Доклад по теме Современные педагогические (образовательные) технологии.
статья на тему

Чашева Зоя Викторовна

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе.  Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Тем более это нашло отражение в должностных инструкциях, в аттестационных материалах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc963.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме

«Современные педагогические(образовательные) технологии

выполнила учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 гЙошкар-Олы»

Чашева Зоя Викторовна

1. История появления образовательных технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии, хотя понятие это не ново. 

      . Это понятие первоначально использовалось исключительно  в производственных процессах. Привычны понятия технологии изготовления конкретных деталей машин и агрегатов, технологии выпечки хлеба, технологии изготовления обуви и т.п. В каждом производственном процессе сырье, материалы и полуфабрикаты имеют сходные или почти одинаковые характеристики. В процессе их обработки используются уже выверенные процедуры  и каждая операция уже доведена до совершенства. В то же время инженерная мысль приводит к рационализации производства: к экономному расходованию средств, совмещению операций, ритмичности; все это обеспечивает точный, предсказуемый, заранее заданный результат. Получается изделие с нужными параметрами.
      Мы привели схематическое описание производственной технологии, потому что понятие и термин «технология» присущи именно производственному процессу. Естественно, возникал вопрос: а нельзя ли такой же инженерный подход применить к педагогическому процессу, хотя бы в области обучения?

Слайд

Почти 400 лет назад очень похожие мысли высказывал Я.А. Коменский. В своей книге  «Великая дидактика» (1632) Я.А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения следующую: «всех учить всему, но учить при этом с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». В этих словах сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Была определена и другая идея технологии – учить быстро, чтобы ни у педагога, ни у обучающихся не было обременения или скуки, следовательно приемы и методы должны быть оптимальны.

Слайд

Механизм обучения, то есть учебный процесс, Я.А. Коменский называл дидактической машиной. А чтобы эта машина привела к успешным результатам, нужно было:

‣‣‣ отыскать цели;

‣‣‣ отыскать средства достижения этих целей;

‣‣‣ отыскать правила пользования этими средствами.

Как видим, вырисовывается своеобразная система: цель – средства – правила их

слайд

Есть множество определений понятия «образовательная  технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве

Слайд

 Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. В такой прогностичности всегда заинтересован учитель.

Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности):

  • Концептуальность-Каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на научную концепцию,

  • Системность - Системность. Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

  • Управляемость - Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики.

  • Эффективность - Эффективность. Современные образовательные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

  • Воспроизводимость -

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведение) образовательной технологии в других однотипных общеобразовательных учреждениях, другими субъектами.

Педагогическую технологию нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жёстко регламентированы , они всегда вариативны. Технология есть отражение закономерного в деятельности. Чем лучше учитель знает педагогические закономерности, тем эффективнее построение его деятельности, поскольку точнее используются технологические требования.

. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.

Слайд

2. Классификация образовательных технологий.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко в своей книге «Энциклопедия образовательных технологий», где представлены более 100 различных технологий.

Слайд.

1. Личностно-ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются

гуманно-личностные технологии,

 технологии сотрудничества

и технологии свободного воспитания

Слайд

Ключевые слова личностно ориентированных технологий

образования — «развитие», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

 И акцент ставится  на мотивацию его достижений и успехов,

– партнёрское взаимодействие участников образовательного процесса;

Слайд

Основные идеи личностно-ориентированных технологий:

1. Отношения с учениками. Отношения учителя с учениками становятся  важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса: это должны быть  отношения сотрудничества создающие у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в школьном учении, общении, труде.

2. Учение без принуждения. Педагогика сотрудничества предполагает исключение авторитарных методов, принуждающих к учению, как негуманных и недающих результатов в современной школе.

Вместо них широко применяются методы положительного стимулирования, требовательность, основанная на доверии активности, сознательности, влияние на ученика через коллектив товарищей.

3. Идея трудной цели. Сотрудничество учителей и учащихся возможно лишь при наличии и осознании общей, большой, общественно значимой, а потому трудной цели и веры в её достижение.

4. Идея опоры. Для того чтобы каждый, даже слабый, ученик имел возможность свободно участвовать в общей работе класса, необходимо предоставить ему достаточную ориентировочную основу — опору,

Слайд

 Педагогика сотрудничества.

 обычно гордятся сильными своими учениками, мы же гордимся слабыми, которые сталим сильными.

Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Симоном Львовичем Соловейчиком (1930-1996) и Владимиром Михайловичем Матвеевым (1932-1989), а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили,

В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой,! Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Они же дали название технологии —педагогика соттрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщённом опыте соединили» лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), достижения русской (К.Д. Ушинскнй, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой)

Сотрудничество — такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором

объекты и субъекты этого процесса , т.е. дети и взрослые,объединяются в общей деятельности  отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма

В педагогике сотрудничества как целостной педагогической технологии выделяются четыре направления («кита») (см. рис. 21): А. Гуманно-личностный подход к ребёнку.

Б. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

В. Концепция гуманистического коллективного воспитания.

Г. Педагогизация окружающей среды.

А.

А - Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Б - Дидактический комплекс педагогики  включает многочисленые идеи развития детей, активизации и интенсификации учебного процесса, усовершенствования содержания и структуры учебного материала,

В - При этом коллектив оставался и целью, и одним из важнейших средств воспитания

Г - Педагогизация окружающей среды

Важнейшие социальные институты, центры, формирующие человека, — это школа, семья и ближайший «кусочек» социальной среды — микрорайон. Без сомнения, школа среди них наиболее целенаправленный, педагогически правильный, профессионально организованный институт. В педагогике давно существует проблема объединения воспитательных школы и семьи, школы и воспитательных учреждений микрорайона, сотрудничества школы с общественными организациями.

Жизнь дала немало примеров Прежде всего здесь интересен опыт создания школ-комплексов, В ряде регионов организованы системы сотрудничества всех социальных институтов микрорайона, участвующих в воспитании молодёжи — социально-педагогические комплексы (Свердловская, Челябинская -Нижегородская области, Таллин, Новосибирск). Е.Б. Куркин организовал экспериментальную площадку «Город — воспитатель» в Тюменской области.

Это система постепенного вовлечения детей; в посильную трудовую деятельность, выявление и развитие их склонностей в целях самоопределения, обоснованного выбора будущей деятельности. От творческих трудовых заданий младшему школьнику — к выполнению общественно полезных трудовых дел в среднем возрасте и далее — к участию в производительном труде на предприятиях, в колхозах, совхозах или школьных хозяйствах. Например опыт Макаренко.

Слайд.

1.2 Гуманно-личностная технология ША. Амонашвили

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

  Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной. Выделим основные целевые ориентации технологии:

 «В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия.

Слайд.

     Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей.

«Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени  оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…»

Слайд

   

 Амонашвили Ш. А. категорически выступает против отметок  

Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. «Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений» - говорит педагог и создаёт для этого все условия.

    Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.

      На уроке математики педагог вводит «3 минуты поэзии», на письме – «3 минуты музыки», когда «можно опустить голову на парту, углубиться в себя и подумать, как написать интересное сочинение». Жизнь детей в школе и вне её, и это очень важно, должна быть яркой, красочной, насыщенной игрой, романтикой, юмором, чтобы их окружали произведения искусства, музыка…  Детский смех, аплодисменты на уроках, даже слёзы, когда дети сопереживают герою, на уроках не воспрещаются.    Автор подчёркивает важную мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и отзывчивыми, - должны быть гуманны сами; справедливыми – не должны допускать любой несправедливости в адрес ребёнка, должны добиваться того, чтобы отношения ребят между собой, с учителями были тёплыми, уважительными. Такая установка должна быть и в семье.

     

Слайд

1.3 Технология  Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Умножать, а не только уважать человека в человеке.

Е.Н. Ильин

Ильин Евгений Николаевич (р. 1929 г.) — учитель литературы 84-й школы Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Слайд

Разработал закон трёх «о»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем). Анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. Идти к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой.

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нём ставятся. Вопрос- проблему, которая служит ядром урока, Ильин ставит так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности метода преподавания литературы Ильина — внимание к деталям.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» — «вопрос» — «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии,

«. Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило более реальную, — соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» идёт на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное влияние на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

Сверхзадача урока: помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Слайд

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(активные методы обучения)

Любая педагогическая технология имеет цель и обладает средствами, активизирующими  деятельность учащихся.

В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею.

