ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме

Сараева Алёна Юрьевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

(Н.Н. Светловская)

Фрагмент урока литературного чтения в 3-м классе по теме «В одном счастливом детстве», ОС «Школа 2100»

1 этап. Работа с текстом до чтения.

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

- Отгадайте, о ком будем читать?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

- Прочитайте ключевые слова.

- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)

- Проверим наши прогнозы.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

- Прочитайте текст про себя.

- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

- Что делала белка? А волк? (1 часть)

– О чём стала просить белка? (2 часть)

- Отпустил волк? С каким условием?

- Как ответила белка на вопрос волка?

– Отчего же белки так веселы? (3 часть)

- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.)

- Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

- Что узнали, прочитав текст? (Надо быть добрым)

- Кого осуждает автор?

1) Составим модель – описание героев басни. (Работа в группах)

1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он?

- Проверим ваши работы. (На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?

- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? (О людях)

- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро)

2) Что же такое добро? (Работа в группах)

1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

- Из наших ответов выросло Дерево доброты. Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.

Добро - 1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

2) Хорошее доброе дело.)

3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»

- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Слайд 2

Подводящий диалог Структура Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога, Почти невозможны неожиданные ответы учеников, Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Результат Развитие логического мышления

Слайд 3

Ситуация Яркого пятна Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Слайд 4

2 4 1 3 5 6

Слайд 5

Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Слайд 6

Исключение Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные". Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Слайд 7

Домысливание 1. Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. 2.Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?" (63 + 7) : 10 24 : (16 – 4·2) (42 – 12 + 5) : 7 8 ·(7 – 2 · 3)



Предварительный просмотр:

Игровая технология

2 класс. УМК «Школа России»

Фрагмент урока русского языка на этапе решение частных задач.

 Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Дидактическая игра

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Встаньте и выйдите из-за парт.

Игра называется «Живое-неживое»

Я вам буду называть имена существительные, если я назову живой предмет, который отвечает на вопрос кто – вы хлопаете в ладоши, если я называю предметы неживые, которые отвечают на вопрос что – вы приседаете.

( Карусель, лягушка, лужа, лебедь, кошка, конфета)

- Молодцы! Я вижу, что вы все поняли, и можете различить предметы, которые отвечают на вопрос кто от предметов, которые отвечают на вопрос что.

- Выполнять установку учителя;

- внимательно слушать учителя и быстро определять имена существительные по признакам одушевленные и неодушевленные;

- оценивать усвоение знаний по данной теме


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гуманно-личностная технология в системе воспитания школьников

Слайд 2

ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ АМОНАШВИЛИ Академик РАО, известный советский и грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Слайд 3

Экспериментальное обучение Ш.А. Амонашвили Последовательная реализация гуманистического принципа, в основе которого : обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений ( к людям, природе, труду, окружающей жизни); бережное отношение к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям; обогащение его духовного и душевного потенциала. Учение – значительная часть жизни ребенка.

Слайд 4

Гуманизм – - педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе. - оптимистическая вера в ребенка, - сотрудничество, мастерство общения, - отсутствие прямого принуждения, - приоритет положительного стимулирования, - терпимость к детским недостаткам.

Слайд 5

Индивидуальный подход: Изучение личности, путем применения психолого-педагогической диагностики (интересы, качества характера, особенностей мыслительных процессов и др.) развитие способностей ребенка, учет его психологических и физических возможностей и особенностей. Мастерство общения: Закон взаимности и гласности. В классе должна быть непринужденная обстановка. Если учитель создает такую обстановку, дети лучше общаются, делятся своими мыслями, переживаниями, не боятся отвечать на уроках, даже если ответ неверный, спорить, доказывать свою правоту.

Слайд 6

Основными целями данной технологии являются: - развитие и воспитание в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств; - облагораживание души и сердца ребенка; - развитие и становление познавательных сил ребенка; - обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; - идеал воспитания – самовоспитание.

Слайд 7

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД Ш.А.АМОНАШВИЛИ ЛЮБИ РЕБЕНКА, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ ДОБРОЙ ДУШИ. БУДЬ ОПТИМИСТОМ, ОЛИЦЕТВОРЯЙ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО. УМЕЙ ПОНИМАТЬ ДЕТЕЙ. НЕ ЖАЛУЙСЯ РОДИТЕЛЯМ НА УЧЕНИКОВ. НЕ ДЕЛИ ДЕТЕЙ ПО СПОСОБНОСТЯМ. НЕ ДОПУСКАЙ ОТСТАВАНИЯ ДЕТЕЙ. ВЫЗЫВАЙ ЧУВСТВО УСПЕХА У РЕБЕНКА. ПОСТОЯННО ИЩИ В РЕБЕНКЕ БОГАТСТВО ДУШИ. БУДЬ НАДЕЖДОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА. ЗНАЙ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ВСЕ ТАЙНЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕБЕНКОМ, ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С ЦЕЛЬЮ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ. БУДЬ ТЕРПЕЛИВ В ОЖИДАНИИ ЧУДА И БУДЬ ГОТОВ К ВТРЕЧЕ С НИМ В РЕБЕНКЕ.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

2 класс, УМК «Школа России»

Фрагмент урока окружающего мира на этапе решение частных задач.

