Технология формирующего оценивания. "Методика активной оценки"
статья на тему

Надежда Константиновна Беллер

Теоретический материал познакомит учителя с элементами стратегии активной оценки. Ведь, когда учитель оценивает активно, он вместе с учениками проживает очень интересную жизнь, втягивая их в процесс мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Методика активной оценки"21.01 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Причулымская СШ»

«Методика активной оценки»

выступление на заседании РМО начальных классов

Учитель начальных классов

Беллер Надежда Константиновна

2016-2017 уч. год

Одной из составляющей технологии формирующего оценивания является «Методика активной оценки». Выделяют семь элементов стратегии активной оценки:

  • Учебная цель
  • Целеполагающая деятельность обучающихся
  • Критерии оценки учебной деятельности
  • Подытоживающая и активная оценка
  • Обратная связь, работа с родителями
  • Взаимо и самооценка
  • Стимулирующие ключевые вопросы.

В данной технологии цель рассматривается как ожидаемый или предполагаемый результат деятельности. Цель основа любого действия и его результата.

Учебная цель – заявление о том, что мы вместе с обучающимися надеемся достичь на протяжении урока или другого времени. Она должна быть сформулирована коротко и конкретно. Цель должна быть диагностируемой, т. е., должны быть некие средства, которые помогут понять, достигли этой цели или нет.

Экономист, педагогПитер Друкер в середине XX века сформулировал 5 важнейших критериев постановки правильных целей:

  • Конкретность (есть ли в формулировке цели  информация, которая отвечает на вопросы кто? что? где? когда? как?)
  • Измеряемость (есть ли надежная возможность измерить степень достижения цели)
  • Достижимость (может ли цель быть достигнута разумными силами и средствами)
  • Реалистичность (ориентирована ли цель на конкретные результаты)
  • Ограниченность во времени (определены ли сроки дотижения цели).

Следующая  составляющая стратегии активной оценки является целеполагающая деятельность обучающихся. Что они должны уметь?

  • Переформулировать цель своими словами после предварительного обсуждения в парах
  • Вносить изменения в предложенный учителем вариант формулировки целей урока
  • Определять цель урока по «ключевым словам»
  • Выходить на цель урока через проблему, задачу
  • Самостоятельно выбирать цель из предложенных учителем.

В конце урока необходимо возвращаться к цели урока, проверяя,  удалось ли её достичь и делать вывод: двигаться дальше или ещё какое-то время посвятить данной теме. Целль должна быть переведена на язык учащихся. Они должны учиться самостоятельно ставить цели. Оценка  степени достижения заявленных целей – обязательный элемент учебной деятельности.

Следующий элемент стратегии активной оценки – определение критериев оценки учебной деятельнсти. Чтобы сформулировать критерии оценки, нужно ответить себе на вопрос, как я узнаю, что ученик усвоил тему? Если критерии будут прозрачны, т.е., учащиеся будут знать, на что мы будем обращать внимание, то ученики будут:

  • точно знать, какую работу они должны выполнить и что именно ждёт от них учитель
  • у учителя не будет проблем с оцениванием работы ученика
  • будет формироваться атмосфера доверия между учителем и учениками,  действия учеников будут более самостоятельными.

Критерии оформляются в начале изучения темы, чтобы было легко оценить итоговую работу. Критерии должны быть деференцированы: на «3»  достаточно знать то и то, на «4» то и то  + это, а на «5»  то и то  + это, это и это.

Хорошо,когда учащиеся принимают участие в выработке критериев. В  этом случае они будут мотивированы к самостоятельной работе по достижению успеха.

Подытоживающая оценка (отметка) выражается баллом, она даёт учащемуся информацию лишь о том, насколько его работа близка к идеалу или отдалена от него.

Активная оценка – безотметочная обратная связь учителя и ученика. Учитель готовит отзыв или комментарий на работу. Хороший отзыв должен содержать 4 элемента:

  1. подчёркивание и похвала того хорошего и правильного, что есть в работе
  2. выделение того что должно быть исправлено или над чем нужно поработать дополнительно
  3. подсказки, как это можно сделать
  4. совет по поводу того, в каком направлении ученик должен двигаться дальше.