 К таким технологиям можно отнести:

— игровые технологии;

— технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие, продуктивные; в них ребёнок вводится в ситуации, требующие от него самостоятельного поиска выхода;

— интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление и др.);

Слайд

Интерактивные технологии

  • Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
  • Цель технологии – Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).  Слайд

Одно из направлений технологии РКМ:

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Конструктивную основу «технологии критического мышления»  составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  "Вызов - осмысление - размышление". Рассмотрим эти стадии подробно.

Слайд

I стадия вызова

Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию, усвоенную ранее. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать.

Можно использовать такие методы и приемы:

Мозговая атака. Мозговой штурм.

Как методический прием мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».  Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов.

  1. Первый принцип. Смысл его заключается в том, что группа участников может выдавать при совместной работе идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей.. Так идея, которая может быть отвергнута в силу своей непрактичности при совместной работе генерируется, дорабатывается в группе и становится пригодной к применению.
  2. Второй принцип состоит в том, что если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, который находится на пике в данный момент, нельзя тормозить субъективной оценкой. Если каждая выдвигаемая идея тот час же сталкивается с оценочным суждением в свой адрес, то у человека (автора идеи) наступает «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Т.Е. активность резко снижается. Поэтому на этапе предложения идей – отсутствие всякой критики, каждая идея принимается, каждая идея обязательно фиксируется.

«Плюс – минус - вопрос».

Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

«Корзина» идей.

Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Кластер.

Ключевые термины.

Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

Слайд

II стадия осмысления.

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ – уже знал

+ - новое

- - думал иначе

? – не понял, есть вопросы

٧

+

?

Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Слайд

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз

Новые слова, термины

Возникающие вопросы

Оценка событий

Толенрантность

Что это такое?

Актуальность: мировое сообщество впервые задумалось о том, что агрессивность ведет к гибели цивилизации.

Концепция толерантности

В чем она заключается?

Толерантность – это не синоним терпимости

ЮНЕСКО

Что это за организация?

Утвердила Декларацию принципов толерантности

 и остановок, учащиеся заполняют правую.

Слайд

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» Трёхчастный дневник

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Что я знаю?

Что хочу узнать?

Что узнал?

Начинается с обращения, слова «здравствуй»;заканчивается словом «до свидания»;

Письмо должно быть грамотным;

В настоящее время письма практически не используются;

Тот, кто пишет письмо, называется адресантом, то, кто получает, адресатом.

Кто написал первое письмо?

Какими были первые письма?

Какие бывают письма?

«Выдержит» ли письмо испытание временем?

 

Слайд

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.  

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Целесообразно на уроке использовать таблицу.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

«Чтение с остановками»

Работа при этом организуется следующим образом.

На первом этапе, актуализируются имеющиеся у учащихся знания, связанные с текстом, его автором, контекстом, в котором изучается данное произведение; вызывается, стимулируется интерес к получению новой информации;

На этапе осмысления содержания текст, предварительно разбитый на части, читается. После чтения каждой из частей происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом - прогнозом: «Что, по-вашему, будет дальше и почему?»

На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят их с итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется творческая переработка полученной информации.

Материал, на котором технология реализуется, – художественный текст.

Слайд

«Шесть шляп мышления» – это шесть способов мышления.(может использоваться на стадии рефлексии)

Учащиеся разбиваются на 6 групп. Каждой группе выдаётся шляпа определенного цвета. Цвет соотнесен с определенным заданием. В таблице соотнесены цвета, а также возможные и ожидаемые действия, которые совершает группа. Цвет шляпы направляет мышление ученика в заданное русло- критического подхода, прогностической деятельности.

Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.

Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Рассмотреть пример по произведению А.Н.Островского «Гроза».

Технологический приём  «Зигзаг» класс делится на четвёрки, у каждого ученика номер от 1-го до 4-го.

После этого раздаются тексты статьи, над которой предстоит работать. Коротко обсуждается название темы, объявляется, что к концу урока каждый должен разобраться в статье, понять её целиком. Но в статье четыре части, а в группах четыре участника. Значит, каждый член группы должен будет досконально разобраться со своей частью текста, а остальные помогут ему понять другие три члена группы

по очереди.

После этого все первые номера объединяются для работы над своим отрывком, то же делают вторые, третьи и четвёртые. Таким образом, в классе теперь четыре группы и каждая работает над своей частью текста.

После работы в группе ученики возвращаются в «домашние» группы. Вернувшись, они стараются донести содержание своего отрывка до окружающих, выступив в роли учителя и использовав тот материал, который наработал в группе.

Ученику надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя — в основном координирующая.

