Урок ОПК по теме "Монастырь" с использованием личностно-ориентированных технологий
план-конспект урока (4 класс) по теме

Уроки по ФГОС предполагают активные методы обучения. Приемы используемые на уроке: Инсценировка, Чтение с остановками, "Верю-не верю", «Синквейн», Дополни рисунок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок 25 ОПК Монастырь482.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок составлен Васильевой Ольгой Викторовной, учителем начальных классов МБОУ Лицей №6 г.Химки. 2013 год.

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях).

Строго говоря, все педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. И правильнее говорить «индивидуально-ориентированные технологии». Однако, следуя сложившейся традиции, впредь индивидуально-ориентированные технологии мы будем тоже называть личностно-ориентированными.

         Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Использование личностно-ориентированной технологии имеет целью повысить результативность обучения за счет личной заинтересованности каждого учащегося в материале урока. Независимо от направленности интересов, каждый ребенок имеет свой мотив овладения материалом и накладывает его на свой житейский опыт.

Методики, применяемые в личностно-ориентированной технологии.

  1. «Чтение с остановками». Учитель читает, останавливаясь и задавая вопросы. Одно из направлений вопросов: предположи, что будет дальше.
  2. «Верю – не верю». В предварительном опросе учащиеся из личного опыта строят утверждения или опровержения заданным высказываниям, а в дальнейшей работе получают достоверную информацию и корректируют свои знания. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.
  3. «Синквейн». Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Цели урока:

  1. обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов;
  2. развитие личности, способной на осознанный и ответственный выбор в жизненных ситуациях;
  3. воспитание духовности как смылообразующей;
  4. воспитание толерантости: умения принять чужой выбор;
  5. воспитание любви к миру, людям, природе;
  6. развитие навыков бесконфликтного общения;
  7. развитие навыков коммуникации в группе;
  8. развитие речи (пересказ, монологическая речь);
  9. развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, творчества, интуиции;  
  10. совершенствование навыков осознанного чтения;
  11. ознакомить с понятиями инок, монах, послушание, призвание, обеты, постриг, облачение;
  12. дать знания о монашестве как части православной культуры, о роли монастырей в истории человечества;
  13. познакомить с личностью В.Ф.Войно-Ясенецкого;

Подготовить: карандаш, ластик, рисунок монаха с пустыми руками, таблицу с вопросами для игры «Верю - не верю».

Ход урока.

  1. Вызов. Мотивационный. Прием «Чтение с остановками». Слайд «Два монаха».

- Ребята, что вы видите на экране? (Спросить малоактивных)

А теперь поиграем в такую игру: я читаю историю и останавливаюсь, а вы предполагаете продолжение. Тот, кто знает чем эта история завершилась, подыграйте нам, пофантазируйте вместе с нами, не давайте готовых ответов.

В одном монастыре жили два монаха, которые никогда не ссорились. И однажды они решили: да как же так, все люди друг другом ссорятся, а мы не умеем это делать. (ПАУЗА. О ком история? Где жили? Какая мысль пришла однажды? Какое продолжение?)

Давайте попробуем! А из-за чего мы с тобой будем ссориться? -  спросил один монах? (Что такое ссора, спор, конфликт? Из-за чего ссорятся люди? Они не хотят что-то уступить.)

– Ну, давай хотя бы вот из-за этого кирпича! - Хорошо. А  как мы будем ссориться? (попробуйте разыграть сценку «Ссора монахов из-за кирпича»)

– Ну, я буду говорить, что он мой, а ты говори, что он твой. – Хорошо, начинаем. – Это мой кирпич! - сказал первый монах. (Люди ссорятся, когда им есть что делить, а в душе нет смирения).

- Конечно, он твой, бери его себе! –тут же ответил второй. Так им и не удалось поругаться. (Какой заголовок можно дать этой истории?)

- Почему не поссорились монахи? Что вы знаете об этих особенных людях?

Работа с учебником. Постановка учебной задачи.

 - Откройте учебники на странице 80. Скажите, какова тема урока и что нам предлагает узнать учебник? Какой из предложенных вопросов заинтересовал лично тебя? А может у тебя есть еще и другие вопросы по этой теме? Напиши мне записку.

  1. Осмысление. Работа с учебником.

- Знакомимся с текстом. Возьмите карандаши, при чтении помечая + - то, что вы знали, ! – то, что стало для вас новым, интересным, ? – непонятное.  Читаем по цепочке. (оканчивая словами «и даже школы создавались именно при монастырях») Есть вопросы? Делимся впечатлениями.

