«Ритмика и танец».
статья (4 класс)

Горностаева Елена Ганнадьевна

О тои, как обучить Массово-народному, характерному, сценическому и бальному танцуучащихся 1-10 классов общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2

(ГКОУ СКОШИ №2)

Доклад по самообразованию

                                     Тема: «Ритмика и танец».

                                                                      Выполнила: учитель ритмики

                                                                                              Горностаева Е.Г.

                                                                   Москва 2016

1.

                                                      2

                                 Тема: «Ритмика и танец».

                                                                          «Танцевать могут все!»  

                                                                                    Р.Л. Череховская                                                   

Автор книги, Р.Л. Череховская опираясь на собственный опыт, рассказывает о том, как обучить массово-народному, характерному, сценическому и бальному танцу учащихся 1 -10 классов общеобразовательной школы. Прочитав эту книгу и книгу «учите детей танцевать» авторов: Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В. Кветной, открыла для себя много интересных приемов и методов, интересный репертуар. Посетив курсы повышения квалификации, и приняв участие в летнем семинаре-практикуме «Учусь творить. Орфовские традиции в России»  которые  проводили  канд. искусствоведения Тютюнникова Т.Э. и  Заслуженный учитель России Рокитянская  Т. А.

А так же принимала участие в межрегиональной научно-практической конференции с докладом « Ритмика как средство коррекции для слабовидящих детей в младшем школьном возрасте».

На первом этапе обучения хореографии – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народный танец.

Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает слабовидящим детям, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях , но и в повседневной жизни. Хореографические занятия совершенствуют  детей физически, укрепляют их здоровье, улучшают память. Слабовидящий ребенок учится ориентироваться в пространстве, учится владеть своим телом, передовая  характер музыки через движения. Занятия  способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата,

                                                                  3

Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают  жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит слабовидящему ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь слабовидящим детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

        Цель  – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала слабовидящего ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

Задачи:

•   сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту;

•    привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;

•    познакомить с основами азбуки классического танца;

•    укреплять костно-мышечный аппарат воспитанников;

•    совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;

•    формировать художественно-образное восприятие и мышление;

•     воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.

                                    Основные разделы:

        •  «Введение» – дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.

                                                                 4.        

•   «Ритмика» – воспитанники включаются коллективно-порядковые и ритмические  упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей.

                                                             

•   «Азбука классического танца» – знакомит с азами классического танца.

        •   «Танцевальные этюды» – способствуют развитию  эмоциональности.

        •   «Постановка» – знакомство с композицией танца.

        •   «Индивидуальные занятия» – работа с воспитанниками, не усвоившими материал из-за болезни, с вновь прибывшими детьми

  Как можно оценить работу коллектива? По желанию учащихся посещать кружок дополнительного образования. Принимать активное участие в репетиционной, концертной, конкурсной деятельности.

   Как известно с древних времен, движения выполненные под музыку, применялись в воспитании детей и почитались они как занятия, приносящие здоровье, физическое и духовное.

Преподавание ритмики и хореографии  в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для слабовидящих детей. Обусловлено необходимостью осуществления  коррекции недостатков   физического и психического развития детей средствами музыкально – ритмической,  деятельности, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие слабовидящих  детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности,  научить ориентироваться в пространстве. Ограниченный  опыт физических действий, отставание в развитии психических функций, плохо развитая общая моторика, не сформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение уроков ритмики в систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения. К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста, но, к сожалению,  в школу приходят некоторые  дети, не ходившие в детский сад, и не имеющие самой элементарной   подготовки. Основная задача уроков ритмики – научить компенсировать двигательный и эмоциональный

                                                                     5.

дефицит, научить владеть своим телом. Занятия способствуют повышению работоспособности, укрепляют здоровья,  коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию  умения дифференцировать движения и подчинять по степени мышечных усилий, во времени и в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения  музыке, придавая движениям целесообразность, стройность, выразительность  и уверенность.   Специфические средства воздействия на учащихся свойственные ритмике,  способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма)  и  эстетическому  развитию.

Основные принципы,  используемые на уроках:

   . постепенность в развитии эмоциональных способностей детей.

   . строгая последовательность  при развитии эмоционального состояния

   . целенаправленность

   . формирование музыкальной активности

           

         Цели и задачи предмета ритмика.

  • научить слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах;
  • развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем;
  • развитие ловкость, быстроту реакции, точность движений;
  • развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук;
  • развитие слухового восприятия, способности переживать содержание музыкального образа;

                                                6.

  • оказывать коррекционное воздействие на физическое развитие, создавать благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие;
  • развивать активность и воображение, координацию и выразительность движений;
  • развивать дыхательный аппарат и речевую моторику;

     Занятия хореографии:                                                            

индивидуально – групповые занятия проводятся  после уроков у учащихся 1-12 классов по 45 минут и 15 минут перемена.1 раз в неделю у начальной школы и 2 раза у старшей.