Слайд

3 стадия рефлексии

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д 

«Синквейн» 

«Эссе»Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

«РАФТ» (в переводе raft – «плот»)

Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.).

Дискуссия.

Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.

  • Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
  • Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
  • Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
  • С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
  • Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.

Слайд

ТРИЗ ( Технология решения изобретательных задач).

Издавна считалось, что творчеству невозможно научить. Этот тезис был опровергнут Генрихом .Альтшуллером, ученым и инженером. Он начал изобретать с раннего возраста. В 17 лет он получил первое авторское свидетельство. Работа по созданию ТРИЗ была начата в Баку в 1946г. С 1946года по 1971г он исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств и выделил несколько приемов, используемых изобретателями:

Метод золотой рыбки ( анализ и синтез фантастических идей)

Метод ассоциаций

Ступенчатое конструирование ( 1 человек рисует объект, второй. Не зная замысла первого добавляет какую-либо часть и предлагает свой вариант использования получившегося и т.д)

Слайд

Метод фокальных объектов.

Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на объект, который нужно совершенствовать, который лежит как-бы в фокусе (почему и метод называется фокальный).

Слайд

Алгоритм:

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов.
  2. Составляются списки характерных свойств и признаков этих объектов( по 5-6 интересных слов-прилагательных, причастий, глаголов и т.д.
  3. Выбирается фокальный объект.
  4. Признаки случайных объектов поочередно переносятся на фокальный объект, т. Е. приписываются ему и записываются.(фиксируются).
  5. Все полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.

Рекомендации:

  1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, явления природы…
  2. Фокальный объект заранее не показывать. Он объявляется после. Иначе, как показывает практика, что если человек заранее знает фокальный объект, он бессознательно старается подбирать к нему случайные слова и их признаки.
  3. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, веешь, товар или услуга. Так и её часть. При этом нужно четко установить цель усовершенствования – это будет критерием, по которому будут отбираться идеи.
  4. При выборе свойств случайных объектов надо избегать банальных определений:красивый, добрый, желтый и т.д. Лучше выбирать признаки, которые случайный объект проявляет ИНОГДА: трактор-застрявший, забор-покосившийся и т.д.
  5. Необходимо фиксировать (записывать) все получившиеся варианты.
  6. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний можно использовать вопросы: где это может быть? Кому это надо?  Что это может быть? Кто и зачем это будет покупать? И т.д.
  7. При отборе решений можно использовать экспертов.

Прием контрольных вопросов.

Что произойдет, если:

-увеличить что-то…

-уменьшить…

-усложнить…

-ослабить..

придать схематизм..

Н/п: так была изобретена игла к швейной машинке (отверстие снизу, а не сверху).

Среди вороха идей, порой абсурдных иногда отыскивается что-то уникальное, новое.

ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса, при составлении программ раннего развития детей, хотя изначально эта технология была рассчитана на техническое творчество.

Название: Хорошо-плохо

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Вариант 1

Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2

Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Пример1.

Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.

Название: Я беру тебя с собой

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Слайд

Метод Ассоциаций.

Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается  ассоциативная связь.  Т.е. между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенного в ассоциацию,

влечет появление другого. Связь может быть любой: цифровой. Графической, сказочной, смешной, фантастической, даже абсурдной.

Слайд

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Технология программированного обучения

Программированное обучение — технология пошагового (порционного) изучения материала с контролем каждой порции.

Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалысо, Ч. Куписевичу)

Принцип деления материала на малые части (шаги). Главное понятие программированного обучения — обучающая программа. Её понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий. Шаг программы состоит из трёх частей

Принцип обратной связи.

Принцип индивидуального темпа в обучении. Третий принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе строго индивидуальна, Следование принципу индивидуального темпа в обучении создаёт условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.

Слайд

. Технологии уровневой дифференциации

Дифференциация обучения

Дифференциация в переводе с латинского «сИЯегепсе» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение — это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих

В дидактике и предметных методиках предлагается более 20 критериев деления

учащихся на группы.

В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:

— по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно-возрастные группы);

— по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

— по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

— по уровню умственного развития (способные, одарённые, дети с ЗПР и др.);

— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.);

— по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.); .

— по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения,; слуха, больничные классы)

Поэтому сама технология дифференцированного обучения является включённой, проникающей технологией.