Тема: «В школе»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Физминутка: сегодня в гости к нам пришли веселые ребята, которые хотят вместе с вами поиграть. Нужно смотреть и повторять за ними движения. Подравняйтесь у парт.

- Вы согласны с тем, что школа - это наш второй дом? Почему?

- А вот представьте, что дети приходят на уроки когда захотят, на переменах катаются на роликах, учителя на уроках жуют жвачки, библиотекари слушают музыку в читальном зале.
- Как учиться в таких условиях? 
- Почему в нашей школе такое не происходит? 

- Что такое «правило»?

- Что такое «правила поведения»?

- Можно ли людям обойтись без правил?

- Так зачем людям нужны правила? Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков. Их появление было обусловлено тем, что люди нуждались в регуляторе, который, с одной стороны, гарантировал бы соблюдение определенных прав, а с другой, ограничивал бы действия, которые могут нанести вред.

- Давайте сейчас вспомним, какие правила поведения существуют в школе и подумаем, почему важно их соблюдать, что произойдёт, если эти правила нарушать?  

Работа в группах: Первый ряд составляют правила поведения в столовой, второй ряд - правила поведения на перемене, а третий ряд - правила поведения в классе. 
Обязательно подумайте, почему надо поступать именно так, как говориться в правиле, а не иначе. Обсуждайте правила в группах.
- Ребята, давайте послушаем друг друга. 

-Наш знакомый Сережа стал редактором школьной газеты. Один из номеров он решил назвать «Хорошо или плохо?». Рисунки для этого номера вы видите на странице 50. Рассмотрите их. Какие из рисунков можно отнести к разделу «хорошо», а какие к разделу «Плохо»?

- Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили знания о правилах поведения, я предлагаю вам сейчас поработать в группах.
Сейчас я раздам вам карточки, на которых будут написаны различные ситуации. Ваша задача обсудить предложенные ситуацию, определить какие правила поведения, с вашей точки зрения, нарушены и как должно быть правильно. 

1.Володя Демин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,

У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.

2.Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает

Отвечать другим мешает.

3. Каждый день в большом пакете

Шоколадки носит Петя.

И когда в один присест

Все среди урока съест, принимается за жвачки.

Лучше бы решал задачки.

4.Носятся на перемене

Гриша с Федей,

Всех толкают, задевают

И кричать не завывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

5. Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда,

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Чем все это наблюдать,

Лучше уж поголодать.

А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации?

- Итак, как же нужно вести себя в соловой? (Есть аккуратно, не спешить, не брызгать, не пол не крошить и т. д.)

- А как нужно относиться к школьному имуществу и почему?     

 Волчонок в классе развлекался,

На стуле без конца качался,

На стенах мелом рисовал

И дверь ногою открывал.

Его ребята окружили,

Волчонку строго объяснили:

- Нам школа – это дом второй,

Всему нас учат здесь с тобой,

И мы беречь её должны –

Нам хулиганы не нужны!

- Какие правила нарушил Волчок? (Не рисовать на стенах, не качаться на стуле).

В каждой школе существуют правила внутришкольного распорядка для учащихся. И каждый ученик должен соблюдать их. В нашей школе тоже есть такие правила. Там записано все, о чем мы сегодня говорили.

-Давайте прочитаем вывод на странице 51.

Выполнять физические упражнения вместе с учителем и одноклассниками

Отвечать на вопросы

Делать выводы

Работать в группах, составлять правила поведения

Слушать, дополнять

Анализировать рисунки

Работать в группах, анализировать ситуаций

Отвечать на вопросы

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Читать вывод

Фрагмент урока окружающего мира на этапе актуализации и мотивации.

Тема: «Правила вежливости»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- О чем говорили на прошлом уроке?  ( о здании школы, о знаниях, которые получаем в школе, о правилах поведения в школе)

- Как нужно вести себя в школе?

На перемене:

1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы, нужно освободить себя от разных мыслей.

2. Не шуметь. Помнить, что с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.

3. Во время игр соблюдай все правила, уважай своих товарищей.

4. Умей уступить, не ссорься с товарищами.

5. Если кого – то обидел, нечаянно толкнул – извинись.

6. На перемене нужно подготовиться к следующему уроку, повторить домашнее  задание, расслабиться, посмотреть в окно, освободить себя от мыслей, выпить воды и т.д.

- А что нужно делать, когда вы пришли в школу и видите  учителей, работников школы?

Вспоминать, что изучали на прошлом уроке

Говорить о правилах поведения в школе, о значении школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...