Выступление на МО.
учебно-методический материал на тему

Маслова Наталья Александровна

В традиционной педагогике центром учебного процесса является учитель, передающий детям знания, формирующий у них умения и навыки, без которых немыслима современная жизнь.Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности.

Задача учителя-  всеми доступными ему средствами достигнуть взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры ,в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst.docx16.26 КБ
Файл ust.zhurnal.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

          МОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 2»

            имени  Героя Советского Союза П.И.Орлова

    Выступление на методическом

объединение учителей начальных

классов  на тему: «Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на создание комфортной образовательной среды в начальных классах».

                                                   Подготовила:

                                        учитель начальных классов

                               Маслова Наталья Александровна

                             

                               Саранск-2017

В традиционной педагогике центром учебного процесса является учитель, передающий детям знания, формирующий у них умения и навыки, без которых немыслима современная жизнь.

    Учитель, наряду с родителями, передает ребенку культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, тот опыт, без которого ребёнок не может развиваться ни интеллектуально, ни личностно. Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно (т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт в классе.

  «Комфорт — условия жизни, требования, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют» - Ожегов (словарь).

      Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.

 

Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности

1. Эмоциональное поглаживание (особенно для сомневающихся).     В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!   . 
2. Упреждающий контроль Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться.

3. Содержательное оценивание.

4. Я в тебя верю.  (Оптимистическая гипотеза).

5. Позитивное рецензирование. Перечень достоинств работы, но с соблюдением чувства меры, чтобы ученик не переоценил свои возможности.

6. Скорая помощь. Разумная помощь при выполнении задания слабыми учениками.

7. Отсроченная отметка. Постановка более высокого балла за ответ, но при некоторых условиях.

8. Похвала. Хвалю исполнителя, критикую исполнение.

9. Престижная отметка. Иногда ставлю только ту отметку, которую желал получить ребёнок. (Например, при проверке знания таблицы умножения)

10. Обращение к ребёнку только по имени.

11. Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалила детей за то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость выполнения задания, других  за сосредоточенность, вдумчивость, ответственность.

12. Поощряла стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах.

13. В начале каждого урока сообщала детям, какие нам предстоят важные дела. Иногда план урока, если это нужно, писала на доске. Старалась, чтобы записи познавательных задач по своим формам вызывали у детей интерес. Иногда предлагала выбирать, с какого задания начнём урок.

14. Когда урок проходил особенно напряжённо, в познавательной борьбе, я чувствовала внутреннее удовлетворение, то в конце урока выражала детям благодарность, объясняла им, чему они меня научили.

15. Просила оценить урок, какие задания больше всего понравились, какие нет, почему; у кого какие возникли проблемы; что они хотят посоветовать мне.

16. Если урок прошёл неудачно, то признавалась перед детьми, что наш урок не был таким содержательным, увлекательным, при возможности объясняла причину. Сообщала, какие у меня были пожелания к ним.

17.Часто обращалась к детям с просьбой помочь мне: подготовить задания (кроссворды, вопросы), найти произведения на такую-то тему, такого-то автора для наших будущих уроков, составить сообщение.

18. При оценке работы ребёнка особое значение придавала:

- стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания независимо от того, справился он с ним или нет;

- достигнутому успеху,

-его отношению к учению;

-его личным позициям, точкам зрения;

-его возможностям достичь большего успеха.

19. Поощряла в каждом ребёнке: смелость ума, умение сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, готовность защищать свою точку зрения, обдумывание, постановку сложных вопросов, пытливость, любознательность, самоконтроль, стремление находить и исправлять свои ошибки.

20. Старалась придать общественную значимость успехам ребёнка:

- говорила об этом детям как о радостном для всех событии;

-при всех поздравляла ребёнка с успехом, жала ему руку в знак уважения;

-сообщала родителям  как и в чём ребёнок порадовал нас всех, какую трудность он преодолел, какой добрый и честный поступок он совершил.

Использовала методику недописанного тезиса:

- Мне на уроке хорошо, когда …

- Мне на уроке плохо, когда …

У детей в основном наблюдалась связь с отметками. Отметки рождают в них тревожность, страх перед оценкой.  В целях правильного понимания школьниками успеха в учении дополняла и корректировала отметочные стимулы содержательным оцениванием, которое позволяло отметить конкретные достижения или неудачи ученика, объяснить их причины, развернуть дальнейшую перспективу.

