Технологии формирующего (развивающего) оценивания.
методическая разработка на тему

Лагода Инна Викторовна

Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регу­лируемого ими учебного процесса на достижение результата — требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учи-и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zadanie_modulya_3.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии формирующего (развивающего) оценивания.

Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата — требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учи-и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.

Прежде всего меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как: самостоятельный и самоценный элемент содержания; средство повышения эффективности преподавания и учения;  фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; регулятор программы обучения.

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:

оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он применил при выполнении задания или в изучения темы; учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе; учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком; побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы(наблюдения. самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

Как уже отмечалось, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков (навыков письма и чтения, вычислений и рассуждений и т. д.), но и такие достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т. п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогрессученика в различных областях.

Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио.

Это слово на слуху, о детском портфолио много говорят, спорят, ему посвящено большое количество исследований и публикаций. Каждому родителю хочется, чтобы успехи его ребенка - такого любимого, необыкновенного, самого-самого лучшего, были известны не только ему, родителю, но и всем вокруг. И. конечно, каждый учитель рад поделиться достижениями своих учеников и воспитанников.

В современном обучении портфолио учащегося используется на разных этапах. Оно помогает фиксировать результаты обучения и предъявлять их в социум. Портфолио - это форма учета индивидуальных достижений ребенка.

Как оценить успехи ученика наиболее объективно? Как правило, традиционная система оценивания очень проста: это шкала «от двойки до пятерки». Но разве такой способ оценки может передать все многообразие достижений ученика? Портфолио позволяет оценивать успешность детей не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Что можно рассказать о технологии портфолио вкратце?

Основная идея учебного портфолио - показать лучшее, на что способен учащийся. Основная задача - проследить динамику учебного прогресса ребенка. Преимущества можно перечислить следующие:

Преподавание, учение и оценивание объединены в одной технологии. Разделы портфолио посвящены разным этапам учебной деятельности: например, в один раздел помещаются материалы, которые ребенок планирует использовать, работая над проблемой, в другой - промежуточные результаты учебной деятельности, в раздел достижений - конечный продукт. Таким образом, можно проследить динамику учебного процесса: от зарождения идеи изучить какую-то проблему до конечного «Ура! Я научился!»

Портфолио позволяет проанализировать разнообразные продукты учебно—познавательной деятельности ребенка и объединить количественную и качественную оценку.

То есть, в портфолио учитывается все: от количества грамот и дипломов до показателей качества выполненных работ.

Технология портфолио поощряет не только оценку, но и самооценку учащегося, то есть если в традиционной системе оценивания «пятерку» или «двойку» ставит только учитель, то в технологии портфолио ученик может оценить сам себя. Помимо этого, здесь предусмотрена взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль самого автора портфолио. Умение оценивать себя и принимать оценку сверстников невозможно переоценить, и портфолио помогает сформировать это важное социальное умение.

Портфолио помогает сотрудничеству учителя и ученика. Как вместе с учителем оценить свои успехи, приложенные усилия и прогресс в обучении? Учитель превращается в сознании автора портфолио из «карающей инстанции» в помощника и старшего наставника.

Портфолио - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования. Что это значит? Портфолио делает наглядным весть процесс обучения по выбранной проблеме, а оценке подлежит не только конечный результат, но и все промежуточные достижения.

Портфолио помогает участвовать и побеждать в конкурсах, олимпиадах, различных проектах и грантах. Чем раньше ребенка приучат фиксировать свои достижения, тем проще.

Стратегия проверки понимания. Стратегия проверки понимания отсылает нас к процессам, контролирующим и регулирующим то, как мы думаем («размышление о мышлении»). Полезными могут быть графические техники визуализации мыслительной деятельности (кластеры, ментальные карты, фишбоун и др.), которые могут быть рекомендованы как для индивидуальной работы, так и для групповой.

С точки зрения стратегии проверки понимания очень востребованными оказываются и Google-документы. Их дидактическое преимущество заключается, на наш взгляд, в возможности организации коллективной рефлексивной деятельности.

Шаблон коллективного эссе

 Ф.И. участника

 Я уверен (а), что...

Я опасаюсь, что... 

...

  Я надеюсь на...

И еще...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом случае под эссе понимается самостоятельное сочинение-размышление обучающегося по исследуемой проблеме в соответствии с заданным форматом.

