Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
статья на тему

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических, психолого-педагогических институтов нашей страны, передовой педагогической общественности.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_k_konferentsii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

Личностно – ориентированные технологии обучения.

Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

Научно-практическая конференция:

Использование современных технологий в образовательном процессе

 как условие реализации компетентностного подхода

         

         Статья подготовлена                                                                                                  Вяхиревой А.Н.

                                                                                          учителем начальных классов

                                                                            первой квалификационной категории

                                                                     

                                                                      г.Дзержинск

                                                                              2014

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических, психолого-педагогических институтов нашей страны, передовой педагогической общественности.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

         Одной из технологий личностно - ориентированного обучения является обучение в сотрудничестве, т. е обучение в малых группах.

 В чём же отличие обучения в малых группах от других форм групповой работы?

• взаимосвязь членов группы;

 • личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи

 своих товарищей;

 • совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в

 группе;

 • специализация деятельности учащихся в группах.

 • общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

Главная идея обучения в малых группах:

учиться совместно – всегда интересно, научился сам, научи другого!

Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи, всегда интереснее. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Вот идеи, лежащие в основе данной технологии.

Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

         Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. А это возможно, если в группах будет создана определённая атмосфера. Для создания такой атмосферы необходимо, чтобы дети знали и выполняли определённые правила:

1.Уважай и цени взгляды каждого участника группы.

 2.Не согласен, спокойно объясни почему.

 3.Не перебивай и не разговаривай, когда говорит другой. Слушай внимательно и

 уважай собеседника.

 4. Защищай свою точку зрения, будь открытым для восприятия чужих идей, мнений,

 и интересов.

 5. Поддерживай дружелюбный и открытый диалог между членами группы.

 6. Старайся, чтобы твои замечания были кратки и по существу.

Организация работы в сотрудничестве.

  1. Обеспечить возможность взаимодействия в группах ( парты необходимо расставить либо под углом, либо по 2 вместе)
  2. Создание малых групп. В каждой группе сильный, средний, слабый ученики, мальчики и девочки. ( Определять роль каждого для выполнения задания предоставляется самим обучающимся)

      Организатор (т.е. тот, кто следит за активностью своих партнеров по группе);  

      контролер (отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы);    

      редактор (кто следит за правильностью выполнения задания);

      лидер (руководитель).

  1. Подбор заданий, постановка вопросов, создание проблемной ситуации для

      организации работы в группах.

  1. Обсуждение результатов. Выводы, полученные в ходе работы.
  2. Оценка.

Начиная с 1 класса необходимо детей готовить к умению сотрудничать. Проводить работу по созданию дружного сплоченного коллектива, обучать культуре общения.

Приучать учеников:

 • работать в группе с любым партнером (мини-группы 2 человека);

 • работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;

 • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

 • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Интегрировать работу в группах можно различными способами: проверка домашнего задания в парах; проведение самодиктантов словарных слов по русскому языку, в мини-группах (по вертушке), т.е. каждый ученик выполняет роль учителя и ученика. Предварительная подготовка в группах, перед проведением теста или проверочной работы.  

Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода обучения.Обучение в команде. Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса. Обучение в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой (проблемой), вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Например:   4 класс УМК «Школа России» урок окружающего мира по теме:

                     « Природная зона  лесов» Автор: Плешаков А.А.                                          После объяснения нового материала, учитель предлагает организовать работу по группам для подробного изучения зоны лесов.                                                                         1 группа (ботаники) изучают тайгу и  готовят сообщение.                                         2 группа (ботаники) изучают смешанный лес и  готовят сообщение.                                3 группа (ботаники) изучают широколиственные леса и  готовят сообщение.                4 группа (зоологи) изучают животный мир лесной зоны и  готовят сообщение.                5 группа (экологи) изучают роль леса в природе и жизни людей и выявляют причины экологических проблем.                                                                                        Задание выполняется либо по частям (каждый занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух ребенком и контролируется всей группой.

После завершения заданий всеми группами организуется либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группам (если задание было одинаковое для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разными. Оценка ставится одна на всю группу (например, каждому 5).

Спрашиваю контролера, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу.

После этого можно провести тест. (см. Приложение)

Результат  работы всех групп – создание мультимедийных презентаций по теме.                Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был разработан проф. Элиотом Аронсоном (в дословном переводе с английского – ажурная пила, машинная ножовка). Обучающиеся организуются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов – это внимательно слушать партнеров по команде. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.

