Главные вкладки

    Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО
    статья на тему

    Ромашова Людмила Михайловна

    Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  
               Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
              Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться  и изменяться.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Требования к современному уроку

    в начальной школе

    в условиях внедрения и реализации

    ФГОС НОО

    « Урок – это зеркало общей и

    педагогической культуры учителя,

    мерило его интеллектуального богатства ,

    показатель его кругозора, эрудиции»

    В.А. Сухомлинский

    (Слайд №2)

       Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
    Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

       Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».   
          Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

     (Слайд №3)

        Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  (щелчок)
    •        анализировать свои действия;
     (щелчок)
    •        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
    (щелчок)
    •        отличаться мобильностью;
     (щелчок)
    •        быть способны к сотрудничеству;
     (щелчок)
    •        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.


                В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?  
    (Слайд №4)
    Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.


    Какие требования предъявляются к современному уроку:
     (Слайд №5)
    •    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
     (щелчок)
    •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
     (щелчок)
    •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
     (щелчок)
    •     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
     (щелчок)
    •    вывод делают сами обучающиеся;
     (щелчок)
    •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
     (щелчок)
    •    времясбережение и здоровьесбережение;
     (щелчок)
    •    в центре внимания урока - дети;
     (щелчок)
    •    учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;
    •     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    •    планирование обратной связи;
    •     урок должен быть добрым.
     (щелчок)


    При планировании  урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники:
     (Слайд №6)

    (щелчок)
    •    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
     (щелчок)
    •    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
     (щелчок)
    •    деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
     (щелчок)
    •    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся);
     (щелчок)
    •    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).


        Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
          Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    (слайд№7)

    Перед вами сводная таблица сравнительной характеристики  деятельности педагога традиционного урока и современного.

    Характеристика изменений в деятельности педагога,

    работающего по ФГОС

    Предмет изменений

    Традиционная деятельность учителя

    Деятельность учителя, работающего по ФГОС

    Подготовка к уроку

    Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

    Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

    Основные этапы урока

    Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

    Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

    Главная цель учителя на уроке

    Успеть выполнить все, что запланировано

    Организовать деятельность детей:

    • по поиску и обработке информации;

    • обобщению способов действия;

    • постановке учебной задачи и т. д.

    Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

    Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

    Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

    Форма урока

    Преимущественно фронтальная

    Преимущественно групповая и/или индивидуальная

    Нестандартное ведение уроков

    Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителем физкультуры), урок проходит  в присутствии родителей обучающихся

    Взаимодействие с родителями обучающихся

    Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

    Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

    Образовательная среда

    Создается учителем. Выставки работ обучающихся

    Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

    Результаты обучения

    Предметные результаты

    Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

    Нет портфолио обучающегося

    Создание портфолио

    Основная оценка – оценка учителя

    Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

    Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

    Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

       Мы видим, что в современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту.

    На традиционных уроках ученику приходится слушать, смотреть только на учителя, а в современном уроке – деятельностный подход.

    (слайд№8)

       Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты,  метапредметные умения, которые формируют у обучающихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

    (слайд№9)

        Виды универсальных учебных действий, формируемых на уроке в начальной школе таковы

    Личностные:

    обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

    Регулятивные, 

    обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

    - целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

    -планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

    - контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

    - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

    - коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

    - самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

    Коммуникативные

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    - умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

    Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции

    Предметные дают основы новых знаний и опыт по получению и преобразованию нового знания.


         
    (Слайд №10) (щелчок) 

    Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
          Множество плюсов имеет
    групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и  декламировать.


         
    (Слайд №11) (щелчок) 
    Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
    1. Урок изучения нового.
    (щелчок) 
    Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
    2. Урок закрепления знаний.
     (щелчок) 
     Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
    3. Урок комплексного применения знаний.
     (щелчок) 
     Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
    4. Урок обобщения и систематизации знаний.
    (щелчок) 
    Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
    (щелчок) 
    Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    (Слайд №12) 

       Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

    (слайд№13)

    В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

    http://www.gia3.ru/tabliza.jpg

     

       (Слайд №14) 

         ФГОС  вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
    (щелчок)

    Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: (щелчок)
    • возраста ребенка;
    • специфики учебного предмета;
    • меры сформированности УУД учащихся.