Как показывает практика, технологически написание эссе можно реализовать с помощью различных Google-сервисов.

На наш взгляд, выбор формы будет определяться и сутью проблемы, и подготовкой обучающихся к взаимодействию, и уровнем сформированности у них навыков письменной коммуникации. А это как раз те проблемы, над которыми надо работать сегодня в школе.

Сравнительный анализ Google-сервисов для написания эссе

 

 Google-документ

 Эссе на основе Google-таблицы

  Эссе на основе Google-формы

 Специфика технологии

В этом случае под эссе понимается самостоятельное сочинение-размышление по исследуемой проблеме.

Приступая к написанию эссе, авторы видят уже опубликованные мнения других участников коллективной деятельности, что требует определенного переосмысления проблемы. При этом заранее определен формат анализа проблемы.

Авторы отвечают на конкретные вопросы в стиле мини-эссе, не ориентируясь на мнение других обучающихся.

Что это дает в дидактическом плане?

 Свобода формы и содержания эссе создают условия для более полной реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающегося.

Требование лаконичности формулировок ответов на поставленные вопросы упрощает процесс написания эссе, делает его доступным более широкому кругу обучающихся. Повышается активность обучающихся. В результате - коллективное видение проблемы. Формируется осознание причастности к коллективному продукту.

Исключается возможность определенного «давления» со стороны более «авторитетных» участников. В результате - реальное коллективное мнение, которое, с одной стороны, является продуктом интеллектуальной деятельности, а с другой – предметом дальнейшего детального обсуждения.

 В чем минусы данного подхода?

 Эссе является продуктом индивидуальной мыслительной деятельности, отражает лишь частную точку зрения.

 Некоторая ограниченность в стиле изложения и выборе языковых форм приводит и к ограниченности выразительных возможностей жанра эссе. Мнение формулируется под некоторым «давлением» коллектива.

 Есть опасность некоторой «отписки» при ответах на вопросы, поскольку в момент формулирования ответов причастность к коллективу соавторов не прослеживается… Требование лаконичности снижает эмоциональность выражения мыслей…

Продолжая анализ «трансформации» методик формирующего оценивания в инструменты оценивания образовательных достижений обучающихся и рассматривая дидактические возможности облачных технологий, различного рода дневниках саморазвития (дневниках наблюдениях), «бортовых журналах» и т.п., которые могут быть реализованы как в Google-документах, так и с помощью блогов.

При этом функциональная нагрузка может быть различной. Расставляя акценты соответствующим образом, блог может выполнять значение и инструмента выявления потребностей, и инструмента мониторинга прогресса, и инструментом выявления понимания. При этом блоги являются уникальным средством рефлексии всех участников образовательного процесса

Стратегия демонстрации понимания и умения. Проведя анализ стратегий формирующего оценивания, можно предположить, что систематическое использование инструментов формирующего оценивания ведет к возникновению ситуации, в которой обучающие не только получают полезную информацию о своем прогрессе, но и активно участвуют в процессе личностного осмысления знаний и навыков. Поэтому на заключительном этапе деятельности важно предоставить учащимся возможность продемонстрировать понимание исследуемой проблемы, полученный в ходе ее исследования определенный социальный опыт.

Реализация данной стратегии оценивания связана с оценкой результатов продуктивной деятельности обучающихся или представлением и анализом портфолио, демонстрирующим прогресс и достижения школьника.

Важным критерием успешности выполнения задания обучающимися является условие открытости этих критериев, сочетание творческой компоненты и формализации процедуры оценивания.

Можно сделать вывод, что многоплановость задач формирующего оценивания определяет вариативность стратегий и, естественно, методик его проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология составления и оценивания метапредметных результатов

Данная презентация раскроет основные моменты оценивания метапредметных результатов....

Технология формирующего оценивания. "Методика активной оценки"

Теоретический материал познакомит учителя с элементами стратегии активной оценки. Ведь, когда учитель оценивает активно, он вместе с учениками проживает очень интересную жизнь, втягивая их в процесс м...

Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы

В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....

Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность уча...

Технология формирующего оценивания

Учебно-методический материал....

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности технологииформирующего оценивания и возможность применения её методов на уроках вначальной школе.Ключевые слова: формирующее оценивание, условия формиру...

Технология формирующего оценивания в начальной школе как инструмент повышения мотивации к обучению

Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степен...