Так как ритмика это первая ступень в хореографии, мной просмотрены программы по ритмике для специальных (коррекционных) школ IV вида, 1997 года издания, Программы авторские; Плаксиной, С. Рудневой, Э. Фиш, Т.Э. Тютюнниковой, ТА. Рокитянской, А. Е. Чибриковой – Луговской, Г. Франко, И. Лифиц. Из которых я выбрала самое  интересное и необходимое для занятий.

Посетив курсы Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой  и Татьяны Анатольевны Рокитянской.  Я получила новый практический материал для работы и много новых приемов, которые используют в своей практике эти талантливые педагоги. Используя знакомые танцевальные шаги, с  проговариванием стихов, пословиц и т.д. В процессе выполнения упражнений под музыку   (ходьба цепочкой или  в колонне в соответствии с заданными  направлениями, перестроения образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами)  осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем. Занятия хореографией   эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных коллективных действий, учатся вежливо обращаться  друг с другом. Помимо  развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д. эффективно реализуются следующие направления

                                                                 7.

воспитательной работы: развитие динамической стороны общения: легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению;развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональность и выразительность невербальных средств  общения: развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием закрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, сформированной положительной самооценки.

 Упражнения на связь движений с музыкой. Каждое упражнение рассчитано  на исполнение под  музыкальное сопровождение. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. Движения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие слабовидящих детей, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура. Темповые изменения, динамическая окрашенность вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз, форм.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у слабовидящих детей  активность, воображение, координацию  и выразительность движений. Исполнение под музыку стихов,  инсценировка  песен, музыкальных сказок способствуют развитию воображения, а так же к активной работы дыхательного аппарата и моторики.

Упражнения у станка – это общеразвивающие упражнения,  выполняемые под музыкальное сопровождение, для укрепления мышц, развития   гибкости  и пластичности , упражнения  направленные на коррекцию двигательных нарушений, развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического и функционального развития .

Танцы и танцевальные композиции с предметами : мячами, обручами, флажками,  лентами, , бубнами и т. д. развивают ловкость, быстроту реакции, точность и музыкальность движений.

    Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и

                                                                  8.

расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у слабовидящих детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

 Упражнения без предметов  в их основу  вошли изобразительные моменты, копирование разных животных, птиц, деятельность людей, окружающий нас мир.   

  Подготовительные упражнения к танцам  дают детям  необходимые двигательные навыки, применяемые при обучении танцам: разучивание основных позиций, танцевальных элементов, которые после используются для постановки танцев, танцевальных  композиций, этюдов  и т.д. Разучивание народных, бальных и  современных танцев. Использование танцев на занятиях по ритмике способствует развитию эстетического  вкуса, стремлению детей к  красивым, изящным движениям, любви к танцевальному искусству. Разучивая с детьми танцы,  пляски,  композиции учащиеся  знакомятся с их названиями  (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный, приставной шаг,  присядка и др.).  

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре  умению находить в движениях характерные особенности танцев  разных национальностей. Музыкально – ритмические, подвижные и речевые игры направлены на развитие чувства ритма, восприятия, речи и мышления, формирование волевых качеств у слабовидящего ребенка.

        Изложение материала по темам,  не следует понимать, как обязательное требование последовательно изучать одну названную тему за другой. Известно, что в ритмике принят концентрический метод работы: педагог постоянно возвращается к отдельным темам, используя все более сложные упражнения и задания. Уроки строятся комплексно, материал берется из разных тем. Одна тема может явиться основным стержнем работы, другая будет затрагиваться попутно. Работа над каждой темой создает предпосылку и основу для последующей и в свою очередь опирается на предыдущую.

                                                            9.

Распределение материала по темам носит, таким образом, условный характер.

Выше уже подчеркивалось, что восприятие и передача в движении общего характера того или иного музыкального произведения, его образного строения - и конкретных средств музыкальной выразительности должны происходить во взаимосвязи и единстве. Ведь музыкальный образ, развиваясь во времени, воплощается с помощью сочетания и чередования различных средств музыкальной выразительности. Вместе с тем в целях более углубленного изучения каждого музыкально-выразительного средства, элемента музыкальной речи к каждой теме подбирается музыкальный материал, наиболее выпукло представляющий определенное выразительное средство. Следовательно, целостное восприятие музыки не исключает дифференцированного подхода к средствам музыкальной выразительности.

 Занятия помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности.

 Вместе с тем, ритмические - упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышает настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Ритмика  - это  один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-

                                                          10.

образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыкально-ритмическая  деятельность младших школьников планируется следующим образом.

 Учащиеся 1-х классов: деятельность учителя направлена вначале на активизацию дошкольного опыта детей, и освоение движений:

а) танцевальных (дробный шаг, на материале русской народной песни «Ах вы, сени» в обработке Н. Метлова;

 мелкие поскоки на материале «Экоссеза» Л. Бетховена; притопы, кружение на месте);

б) физкультурных  (бодрый шаг, перестроения, мелкий бег). Первоклассники импровизируют движения, например под музыку «Клоунов»

Д. Кабалевского.

