Папка индивидуальных учебных достижений
учебно-методический материал на тему

Новикова Ольга Николаевна

Папка индивидуальных учебных достижений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_individualnyh_uchebnyh_dostizheniy.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных  результатов 

освоения  учебных программ учащимися начальных классов 

Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (далее - ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).

        Достижение предметных результатов на базовом уровне в любом образовательном учреждении – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах. Достижение предметных и метапредметных результатов обучения обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки, технологии фиксирования этих результатов.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных  действий (далее - УУД) — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов.

        В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых видов, форм и методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся. На основании Закона «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения (далее - ОУ), и для осуществления этой деятельности в каждом ОУ разработана своя система контроля, оценки, формы фиксирования полученных результатов. Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива.

        Система оценивания в ОУ должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:

  • устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
  • давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
  • отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
  • обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
  • отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

        Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности имеет важное значение. Без специального отслеживания трудно представить действие учителя и успешность освоения предмета учащимся. Накопление отметок при отсутствии чёткого понимания системы, не дает возможность объективно оценивать деятельность ученика.                

        «Как определить качество образовательного процесса с наименьшими затратами? Как определить рост образования и образованности каждого ученика, а не класса в целом? Как определить качество развития учащихся?» - Этот вопрос задают себе многие учителя.

        Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мониторинга и анализе его результатов.

Создание «Папки индивидуальных учебных достижений» (далее - ПИУД) является средством организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных  результатов освоения  учебных программ учащимися начальных классов (личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдения, получением информации от семьи); дает возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в образовании 5-балльной системы. Данная технология заключает в себе большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.

        Хотя утверждение, что школа XXI века - это «школа портфолио», т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами. ПИУД рассматривается как систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний.

        ПИУД - несомненно, удачная форма констатации, которая в отличие от обычной отметки полностью лишена субъективизма, так как только содержательно констатирует выполненную ребенком работу. Она является наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки, демонстрируя усилия учащихся, прогресс и достижения в различных областях.

        Такой документ - продукт исследовательской деятельности учителя; продукт практико-ориентированного подхода к образованию; это новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру учения.

        В работе над ПИУД очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения (Приложение №1). Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Вопрос «что оценивать?» решается просто, потому что сама система дает ответ на этот вопрос: «Оцениваться должен лишь результат определенного этапа обучения, так как оценивать знания ученика в период их формирования нецелесообразно».

        ПИУД - своеобразная выставка личных достижений ученика, в котором отслеживаются учебные достижения ребёнка по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру; а так же общеучебные умения. Учителю и родителям становится понятно, в какой области или в какой теме с ребёнком нужно поработать дополнительно. В этих же папках находятся анализы контрольных работ по математике, русскому языку. Данный документ связан со всеми предметными областями, изучаемыми в начальной школе, что позволяет наглядно увидеть, в каких областях ученик добивается наилучших результатов и позволяет каждому ученику найти материал, отражающий его достижения.

        Документ может быть использован для ученической самооценки, в качестве рефлексии учениками своего развития и в процессе общения с родителями учеников  (Приложение №4). ПИУД способствует налаживанию нормального диалога между родителем и ребенком и получению родителями развернутой информации о том, чем их ребенок в школе занимается и как у него это получается. Родители же всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери, каких успехов достиг их ребенок в обучении. Использование данной методики отслеживания достижений имеет положительные отзывы учителей и родителей, которые в любой момент могут увидеть уровень обученности ученика и динамику его развития. Эта работа индивидуальна. Результаты деятельности ребенка сравниваются только с его собственными первоначальными результатами: каким был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился.

        Миссия использования ПИУД

  • Папка позволяет показать всем заинтересованным лицам, как учащийся справляется с программой обучения, как происходит формирование его самооценки.
  • Папка будет сопровождать ученика в течение всего обучения в начальной школе. Каждый год происходит отдельное формирование папок, что позволяет демонстрировать прогресс во времени как внутри каждого года обучения, так и на протяжении всех четырех лет.

Содержание  ПИУД

        В состав «Папки индивидуальных учебных достижений» каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью, входят:

1) «Листы индивидуальных учебных достижений» (по каждому предмету) для отслеживания и оценивания предметных знаний. В них отражено содержание ФГОС НОО (Приложение №2); универсальные учебные действия (Приложение №3); листы самооценки (Приложение №4). Так родители и сам ученик имеет возможность не только видеть работу, оценивать ее, но и соотносить с содержательной оценкой учителя, которая формулируется не с позиции «что не так»,  а с позиции «что смог, что получилось».