Активное оценивание не предполагает выставления отметки в баллах. Оно даёт возможность учащимся осознать что у них получается хорошо, а что пока не удаётся, подсказывает, каким образом улучшить свои учебные достижения.

Следующий элемент стратегии активной оценки обратная связь, работа с родителями. Чтобы быть эффективной, обратная связь должна отвечать на вопросы «Куда я иду?», «Как я иду?» и «Что дальше?». Такая обратная связь – фундамент  активной  оценки. Обратная  связь  рассматривается  как  ученик       учитель («светофор»), учитель     ученик (отзыв на работу),  ученик     ученик (самооценка и взаимооценка), школа      родители (родительские собрания, индивидуальные беседы).

Следующий элемент стратегии активной оценки взаимо и самооценка. Активной и сознательной учебная деятельность учащихся будет, если выполняются условия:

  • учащиеся осознают цель своей деятельности, участвуют в её определении, в идеале – самостоятельно её формулируют
  • учащиеся знают критерии определения успешности своей деятельности
  • учащиеся могут, ориентируясь на цели и критерии успешности, оценить свою учебную деятельность и деятельность своих товарищей, обозначить достижения и проблемы, определить пути преодаления проблем.

Там, где возможно, ученик должет себя оценивать. Оценочная деятельность учащихся такова:

  1. чтобы дать оценку, нужно иметь возможность сравнить работу с эталоном
  2. само и взаимооценка должны быть оцениванием, а не выставлением отметки
  3. оценщик должен выполнять следующие правила:
  • оценивается работа, а не личность
  • проверяется только то, что записано в критериях оценки
  • правильные ответы отмечаются знаком «+», неправильные «- »
  • при оценивании используются образцы ответов
  • в случае сомнений следует обратиться за помощью к учителю.

Когда ученик может сам оценить, как много он узнал и что ему необходимо сделать, чтобы достичь желаемой цели, когда учится оценивать достижения других, это не только помогает ему в процессе обучения, но и превращает в активного участника этого процесса.

Следующий элемент умение ставить стимулирующие ключевые вопросы.

Если вопрос правильно поставлен, он стимулирует учащихся на освоение знаний. Как превратить вопрос в стимулирующий?

  1. по возможности откажитесь от закрытых вопросов, переиначивая их,

     добавьте набор ответов,

     измените вопрос на утверждение,

     используйте противопоставление,

     включайте в вопрос ответ,

     подчёркивате иную перспективу;

  1. увеличьте время ожидания ответа
  2. предложите обсудить вопрос в парах
  3. измените отношение к неправильным ответам.

Ключевые вопросы должны:

  • быть связаны с темой и целями урока
  • быть достаточно сложными, на них нельзя дать ответ сразу
  • побуждать учащихся выходить за рамки материала, очерченного учебным планом
  • зацепить учеников, вызвать желание найти ответ
  • опираться на изучаемый материал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда учитель оценивает активно, он:

  • определяет цели урока, как ожидаемые результаты деятельности учеников и формулирует их в доступной для учеников форме
  • вместе с учениками определяет критерии успешной деятельности: на что он будет обращать внимание при оценке работы ученика
  • проводит различие между активной и подытоживающей оценкой
  • эффективно организует обратную связь по направлениям: ученик—учитель, ученик – ученик, учитель – родители родители – ученик
  • знает, как сформулировать ключевые вопросы и умеет задавать вопросы так, чтобы втягивать всех учащихся в процесс мышления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная оценка

Презентация на тему " Использование методики активной оценки"....

Активная оценка как инновационная система оценки качества знаний обучающихся

В современных условиях жизни каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности. Именно контроль и анализ выступают регуляторами любой деятельности человека, дают человек...

Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы

В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....

Технологии формирующего (развивающего) оценивания.

Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регу­лируемого...

Презентация опыта работы Рубцовой А.М. учителя начальных классов МБОУ «СОШ» с. Гурьевка по теме: «Оценивание достижений учащихся. Метод активной оценки»

Участие в 3-ем районном педагогическом форуме «Реализация ФГОС. Опыт, проблемы, перспективы» - площадка «Разнообразные формы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП&ra...

Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность уча...

Технология формирующего оценивания

Учебно-методический материал....