Я делаю всё, чтобы мои ученики воспринимали изученное на уроках, как полезное и во всех отношениях приятное занятие.  В этом - залог успеха. Чтобы достичь цели ситуации успеха, учителю необходима улыбка и добрый взгляд, интерес к каждому ученику.



Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении классных руководителей на тему: «Устный журнал- нетрадиционная форма проведения родительского собрания.»

                         Подготовила  учитель  начальных классов: Маслова Н.А.

           Семья-это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа- два общественных института ,которые стоят у истоков нашего будущего.Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?  Задача учителя-  всеми доступными ему средствами достигнуть взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры ,в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

   На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?

 «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устранения сыновей отцовской «сильной рукой»,для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться»,- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями ,которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике,- все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения- это уродливое воспитание».(В.А. Сухомлинский)

    Очень важно, чтобы в начальной школе у ребенка не угасло желание быть хорошим, а у матери не ожесточилось сердце. Основа нашей воспитательной работы- союз учителя, родителя и ребенка. И именно в начальной школе особенно важен контакт учителя и родителей.  С первых дней знакомства с родителями мы стараемся донести до них мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь родителей к нему. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь- творец всего доброго, возвышенного. Мы часто напоминаем родителям, что ребенок должен, быть уверен в том, что его кто-то очень любит, такая любовь создает у ребенка чувство защищенности , душевного покоя.У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от  невзгод. Сердечность, чуткость, отзывчивость- это моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда ,когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений. 

Конечно, главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом мне очень хотелось превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.

Именно на родительском собрании классный руководитель осуществляет главное – соединяет цели школы и возможности семьи в воспитании детей. Родительское собрание должно стать школой  просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями..

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвящённые актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит поведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

    Каким родительское собрание должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний в начальной школе повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания. В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Среди разнообразных форм общения педагогов с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания – встречи.

     Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями.  Диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат появляются проекты,  направленные на  новое качество воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявление интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей,  способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

        В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так  и у родителей, пользуются нетрадиционные формы проведения родительских собраний, такие как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «КВН», «Ток-шоу»,  «Деловая игра» или "Игровой практикум", «Круглый стол»  и др.

       Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ,  и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к  проблемам школы.  Проводятся игры, конечно же,  с педагогическим содержанием, например,  «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», "Пресс-конференция", «Мастер-класс», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей с названием «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки».

«Устный журнал» состоит из 3 – 6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Рубрики могут повторять те, что видим мы в известных журналах, например: «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Справочное бюро», «В кругу семьи». Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

« Перелистывая страницы учебного года».

 ( Итоговое собрание- устный журнал, 1 класс)

Задачи собрания:

1.Подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год.

2.Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общаться и формированию культуры взаимодействия.

Подготовительная работа  к собранию:

1.Анкетирование родителей.

2.Фотопортрет класса. (под фотографиями- высказывания, замечания, мысли мнения о себе и одноклассниках).

3.Фотомонтаж уроков и внеклассных мероприятий за весь учебный год.

4. Большая книга « История жизни 1 класса».(книга склеена из листов ватмана) В ходе собрания иллюстрируют каждую страницу своими выступлениями.

Страницы устного журнала:

Страница 1. «Наша жизнь на уроках»(фрагменты уроков- презентация)

Страница 2. «Наши переменки»(физкультминутки, игры и т.д.)

Страница 3. «Наша жизнь после уроков»9 Самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе).

  Страница 4. «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, чтение стихов, песен, кружковой деятельности ).

Страница 5. «Мы и наши родители» ( награждение родителей за работу в классе).

Страница 5. « Наши планы на лето»(каждый ученик получает задание, они могут быть разными)

5. Класс празднично украшен, работы ребят, рисунки, выставка тетрадей, поделок.

 Ход мероприятия:

Ведущие: Солнечный май настал! Веселый  счастливый праздник нас всех сегодня собрал!

Ведущий1.:Какие красивые и нарядные малыши!

Ведущий 2 :Тоже скажешь- малыши! У них уже год трудового стажа и они умеют уже трудиться, а значит, что они заработали право быть героями сегодняшнего праздника.

Ведущий 1: Им слово!

( Самопредставление учащихся класса. Каждый называет свое имя и ребята дают характеристику ребенку , выраженную одним словом. Например: Крючкова Аня -смешливая, Иванов Петя- рассудительный и т.д.)

