Учителю на заметку
материал на тему

Малышева Ирина Арнгольдтовна

Предварительный просмотр:

Памятка учителю по  мотивированию познавательной  активности учащихся на уроке

Учителю необходимо:

  • поддерживать  доброжелательный стиль общения между всеми участниками педагогического процесса;
  • ободрять учащихся при возникновении у них трудностей;
  • поддерживать  положительную обратную связь;
  • заботиться о разнообразии методов преподавания учебного материала.

Постоянно актуальными остаются советы:

  • приучать обучаемых  к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
  • поощрять выполнение заданий повышенной сложности;
  • учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
  • формировать чувство долга, ответственности;
  • учить предъявлять требования прежде всего к себе.

Исключите из своего лексикона фразы:

  • Так дело не пойдет!
  • Об этом нам не нужно говорить вообще!
  • На это у нас нет времени!
  • Об этом ты не можешь судить!
  • И до чего мы так дойдем!
  • Это несерьезно!
  • Можешь мне поверить!
  • Как ты до этого  додумался!



Предварительный просмотр:

Рациональное применение методов обучения

Методы обучения

При каком содержа-нии материала рацио-нально  применять метод?

При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно?

При каких особен-ностях  учащихся рационально применять метод

Какие возможности должен иметь учи-тель для использова-ния этого метода?

1

2

3

4

5

Словесные

Когда материал носит теоретико-информационный характер

При формировании теоретических и практических знаний и решении всех других задач обучения

Когда ученики готовы к усвоению информации данным видом словесных методов

Когда учитель владеет соответствующими словесными методами лучше, чем другими методами

Наглядные

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам

Когда имеющиеся наглядные пособия доступны ученикам

Когда учитель располагает необходимыми пособиями или может изготовить их сам

Практи-ческие

Когда содержание темы  включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, проведение опытов

Для развития практических умений и навыков

Когда ученики готовы к выполнению практических заданий такого характера

Когда учитель располагает пособия-ми, дидактическими материалами для организации этих практических упражнений

Репродук-тивные

Когда содержание слишком сложное или простое

Для формирования знаний, умений и навыков

Когда ученики готовы к проблемному  изучению данной темы

Когда у учителя нет времени для проблемного изучения этого материала

Проблемно-поисковые

Когда содержание материала имеет средний уровень сложности

Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу

Когда ученики подготовлены к проблемному изучению материала

Когда учитель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет методами

Индуктивные

Когда содержание темы в учебнике изложено индуктивно

Для развития умений обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему)

Когда ученики подготовлены к индуктивным рассуждениям и затрудняются в дедуктивных рассуждениях

Когда учитель лучше владеет индуктивными методами обучения

Самостоя-тельная работа

Когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно

Для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда

Когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы, располагают необходимыми знаниями и умениями

Когда имеются дидактические  материалы для самостоятельной работы учеников, время и учитель умеет правильно организовать ее.



Предварительный просмотр:

Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов обучения, классифицируемых  по источникам  получения учебной информации

Краткое содержание метода, методические приемы его реализации

Деятельность   обучающего  учителя

Деятельность учащегося, обучаемого

Словесные методы.  Основное назначение  данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи слова (устного  и печатного) с использованием логических, организационных  и технических приемов. Основные методы – рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками.

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, выявлению признаков, определение исходных позиций в анализе процессов и объектов, осуществление сравнения, обобщение, получение выводов и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных  методических приемов и т.д.

Деятельность обучаемых заключается в восприятии  и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с дидактическим материалом, предъявляемым обучаемым и т.д.

Наглядные методы. Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи  различных средств наглядности.  Основные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей,  макетов и т.д.), демонстрация диафильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. Наглядные методы реализуются через применение логических, организационных и технических методических приемов.

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных  данных  из различных  наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые и т.д.  Данная деятельность  осуществляется  при использовании различных методических приемов и т.д.

Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые  проводит учитель, преподаватель или сам обучаемый, осмыслении полученных  данных и принятия основной дидактической цели конкретного урока, выполнении различных записей, схем, зарисовок и т.д.

Практические методы. Основное назначение данной группы методов заключается в получении информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемым в процессе постановки различных практических работ.  Основные методы:  практические работы, лабораторные работы, решение задач, моделирование объектов и т.д.

Постановка основного вопросам, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных  наглядных источников, которые демонстрирует  сам преподаватель или обучаемые и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д.

Деятельность обучаемых заключается в осмысливании практических  действий обучающегося,  своих практических действий, в выполнении различных  записей, зарисовок, схем и т.д.  и принятии основной дидактической цели урока и т.д.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника

  • Обеспечение внутреннего  принятия детьми цели предстоящей работы, т.е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат  ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность.
  •  Исключение   поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний.
  • Комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия.
  • Обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий.
  • Обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
  • эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного  эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность.
  • Стимулирование и  поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога.
  • На каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности.
  • Организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.
  • Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку! У вас появился первоклассник!

В данной статье даны рекомендации родителям, чьи дети являются первоклассниками. Воспользовавшись данными советами, вы поможите своему ребёнку преодолеть трудности первого года обучения....

Презентация "Путевые заметки классного руководителя"

Презентация отражает работу классного руководителя. Наша жизнь интересная, беспокойная, незабываемая... Фотографии отражают развитие личностных характеристик "портрет" выпускника начальной школы....

Родителям на заметку. Советы, памятки , рекомендации.

Рекомендаций, советы, памятки. Надеюсь, что найденный вами здесь материал окажется полезным и поможет организовать учебно-воспитательный процесс дома. ...

Учителям и родителям на заметку

"СВИРЕЛЬ".   Программа обучения и развития  быстро эффективно решает многие проблемы, связанные со здоровьем и обучением младших школьников, содействуя всем направл...

Родителям и учителю на заметку

Воспитание мальчиков...

Учителю на заметку

Памятка по работе по здоровьесбережению....

В помощь учителю. Про внимание и внимательность. Родителям на заметку.

В помощь учителю. Про внимание и внимательность....