Например:    На уроке чтения в 4 классе (УМК « Школа России», автор  В.Г. Горецкий) при изучении темы: «Творчество А.С. Пушкина», я предложила провести исследовательскую работу по сбору информации о жизни творчестве А.С.Пушкина в селе Большое Болдино. Ведь это одно из тех «говорящих» мест, которое может рассказать о жизни известного человека больше, чем тома его биографий. Здесь время поворачивается вспять, и вы окажетесь в эпохе Пушкина.

1, 2 группы – проводит исследовательскую работу по теме: «Музей-заповедник»;

 3, 4 группы – проводит исследовательскую работу по теме: «Болдинская осень»;

 5, 6 группа – проводит исследовательскую работу по теме: «Творения великого мастера».

 Каждый член группы находит материал по своей части. Потом идет обсуждение и обмен информацией по данному вопросу.

Результат работы всех групп - создание мультимедийной презентации «Музей – заповедник», конкурс чтецов.

         В практической деятельности метод сотрудничества  получил широкое применение и при подготовке внеклассных мероприятий по предметам.

Например:    Проведение викторины по сказкам К.И.Чуковского  во 2 классе.

Каждая группа получила задание подобрать материал для  викторины по следующим направлениям:

1 группа – «Доскажи словечко»

2 группа – «Узнай, из какой сказки этот предмет»

3 группа -  «Сказочный кроссворд»

4 группа – «Помоги героям отыскать свою сказку – сказочный переполох»

Результат  работы всех групп – выпуск стенгазеты «По сказочным тропинкам»

На самом деле в совместной деятельности ребята делают удивительные вещи. Они обращаются к различным дополнительным источникам, справочной литературе.

Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Я предлагаю вам семь постепенных шагов в обучении этому умению:

 1. помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;

 2. помогите учащимся понять из чего это умение/навык состоит;

 3. организуйте практику;

 4. убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением;

 5. стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики;

 6. создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;

 7. стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

         Испробовав технологию сотрудничества на практике, я могу сказать: это мне подходит, потому что это эффективно для моих учеников! Я вместе с ребятами радовалась незначительному успеху каждого, мотивировала на отстаивание собственной точки зрения, помогала постигать азы культуры общения. Работа в малых группах способствовала развитию у обучающихся:

 • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике;

 • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

 • грамотно работать с информацией;

 • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

 • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «Природная зона лесов»

1.         Природные зоны России расположены так:

            а) тундра, арктическая зона, зона лесов;            

            б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

            в) арктическая зона, тундра, зона лесов; 

 2.        Самую большую территорию занимают:

            а) смешанные леса;  

            б) хвойные леса;

            в) широколиственные леса.

3.         В тайге растут:

            а) пихты, ели, лиственницы;  

            б) дубы, сосны, ели;

            в) березы, липы, лиственницы

4.         Фитонциды – это:

             а) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий;

             б) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы

 5.        Экологические проблемы лесной зоны связаны:

             а) с неумеренной охотой, браконьерством и вырубкой;

             б) с неблагоприятными погодными условиями;

             в) с участившимися лесными пожарами

 6.         Охрана лесов  - это:

             а) обязанность государства;

             б) обязанность государства и долг каждого гражданина;

             в) забота самих обитателей леса

7.          В Красную книгу занесены следующие животные лесной  полосы:

             а) овцебык, морж, розовая чайка;

             б) краснозобая казарка, кречет, стерх;

             в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

8.          На территории зоны лесов расположен заповедник:

             а) Таймырский;

             б) Кандалакшский;

             в) Приокско-Террасный;

             г)  остров Врангеля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированные технологии в обучении

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности ученика, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответст...

Описание применения личностно — ориентированных технологий в практической профессиональной деятельности.

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности....

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

Урок ОПК по теме "Монастырь" с использованием личностно-ориентированных технологий

Уроки по ФГОС предполагают активные методы обучения. Приемы используемые на уроке: Инсценировка, Чтение с остановками, "Верю-не верю", «Синквейн», Дополни рисунок....

Личностно-ориентированные технологии.

Раскрываются требования к личносто-ориентированному уроку. Деятельноть учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью. Виды заданий для развития индивидуальной личности....

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская.

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе вн...