Конспект внеклассного мероприятия «Характерные особенности орнаментальных хороводов Архангельской области»
план-конспект урока (4 класс) на тему

Северный регион традиционно является местом довольно развитой народной культуры, он славится резьбой по дереву, плетением из бересты, своеобразной росписью, вышиванием, деревянным зодчеством, холмогорской резьбой по кости, музыкальным и танцевальным искусством.

Северный русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Танец возник на основе трудовой деятельности человека («Прялица», «Лен-ленок» и др.), в танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Северный русский народный танец – это яркое, красноречивое творение. В танцах, хороводах выражена самобытная, неповторимая манера исполнения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анисимова Людмила Петровна,

педагог дополнительного образования

 МБОУ СШ № 82

Конспект внеклассного мероприятия  

«Характерные особенности орнаментальных хороводов

 Архангельской области»

Цель:

Знакомство обучающихся среднего школьного возраста с танцевальным фольклором Севера через характерные особенности орнаментальных хороводов Архангельской области.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся среднего школьного возраста  с характерными особенностями исполнения фольклорных хороводов Архангельской области.
  2. Познакомить обучающихся среднего школьного возраста  с традиционным женским костюмом Архангельской области.
  3. Разобрать графически и практически с обучающихся среднего школьного возраста  основные фигуры орнаментальных хороводов Архангельской области «застенок», «столбы», «круги».

Обучающие:

1.  Развивать  умение детей двигаться в соответствии с характером музыки;

2. Развивать слуховое и зрительное внимание;

3.  Свободно ориентироваться в пространстве;

Развивающие:

  1. Развивать простейшую координацию;
  2. Развивать хореографическую память, внимание,

Воспитывающие:

  1. Вызвать интерес к танцевальному искусству;
  2. Воспитывать музыкальную культуру;
  3. Воспитывать эстетический вкус, возрождать интерес к народному наследию.

Планируемые результаты:

В результате прохождения занятия обучающиеся:

  • получат эмоциональный настрой на дальнейшее изучение танцевального фольклора;
  • смогут исполнить простейшие движения северного хоровода;
  • исполнят простейшую композицию северного хоровода.

Тип занятия: изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Материально-техническое обеспечение:  компьютер, аудиозапись хороводов «Ой, ты, морюшко, море, ой, ты белое наше», «Вечер – матушка», видеофрагмент северного хоровода в исполнении Северного русского народного хора., мультимедиа проектор, слайды с изображением женских фольклорных костюмов Архангельской области.

Основные понятия на занятии: хоровод, круг, «застенок», «столбы», «круги»..

Предмет: хореография

Класс: 6 класс, фольклорный коллектив «Брусника»

Методы: словесный, наглядный, практический.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Сообщение цели урока.
  4. Изучение новой темы.
  5. Разучивание фигур северного хоровода.
  6. Закрепление разученных элементов.
  7. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
  8. Оценивание.
  9. Завершение урока.

Ход занятия:

(На доске выставлены таблички со словами «орнамент», «ходецы», «застенок», «столбы») 

  1. Организационный момент:

Обучающиеся входят в зал, садятся по периметру зала. Учитель приветствует их.

  1. Актуализация знаний.

Я предлагаю вам послушать мелодию. Определите темп, характер, жанр музыки.

(Звучит северный хоровод. Обучающиеся дают ответы о темпе, характере, жанре музыки).

Правильно, это хоровод. Давайте сравним эту мелодию с фольклорным хороводом «Вечер – матушка» - динамичным хороводом , характерным для средней полосы. Мы с вами уже знакомы с хороводами  средней полосы. Пожалуйста, вспомните, какие танцевальные рисунки мы использовали при постановке хоровода «Вечер – матушка»

(Обучающиеся дают ответы: Каре, круг, полукруг, воротца)

Как вы думаете, какие рисунки танца будут характерны для северных хороводов?

( Предположения детей)

  1. Сообщение цели урока:

Сегодня мы поговорим о северном хороводе и его особенностях.

  1. Изучение новой темы:

        Северный регион традиционно является местом довольно развитой народной культуры, он славится резьбой по дереву, плетением из бересты, своеобразной росписью, вышиванием, деревянным зодчеством, холмогорской резьбой по кости, музыкальным и танцевальным искусством.

Север – сокровищница земледельческих, мореходных, рыболоведческих ремесленных знаний. Здесь сберегли лирическую свадебную поэзию, песенную культуру, что позволяет активно использовать их для хореографических образов, танцевальных миниатюр. Разучивая северные народные песни, мы приобщаемся к культуре своего народа, знакомимся с его языком.

Северный русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Танец возник на основе трудовой деятельности человека («Прялица», «Лен-ленок» и др.), в танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Северный русский народный танец – это яркое, красноречивое творение. В танцах, хороводах выражена самобытная, неповторимая манера исполнения.

Основная черта северных хороводов• - это линейное построение, медленное протяжное пение, торжественная величавая поступь. Ходить в хороводе девушка должна была «как пава», девушки «церемонились».

         Северные хороводы не переходят в пляску, в перепляс и не соединяются с ними-

Орнаментальные хороводы (от слова «орнамент») в большинстве своём чисто женские  - девушки, невесты и молодки (замужем первый или второй год).

Хороводы не водили, а ходили. Отсюда название «ходечи», «ходецы», «ходить в ходецы».

Тяжелые длинные сарафаны, высокие головные уборы способствовали плавности, величавости движения , девушки двигались степенно, с достоинством.

