осени, применили свои знания примет об осени в конкурсах).

 ПРОЕКТ «Новогодняя мастерская» (2 класс)

    В проекте «Новогодняя мастерская» на подготовительном этапе прошла экскурсия по зимнему парку,  беседы «Новогодние традиции русского народа», «Что такое Рождество», «Почему на Новый год украшают ёлку?».  

На этапе проектирования прошел классный час, который готовили дети по группам, каждая группа представила свой мини-проект с презентацией «Как встречают Новый год в разных странах».  А так же прошла презентация индивидуальных мини-проектов по русскому языку «Письмо Деду Морозу».

 Далее, на практическом этапе происходило распределение обязанностей по группам. Изготавливались рисунки и плакаты «Мы рисуем Новый год», «Новогодняя открытка», происходил сбор материала: «Снегуркины загадки», «Мастерская самоделкина» - изготовление новогодних поделок для украшения класса и школьной ёлки, разучивались стихи и песни о зиме и Новом годе.

На заключительном этапе прошел «Новогодний огонек», в украшенном руками детей классе, где были представлены результаты работы учащихся. А так же песни и стихи, пригодились нам на школьной ёлке.

 Проект «День матери»  (3 класс).

       На подготовительном этапе с ребятами были проведены беседы «Разговор о маме», «За что я маму так люблю?».

На проектировочном этапе проекта прошла беседа «Сюрпризы для мамы своими руками».

Далее начался практический этап. Это: изготовление подарков «Открытка маме»,

сбор материала и подготовка мини-проектов по теме: «Мамина профессия»,

 оформление стенгазеты «Моя любимая мама», изготовление рисунков «Мама, милая мама», подготовка концерта для мам (разучивание стихов, песен и сценок для мам), подготовка фоторепортажа и презентации для мам.

  На заключительном этапе проекта прошел концерт + компьютерная презентация «Слово мама, нет его родней».  

Проект «Здоровый образ жизни»  (4 класс).

    На подготовительном этапе прошли беседы «Здоровый образ жизни».

На проектировочном этапе прошла беседа «Наши полезные и вредные привычки».

На практическом этапе дети разделились на микрогруппы, каждая готовила мини-проекты, собирала фотографии и картинки, готовила презентации: «Полезные продукты», «Полезные привычки», «Режим дня», «Спорт в нашей жизни», «Игры полезные для здоровья» - защита этой презентации прошла на свежем воздухе.
       На заключительном этапе были заслушаны презентации мини-проектов и выполнен групповой мини-проект-коллаж «Здоровый образ жизни».

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

      Наряду с проектной во внеурочной деятельности, большое внимание я уделяю и исследовательской работе с учащимися, если проекты у нас в основном групповые и в них задействованы все учащиеся класса, то исследовательскую деятельность приходиться ограничивать индивидуальной работой в детьми, так как она более сложная и долговременная, поэтому интерес к ней проявляют только наиболее творчески одаренные учащиеся, хотя, потом продуктами этой деятельности они делятся со всеми, таким образом, пусть косвенно, но все учащиеся оказываются задействованными.

      За время своей работы с учащимися в 1 – 4 классах мной было подготовлено 5 исследовательских работ, все они были представлены на различных конкурсах и отмечены призовыми местами.  Этапы работы над индивидуальным исследовательским проектом такие же как и над групповым проектом. Главной отличительной чертой является то, что учащему предоставляется больше самостоятельности, и ответственность за всю работу лежит на нем самом, что ребенок очень хорошо осознает, результат зависит от тебя самого и учитель только координирует работу и направляет учащегося, а все этапы работы ребенок реализует сам.

Приведу примеры исследовательских работ моих учащихся.

Пономарева Дарья 1 класс «Куда и почему плывут облака?» - 1 место на районном конкурсе «Юные экологи Брянщины»;

Заикина Владислава 3 класс «Эти удивительные кошки» - 2 место на районной научно-практической конференции и 1 место областного конкурса «5 колесо»;

Мазурова Мария 3 класс «Если нет кисточки?» - 2 место на районной научно-практической конференции и 2 место областного конкурса «5 колесо»;

Пономарева Дарья 3 класс «Почему мы плачем? или Откуда берутся слезы?» - 3 место на районной научно-практической конференции и 3 место областного конкурса «5 колесо»;

Сагайдак Ярослава 3 класс «Почему высохла лужа?» - лауреат районной научно-практической конференции и лауреат областного конкурса «5 колесо»;

         При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1-й класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей начальных классов «Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»

В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа "Одаренные дети". Наряду с урочной деятельностью , способствуют развитию и выявлению одаренных учащихся различные формы работы с учащ...

доклад на МО учителей начальных классов "Урок в начальной школе с использованием ТРКМ"

Технология критического мышления может использоваться на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, реже на уроках математики (например, кластер). Данная технология имеет свою структуру построен...

Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме "Толерантность".

В докладе рассматривается толерантность как социально-психологическая устойчивость к культурному многообразию мира и как психологическая устойчивость в педагогической деятельности....

Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме "Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО".

В докладе рассмотрены следующие вопросы: особенности системы оценки, оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, накопительная система оценки - рабочий портфолио....

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...