Затем уделяется  внимание на выразительность исполнения движений, тому, чтобы дети осознали их связь с музыкой, формированию умений использовать уже знакомые элементы движений в музыкальных играх. Импровизируя, ребята должны чутко реагировать на изменения характера и средств музыкальной выразительности, подчеркивать движением особенности фразировки и т.д.

Закрепление представлений об элементах музыкальной речи, средствах выразительности происходит в творческих заданиях, связанных с импровизацией и драматизацией песен, пьес для слушания. Продумывая организацию музыкально-ритмических  движений на уроке музыки в 1 классе, необходимо главное место отводить играм. Они активизируют заинтересованное отношение к музыке, способствуют восприятию музыкальных образов.

Во 2 классе музыкально-ритмическая деятельность учащихся на уроке направлена на закрепление приобретенных ранее навыков выразительного движения и освоение более сложных, на формирование умение творчески использовать знакомые движения в плясках. Опыт, приобретенный ребятами при выполнении маршевых и танцевальных движений, способствует формированию представлений о пульсации сильных и слабых долей в музыке, соотношение двух ритмических единиц, знакомство с 2-х и 3х дольными размерами (марш, вальс).

                                                              11.

В 3 классе уже имеющийся у учеников опыт реагировать сменой движения на изменение частей, музыкальных фраз используется в процессе формирования у них представлений о принципах развития музыки и построения музыкальных форм. Умение выделить характерную ритмическую интонацию танца, песни, марша, расшифровать ее с помощью слоговых обозначений длительностей («ти» и «та» и др.) ритмический рисунок,

В 4 классе  широко используется импровизация и драматизация фольклорно-песенного материала при формировании представлений об особенностях народной музыки, в частности ее вариативной основе. Учащиеся 4 класса знакомятся с характерными движениями национальных танцев (например, «гопак», «бульба», «краковяк», «сиртаки, «калинка», «камажай» и др.). Осознание своеобразия их па, ритмических интонаций помогает осмыслить особенности музыкального языка отдельных народностей.

В народных песнях движения часто используют в проигрышах притопами, хлопками, шагами вперед, поворотами.

     На уроках можно использовать предметы, это позволяет подчеркнуть характер, настроение музыки. Например, цветы всегда ассоциируются с легкой изящной музыкой вальса, скакалки, мячи - с полькой, упражнения с лентами можно исполнить под «Вальс» И. Штрауса. Яркая, акцентированная сильная доля подчеркивается энергичными взмахами ленты, а под музыку В. Мурадели. Можно использовать упражнения с воздушными шарами.

   При составлении каждой танцевальной композиции важно уловить своеобразие «изюминку» песни и придумать движения, соответствующие ее содержанию, ритму, структуре, а также возможностям детей.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Эмиль Жак Далькроз был убежден, что обучать ритмике нужно всех детей. Он создал систему ритмических - упражнений, в которой музыкально-ритмические  движения сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.  Музыкально-ритмическое воспитание в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Далькроза.

В 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, хореографических училищ. В настоящее

                                                                12

время предмет введен в коррекционных и общеобразовательных школах, в детских садах. Элементы ритмики используются и на зарядках, физкультминутках. Есть интересная программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Анны Иосифовны Бурениной «Ритмическая мозаика», в основу которой легли прогрессивные идеи Э. Жак-Далькроза. В своей работе я использую и эту программу, и Главное; на что должен быть нацелен педагог - приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренирует мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. программу Т. А. Рокитянской, и Т. Э Тютюнниковой. 

Главное; на что должен быть нацелен педагог - приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренирует мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

                                                               13.

Список литературы:

1«Танцевать могут все». Р. Л. Череховская. Издательство «Народная асвета» Минск 1973г.

2.« Учите детей танцевать»  П.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. Издательство Владос Москва 2003г.

3.  «Ритмика музыкальное движение». С.Руднева, Э. Фиш. «Просвещение» Москва 1972г.

 4.  «Основы характерного танца» А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. Издательство  «Планета музыки» 2010г  Санкт-Петербург, Москва, Краснодар.

 5.    «Учусь творить. Музыка, речь, движение» Т.Э. Тютюнникова материал семинара №1. Москва 2008г.

6. «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина. Ленинградский областной институт развития образования 2000г.

7.Методика преподавания народного танца. Г.П. Гусев издательство «Владос» Москва 2002г.

8.Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей. Г.П. Новикова. Издательство «Аркти» Москва 2002г.

 9.«Танцевальный марафон». Т.Э. Тютюнникова.   Материал семинара №1. Москва 2008г.

   10.  «От жеста к танцу». Е. В. Горшкова. Издательство  Гном и д Москва 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Ритмика и танец"

Статья отнесена к разделу: внеурочная деятельность....

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе Кружок «Ритмика и танец» Направление: спортивно – оздоровительное.

Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 1 классе по ФГОС....

Кружковое объединение "Ритмика и танец"

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда нераз...

Программа "Ритмика и танец"

Учебная программа по ритмике и танцу для младшего школьного возраста с 1 по 4 класс в общеобразовательной школе, по одному часу в неделю....

Образовательная программа "Ритмика и танец"

Образовательная программа "Ритмика и танец" имеет художественную направленность...