О разнообразии костюмов Архангельской области вы можете судить по представленным изображениям, Костюмы различаются по цвету, материалу, покрою в каждом районе. Праздничный летний девичий костюм, распространенный в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах области состоит из длинного голубого сарафана. Поверх сарафана надевается душегрея без рукавов из парчи - коротена. На голове повязка - полукокошник. В других районах области, например в Каргопольском  - сарафан малинового цвета, шьется из шелка и спереди украшается золотым кружевом. На голове вместо повязки сверкает высокий кокошник.

Ответьте на вопрос: К какому району можно отнести ваш сарафан?

(Ответы детей0

В руках у девушек белые кружевные платочки, руки опущены вниз. На плечах три ярких красных шелковых платка.

В Мезенском районе - шерстяной или шелковый платок не на плечах, девушки держат их на руках, согнутых в локтях перед корпусом на уровне груди не прикасаясь к корпусу.

( Демонстрация слайдов с изображением костюмов разных районов Архангельской области)

Я предлагаю вам примерить один из атрибутов женского костюма – платок.

(Обучающиеся берут платки, накидывают себе на плечи)

Для того, чтобы платок не соскальзывал с плеч девушки прибегали к некоторым хитростям: прикалывали платок к сарафану или фиксировали его под лямками сарафана. Давайте с вами попробуем это сделать.

(Обучающиеся пробуют зафиксировать платок)

А теперь давайте  посмотрим, как двигались девушки во время исполнения хоровода. Шаг на полупальцах делается так, чтобы ноги не задевали сарафан, сарафан оставался неподвижным. Создается впечатление, как будто девушки плывут по воде, «словно павы». Посмотрите фрагмент северного хоровода в исполнении Северного академического русского народного хора.

(Фрагмент северного хоровода)

  1. Разучивание фигур северного хоровода.

Прошу  всех встать в круг и попробовать исполнить хороводный шаг.

(Обучающиеся встают в круг и работают над хороводным шагом).

Один из самых простых и распространенных рисунков хороводов Архангельской области «столбы». Часто использовали его во время шествия «Выбор невест». Девушки парами шли в колонне по улице. Дойдя до определённого места, за четыре шага делали поворот вокруг себя и шли чинно в другую сторону. Дойдя до зрителей, девушки линиями поворачивались к ним, отвешивали чинный поклон и двигались дальше. Изредка девушки поклоном приглашали парней.

(Разбор графической и практической схемы «столбов»)  

 «Застенок»  - характерный рисунок хороводов Архангельской области. Он чуть сложнее, чем «столбы», но от этого еще более красивый.

(Разбор графической и практической схемы «застенка»)  

Рисунок «Круги» характерен для хороводов разных областей, в том числе и для Архангельской области. Но и здесь  есть свои особенности. В кругах используется элемент рисунка «застенок»

(Разбор графической и практической схемы «круги»)  

  1. Закрепление разученных элементов.

А теперь давайте попробуем соединить эти три рисунка в небольшой танцевальный этюд.

(Исполнение этюда.)

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия:

Попрошу желающих подойти  к табличкам с терминами и попробовать объяснить, что означает выбранный термин.

(Ответы детей)

Ответьте на вопросы: Назовите особенности хоровода Архангельской области. Понравилось ли вам быть «павами»? Какие эмоции вы испытывали во время исполнения хоровода? Считаете ли вы важным изучение фольклора и почему?

( Ответы детей)

Сегодня мы познакомились с особенностями хороводов Архангельской области Изучили основные фигуры орнаментальных хороводов «застенок», «столбы», «круги».На последующих занятиях мы отработаем технику исполнения хороводного шага и выстроим композицию северного хоровода от начала до конца.

  1. Оценивание

Молодцы, ребята, вы хорошо справились. Я довольна вашими ответами и знаниями.

  1. Завершение занятия

 Я предлагаю завершить занятие традиционным северным поклоном

(Обучающиеся выполняют поклон, повторяя за учителем) 

Используемая литература

1.А. Климов. Основы русского народного танца, Москва, 2004.

2.М. Мурашко. Формы русского танца, Москва, 2006

3. Иевлева, И. Традиционная народная песенная культура - основа музыкальной идентичности Архангельского Севера / Ирина Иевлева // Экология культуры : информ. бюл. - Архангельск, 2005. - № 1 (35). - С. 150-157. - Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/culture/site/ ("Культура Архангельской области", раздел "Публикации").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Внутренние воды Челябинской области" (4 класс)

Цель: Формирование представлений обучающихся о внутренних водах нашего края.Воспитание бережного отношения к природе и любви к родному краю.Планируемые результаты: Личностные: - воспитывать чувство от...

Конспект внеклассного мероприятия «Внутренние воды Челябинской области» (4 класс)

Название кружка: «Юный краевед»Направленность внеурочной деятельности: ОбщекультурнаяКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: «Внутренние воды Челябинской области&ra...

Конспект внеклассного мероприятия "Внутренние воды Челябинской области" (4 класс)

Цель:Формирование представлений обучающихся о внутренних водах нашего края.Воспитание бережного отношения к природе и любви к родному краю.Планируемые результаты:Личностные:- воспитывать чувство ...

Конспект внеклассного мероприятия"Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" 4 класс

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области,...

Внеклассное мероприятие к 80 -летию Пензенской области "Край мой, единственный в мире"

Данное мероприятие охватывает тему "История родного края". Литературное мероприятие обогащает духовный мир человека, развивает эстетический вкус, кругозор, воспитывает чувство  гордости...

Разработка внеклассного мероприятия "Соловей - живой символ Курской области"

Разработка внеклассного мероприятия на тему "Соловей - живой символ Курской области" для учащихся 2 класса....

Конспект внеклассного мероприятия «Памятники природы Челябинской области» (3 класс)

Цели: расширение представлений обучающихся о памятниках природы Челябинской области; развитие интереса к своей малой Родине.Оборудование: презентация, раздаточный материал....