    (щелчок)
    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
     (щелчок)
    •    предъявить противоречивые факты, теории;
    •    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
    •    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
    Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

       (Слайд №15) 

       Стандарт предлагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и родителей.

       В нашем лицее Внеурочная деятельность реализуется в объеме 10ч. в неделю по 6 направлениям, представленных программами:

    № п/п

    Название модуля

    Вид деятельности

    Количество часов в неделю

    1.

    Спортивно-оздоровительный

    Кружок «Планета Здоровья»

    2.

    Военно-патриотический

    Кружок «Юный эколог»

    3.

    Научно-познавательный

    Кружки «Геометрия вокруг нас» и «Занимательная грамматика»

    4.

    Социальный

    Кружок «Земля – наш дом»

    5.

    Художественно-эстетический

    Кружки «Волшебный мир оригами» и «Волшебный мир книги»

    6.

    Проектный

    Кружки «Я-исследователь» и «Логика»

       Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

      (Слайд №16) 

     В отличие от стандарта 2004 года новый  ФГОС  вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. 
           Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  
               Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
              Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться  и изменяться.
    (Слайд №18) 


      Список литературы:
    1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
    2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО

    Слайд 2

    « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

    Слайд 3

    • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способными к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Портрет выпускника Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

    Слайд 4

    В чём НОВИЗНА ? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

    Слайд 5

    • хорошее начало и хорошее окончание. Требования к современному уроку: • четко сформулированные тема, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим; • учитель активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • учет уровня и возможностей учащихся; • урок должен быть добрым.

    Слайд 6

    • свобода выбора; Принципы педагогической техники • открытость; • деятельность; • идеальность (высокий КПД); • обратная связь.

    Слайд 8

    ЛИЧНОСТНЫЕ метапредметные РЕГУЛЯТИВНЫЕ

    Слайд 9

    Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы научных знаний Опыт по получению и преобразованию нового знания Предметные и метапредметные действия с материалом

    Слайд 10

    выявление спорных вопросов выступление перед аудиторией экскурсии поиск дополнительного материала на заданную тему обмен мнениями построение системы доказательств обсуждение в группах УУД формируются в процессе...

    Слайд 11

    Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. 2. Урок закрепления знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    Слайд 12

    Цель деятельностного подхода заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

    Слайд 14

    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: • предъявить противоречивые факты, теории; • обнажить житейское представление и предъявить научный факт; • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: • возраста ребенка; • специфики учебного предмета; • уровня сформированности УУД учащихся. Учебная ситуация

    Слайд 15

    № п/п Название модуля Вид деятельности Количество часов в неделю 1. Спортивно-оздоровительный Кружок «Планета Здоровья» 2ч 2. Военно-патриотический Кружок «Юный эколог» 1ч 3. Научно-познавательный Кружки «Геометрия вокруг нас» и «Занимательная грамматика» 2ч 4. Социальный Кружок «Земля – наш дом» 1ч 5. Художественно-эстетический Кружки «Волшебный мир оригами» и «Волшебный мир книги» 2ч 6. Проектный Кружки «Я-исследователь» и «Логика» 2ч Внеурочная деятельность

    Слайд 16

    В отличие от стандарта 2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего ее.

    Слайд 17

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

    Материал представлен в виде презентации, где описывается опыт работы по данной теме....

    Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

    Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

    Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях внедрения ФГОС

    В данной статье рассматривается вопрос об использовании ИКТ на уроках в начальной школе...

    Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО

    Материал для выступления на педсовете рассказывает об основных отличаях традиционного урока и урока по ФГОС....

    ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

    ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА...

    Требования к современному уроку в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО

    Данная презентация содержит основные принципы построения урока в современных условиях.Характеристику изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.  Образовательная задача состоит в...

    Мастер - класс "Диссеминация педагогического опыта в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО: современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО"

    Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его пр...