Ответьте на вопросы: Кем можно стать по призванию? А вы нашли свое призвание? А хотели бы? Как по-гречески «один»? Одиноки ли монахи? Какое главное правило монашеской жизни? Когда появились первые монахи? Как называются общины монахов? Зачем монастыри в городе? Глядя на экран назовите, какую еще помощь получали люди от монастыря.

- Продолжаем знакомиться с текстом. Возьмите карандаши, при чтении помечая + - то, что вы знали, ! – то, что стало для вас новым, интересным, ? – непонятное.  Читаем по цепочке. (оканчивая словами «но это самый прямой путь к святости») Есть вопросы? Делимся впечатлениями.

Ответьте на вопросы: Как можно отличить вечное призвание от временного каприза? Почему монахи ценят послушание? А что не ценят монахи, от чего отказываются? Что они приобретают от этого отказа? Есть ли призвание быть святым у каждого человека?

- Продолжаем знакомиться с текстом. Возьмите карандаши, при чтении помечая + - то, что вы знали, ! – то, что стало для вас новым, интересным, ? – непонятное.  Читаем по цепочке. (оканчивая словами «в чем смысл жизни человека») Есть вопросы? Делимся впечатлениями.

Ответьте на вопросы: знают ли монахи смысл жизни? А вам бывают нужны одиночество и сосредоточенность?

- Познакомьтесь с легендой о царевиче Иоасафе. (Читает один ученик.)

Учитель объясняет содержание слайда с изображением иконы святым Варлааму и Иоасафу.

- А вам известны личности в русской истории,  которые стали монахами? (Князь Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, богатырь Илья Муромец, княгиня Елизавета, Сергий Радонежский…)

А теперь поиграем в игру «Верю – не верю». Посмотрите на экран. Верите ли вы, что это фотографии разных людей? Одного человека?

А теперь соберитесь четверками, включите свою интуицию и умение договариваться и примите в группе решение по каждому утверждению. Верю +, не верю - . Потом один зачитает верные по мнению группы высказывания.

Он был художником.

Он был хорошим отцом своим четверым детям.

Он до самой смерти был священномонахом.

Он до самой смерти был врачом.

Он был ссыльным заключенным.

Он был удостоин Государственной премии Советского Союза имени И.В. Сталина.

Его звали профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

Его звали архиепископ Лука

- Хотите узнать правду? Откройте учебник на с 83, познакомьтесь с текстом об этом человеке. Остались ли вопросы? Учитель дополняет текст учебника. А откуда я имею эту информацию?

- Что в жизни святителя было временным, преходящим? Что осталось вечным?

- Инок – иной. Можно ли по внешнему виду узнать инока? Сами монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», клобук - «шлем веры».

На голове монахи носят головной убор, который называется «клобук». Он понимается как подобие воинского шлема  и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой.

Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.

Пояс сделан из кожи мёртвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души.

  1. Рефлексия.

Что узнали нового? Что запало в душу? Почему люди идут в монахи? От чего отказываются? Хотите ли знать призвание? А знаете ли смысл жизни? А кто знает? Чему научились?

Задание: дорисовать предмет в руке монаха. Что подобает монаху держать в руках? Рядом приписать пояснение, вывесить на стенд.

Пусть настроение вам создаст духовная песня – кант «Братия» и ряд слайдов.

Он учился на художника.

Он был хорошим отцом своим четверым детям.

Он до самой смерти был врачом.

Он до самой смерти был священномонахом.

Он был ссыльным заключенным.

Он был удостоин Государственной премии Советского Союза имени И.В. Сталина.

Его звали профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

Его звали архиепископ Лука

Он учился на художника.

Он был хорошим отцом своим четверым детям.

Он до самой смерти был врачом.

Он до самой смерти был священномонахом.

Он был ссыльным заключенным.

Он был удостоин Государственной премии Советского Союза имени И.В. Сталина.

Его звали профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

Его звали архиепископ Лука

Он учился на художника.

Он был хорошим отцом своим четверым детям.

Он до самой смерти был врачом.

Он до самой смерти был священномонахом.

Он был ссыльным заключенным.

Он был удостоин Государственной премии Советского Союза имени И.В. Сталина.

Его звали профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

Его звали архиепископ Лука



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Использование личностно-ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира .

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, ...

Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования.

Выступление на методическую тему "Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования"...

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Дже...

Методическая разработка на тему: Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...