        2)  Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами могут быть следующие:

  • выборка письменных работ по предметам;
  • дневники читателя (Приложение №7, Приложение №8);
  • выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);

        3) Систематизированные материалы текущей оценки:

  • отдельные листы наблюдений,
  • оценочные листы и материалы процессов выполнения отдельных видов работ,
  • результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования  (Приложение №5,  Приложение №6);
  • выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся (Приложение №4);
  • листы итоговых оценок  (Приложение №9).

        Фиксирование учебных достижений учащихся в данной форме способствует:

  • повышению объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых;
  • обеспечению сопоставимости результатов тестирования для выявления сильных и слабых сторон разных технологий обучения, реализуемых в разных классах;
  • совершенствованию учебного процесса на основе рекомендаций, полученных при анализе результатов диагностических тестирований.

        Использование зафиксированных данных позволяет:

  • осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся с целью оценки качества обучения и тенденций развития;
  • выявить факторы, позволяющие объяснить различия в образовательных результатах учащихся;
  • корректировать индивидуальные результаты учащихся;
  • оценить уровень образовательных достижений класса, ОУ с целью оценки деятельности учителей;
  • выбрать уровень изучения отдельных учебных предметов;
  • выявить тенденции в изменении качества образования по различным предметам;
  • отследить изменения в результатах обучения, которые происходят при переходе из начальной школы в основное звено.

Общие положения

1.1. Лист индивидуальных достижений введен для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между родителями, учителями и учащимися.

1.2. Лист индивидуальных достижений — это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая в успешность формируемых основных навыков и умений по литературному чтению, русскому языку, математике.

1.3.  Листы индивидуальных достижений оформляются учителем после каждой четверти.

1.4.  Информация Листов применяется при рефлексии учебной деятельности учащимися при итоговом повторении и постановке задач коррекции знаний и умений.

1.5. Лист является для родителей наглядным документом успешности ученика и используется классным руководителем при проведении родительских собраний, а также в организации индивидуальной работы с родителями. Один раз в четверть родители расписываются в Листе.

1.6.  Лист индивидуальных достижений учащегося хранится в его портфолио.

Иные способы фиксации и формализации оценки

Мониторинг качества обученности учащихся в  условиях  безотметочного обучения

     В 1 классе система оценивания является  безотметочной лишь для ребенка, учитель же постоянно отслеживает   и  контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это  иные   способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Участвуя в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания начального образования по УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века» я  применяла  различные формы контроля и оценивания:  

        1.Работа с  индивидуальными листами  достижений.

Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, можно вести  «Листы индивидуальных достижений» по предметам. Именно они помогают  выявить индивидуальную динамику качества усвоения предмета ребенком и не допускают сравнения его с другими детьми.

         2. Карта успешности, которую заполняют дети вместе с родителями, позволяет им отслеживать динамику учебной успешности относительно  самого ребёнка.

         3. Рубежный контроль по четвертям, итоговая диагностика уровня обученности в конце года помогают отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса.

         4. Таблицы метапредметных результатов дают возможность  педагогу вовремя скорректировать универсальные способы деятельности, которые учащиеся применяют, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

        5. Формирование «портфолио» ученика, оформление учебных, спортивных и творческих успехов. Просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок учится анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей.

         6. Использование знаковой символики при фиксировании степени усвоения учащимися учебного материала.

     

      Я не могу сказать, что данная система оценки результатов в условиях  безотметочного обучения  на протяжении нескольких лет использовалась мной  в законченном и неизменном виде, она постоянно развивалась, менялась с появлением новых вопросов, проблем, которые требовали поиска решений.

     

Форма фиксации учебных достижений учащихся

при безотметочной системе обучения

       

         «+»– хорошо знает и может применить на практике.

Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;

«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;

«±» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;

          «–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;

«!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.

                                   

  Учебные достижения учащихся в таблицах можно отмечать в баллах либо процентах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов

         В материале представлены листы индивидуальных достижений учащихся по разным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, универсальные уч...

«Папка индивидуальных учебных достижений» 1 класс (Практический материал)

Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сде­лать непосредственно зримым....

Папка индивидуальных учебных достижений учащегося

Папка индивидуальных учебных достижений учащегося...

Технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы

В работе представлен технология формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся начальной школы....

Приказ об итогах региональных диагностических работ по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений (итоговый контроль) 2018 г.

Итоги региональных диагностических работ по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений (итоговый контроль) 2018 год....

Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов"

Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащими...