Использование личностно-ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира .
материал на тему

Никитина Алевтина Ивановна

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lotkonferentsiya_5.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Алевтина Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ “ Брюшлинская ООШ” Менделеевского муниципального района РТ

Использование личностно-ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира .

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

       Основным элементом образовательного процесса был и остается урок. В  системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция и форма организации. Урок превращается  в творческое общение  учителя с учениками, учеников между собой. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточного высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций. В поисках решения использую личностно- ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровье сберегающего подхода, информационно-коммуникативных, игровых технологий, развивающего обучения.

Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России».  В нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала, поэтому  использую элементы развивающего обучения.  Основной особенностью методов и форм в моей работе является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и проектной  деятельности младших школьников. Знания, полученные на уроке, становятся базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений во внеурочное время.

Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной.

Особенностью нашей школы является  то, что она малокомплектная.  Каждый ребенок индивидуален, со своими личностными качествами. Поэтому перед собой  ставлю задачу – изучить индивидуальные особенности учащихся.  Цель - помочь каждому ребенку быть успешным. Для этого объединяю учащихся на пары по определенным признакам (например: отношениям, уровням понимания,  восприятия, мышления и т.д.) Учитываю, чтобы каждый  ученик мог почувствовать себя участником процесса познания. Чтобы ребенок включился в познавательный процесс,  не только продумываю дидактические средства и  методические приемы, но и учитываю темп работы,  желание учащихся коллективно обсуждать проблему или подходить к ее решению самостоятельно.

У младших школьников  нет осознанной внутренней потребности к учебе. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому  целью обучения в начальной школе является не только удержания этого интереса, но и повышение мотивации детей к учебному процессу. Для успешного решения этой задачи использую на уроках игровые ситуации. Она формирует интерес к учебному процессу, обеспечивает доступность изучения материала.  На уроках окружающего мира использование различных игровых ситуаций  ( включая разгадывание загадок, кроссвордов) обеспечивает постоянный интерес к речевой  деятельности на уроках.

Уроки с использование компьютерных презентаций особенно актуальны в начальной школе.  Использование компьютера на уроках позволяет решать познавательные, экологические задачи в игровой, занимательной форме. Применение на уроке компьютерных тестов позволяет  получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать.     

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету.  Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках окружающего мира  позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

 


Список использованной литературы:

1.Ануфриев А.Ф., С.Н.Костромина: Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999.

Современные образовательные технологии: Учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Бородовской Н.В. 2 изд., стер. – М.: КНОРУС, 2004

2.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.ИНТОР.1996.

3. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008. С. 3-56.

4.Константинова Т. Г., Афонина Е. В. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. - М., «Просвещение», 2005. 154 с.            

5.Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общ. ред. Кукушина В.С. – Ростов н/Д: издат. центр «МарТ»; Феникс, 2010.

6.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно – методическое пособие – Спб.: КАРО, 2009

7.Смирнова О.М.        Дифференцированный подход в обучении природоведению. – М., 1999.

8.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....

Статья "Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную ...

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.

Цель урока: Формирование представлений обучающихся  с назначениями различных приборов и инструментов.   Развитие  умений  исследовать микропрепараты под  микроскопом.Зада...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках окружающего мира».

Все мы с Вами хорошо понимаем, что   информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтом...

Статья Педагогические условия личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках окружающего мира

Одним из основных мерил оценивания успехов ребенка в практике современного школьного образования остается успеваемость. Успеваемость на начальном этапе обучения определяет дальнейшую успешность ученик...