Учитель: -Как вы все похожи и все такие разные !(делится своими впечатлениями о детях, об уроках , о школьной жизни)

2.Ведущий: Заглянем в школьный архив, Вот какими были наши уроки…

Дети делятся на группы и получают задания в конвертах( по русскому, математике, окружающему миру, придумать рассказ ,используя слова- ученик , школа, урок, портфель, звонок, смех).

Между выполнением заданий дети получают грамоты и награды.

3.Ведущий: А еще они могут петь и танцевать. Сейчас мы это с удовольствием покажем   Концертная программа.

4.Ведущие :Мамы и папы смотрят на нас , а им тоже хочется выступить .дадим им такую возможность.  Конкурсы для родителей.

Интересные задания для выполнения семьям учащихся:

-Вспомните расписания уроков своего ребенка по дням недели.

-Назовите полный почтовый адрес школы.

-Сколько детей в классе в котором учиться ваш ребенок.

-Как зовут лучшего друга вашего ребенка?

-Сколько уроков физкультуры в неделю у ребенка? Сколько килограммов весит портфель вашего ребенка?

-Как зовут директора школы?

Награждение родителей за активное участие в жизни класса.

Ведущий: Вот у нас какие родители! Все про нас знают, во всем хотят нам помочь. За это мы их любим и хотим, чтобы нашим мамам всегда хотелось быть с нами рядом, вот так ,как сегодня.

Общая песня родителей и детей.

-Заключительное  слово классного руководителя.

( Вручение учащимся писем-посланий классного руководителя.)

       Какой бы вид собрания ни выбрал учитель, следует придерживаться некоторых правил:

  -собрание должно запомниться;

  - должно заставить задуматься;

  - настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;

  - информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

  - собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу;

  - уважайте свое время и время родителей – собрание не должно затягиваться.

Об  эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

- проявление  у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение  дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы  на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение  количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление  взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление  родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение  их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

 Такие встречи помогут родителям разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить. Это есть, подтверждение тому, что данные формы общения себя полностью оправдывают и достойны более широкого применения. Будьте изобретательны – проводите собрания по – новому!

Приложение 1. Анкета для родителей.

Закончился первый учебный год .Каким он был для вашей семьи, с какими проблемами вы столкнулись, что вас радовало, что огорчало- на эти и другие вопросы просим вас ответить. Ваши ответы помогут сделать жизнь ребят в школе яркой, значительной и радостной.

Мы надеемся на активное сотрудничество!

1.Как вы можете оценить свои отношения со школой, в которой учиться ваш ребенок?

а) хорошие,

б) нормальные,

в )посредственные,

г) плохие,

2.Как часто вы бывали в школе в этом году?

а ) каждую неделю,

б) один раз в месяц.

в).один раз в четверть,

г).два раза в год,

Д) значительно чаще,

3.С какой целью вы приходите в школу?

а) на родительское собрание

б) на встречу с классным руководителем

в) для участия в воспитательных мероприятиях в классе.

г) для оказания помощи классному руководителю,

д) по вызову педагогов и администрации школы.

4.Какие чувства вы испытываете после посещения школы и бесед с педагогом?

а) удовлетворение,

б) радость,

в) надежду,

г) тревогу,

д) разочарование,

е) растерянность,

ж) грусть.

5.С какой проблемой в обучении и воспитании ребенка вы столкнулись в школе?

6.Что бывы хотели изменить в общении вашего ребенка и  школы, классного руководителя?

Нетрадиционные формы собраний:

     В проведении «Педагогической гостиной» реализуется принцип партнерства. Родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

     «Педагогическая лаборатория» - рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – школа». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

     «Читательская конференция» - проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, учитель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание в первом классе - кризис 7лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

     «Аукцион» - Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, адаптация в школе. Учитель дает понятия, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

    «Семинар – практикум» - На собрании могут выступать не только учитель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители, при возникновении трудностей, помогли своим детям.

     «Душевный разговор» - Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания  родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка.   Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

       «Мастер – класс» - Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап, где предварительно учитель дает тему нескольким родителям и поручает провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся, как научить ребенка убирать за собой игрушки, делать домашнее задание, поделиться опытом по привитию у детей хороших манер и т.д. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку. В конце собрания подводится итог, где родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

       «Ток – шоу» - Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, учитель, можно пригласить специалистов. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов» - Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее  волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....