По особенностям организации гомогенных групп выделяют:

а) внешнюю дифференциацию:

—региональную — по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

— внутригикольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

—в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

— межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

б) внутреннюю дифференциацию: внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Модель «Профильное обучение»

Технологии индивидуализации обучения

Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно (для занятий с девиантными детьми).

Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)

Ривин Александр Григорьевич — русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.

Коллективным способом обучения является такая его организация которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.

Парную работу можно использовать в трёх видах:

• статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» — «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

• динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

• вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями:

10% — читает глазами, 26% — слышит, 30% — видит, 50% — видит и слышит, 70% — обсуждает, 80% — опирается на опыт, 90% — говорит и делает совместно, 95% — обучает других.

Технологии групповой деятельности

Технология С.Н. Лысенковой:перспективно-опережающее обучение

с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Лысенкова Софья Николаевна — учитель начальных, классов средней школы 587 г. Москвы,

народный учитель СССР.

 В этом и состоит первый «кит» технологии Лысенковой.

Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал.

Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше Для каждой темы это начало разное.

Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление.

Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики4 Сначала сильный ученик (затем и другие) говорит всё, что делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных.

И наконец, третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — это опорные схемы, или просто опоры, —выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства.

Слайд

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РЕКОНСТРУИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛА

Предусматривает оптимизация расположения, учебных предметов, частей учебного

материала на основе преемственности, логики взаимосвязей,

Объём знаний в каждой отрасли науки непрерывно растёт, а количество учебного времени для их, изучения жёстко ограничено. И сегодня эта проблема— несоответствие объёма знаний количеству времени, предусмотренному

для их усвоения, — особенно актуальна. Частично она решается образовательными технологиями на основе дидактического усовершенствования; и реконструирования структуры учебного материала и способов его предъявления.

Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, МЛ. Чошанов)

Её сущность заключалась в том, что определенную часть учебного материала брали как отдельную тему и строили курс обучения из этих самых отдельных тем. Впоследствии эти части-темы учебного курса стали называть модулями

 Таким образом, учебный курс в модульном обучении предстаёт как система взаимосвязанных модулей, а традиционная учебная программа заменяется модульной программой

Модуль, отвечающий определённому компоненту содержания, может быть концентрированно, не растянуто по всему году, а, скажем, в конце года. Так, модуль, относящийся к ОБЖ или ботанике,объёмом 18 часов можно пройти

в течение 3-4 дней.

Технологии интеграции в образовании

Модель временного погружения М.П. Щетинина

«Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими школьными учебными предмета-га предложил М.П. Щетинин. «Погружение» предполагает длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним или двумя  предметом, при котором уроки основного» предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы (как разрядка, релаксация), а сами «погружения» повторяются через определённые промежутки времени.

Такая форма занятий основана на законе доминанты ^.А. Ухтомского. Доминанта — это очаг возбуждения, концентрирующий внимание, мышление, эмоции на каком-либо объекте. В традиционном обучении (в день 3-5 в меТов) каждая новая предметная доминанта обесценивает предыдущую. Её возможности в интенсификации умственных процессов не используются. У П. Щетинин предположил, что нужно увеличить срок действия доминанты. При его эксперименте первое погружение по математике в 9-м классе шло шесть дней (сразу после каждой пары часов разрядка—музыка, хореография, физкультура). и за 32 часа был пройден курс всего учебного "года.

Второе погружение состоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, третье — через три месяца после второго, в начале марта, четвёртое — в середине апреля. Они длились от четырёх до семи дней, но «океан знаний, в который погружался класс, был уже не чужим, не страшным».

 «Погружение» как организационная модернизация ТО предполагает использование всех известных элементов тех или иных технологий, формирование понятий, умений и навыков, создание продуктивных результатов.

Организационные Моделей погружения может быть несколько: двухпредметная, межпредметная, проектная и т.д.

Слайд

ЧАСТНОПРЕДМЕТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

Д. Поп

Частнопредметные технологии могут быть как обособленными, самостоятельными, так и встроенными в конкретную общешкольную технологию, иметь общую с ней концептуальную часть.

I Во второй половине XX столетия в России существовало достаточно много известных частнопредметных педагогических технологий, находивших широкое общепедагогическое применение.

Это, в первую очередь, технологии, разработанные сильными предметно-методическими школами,

возглавляемыми известными учёными и методистами.

Технология Зайцева, Кабалевского.