Статья "Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"
статья по окружающему миру на тему

Медведева Татьяна Николаевна

       Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий

на уроках окружающего мира

Автор: Медведева Татьяна Николаевна

              учитель начальных классов

             II категории,

             МБОУ «Афанасовская СОШ»

             Белгородская область, Корочанский район, с. Афанасово

                                                                                 

                                                                                     «Смена исторических эпох определяется

                                                                                     сменой коммуникационных технологий…»

                                                                                                                        Герберт Маршалл Маклюэн

       Гуманизация образования, преобладающая сегодня в образовательном пространстве как новая образовательная парадигма, основывается на признании вариативности индивидуальных познавательных стратегий, которые позволяют человеку в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал.

      Один из путей совершенствования учебной деятельности – ее индивидуализация, связанная с созданием условий для удовлетворения потребностей субъекта в реализации своей познавательной активности. Приближение технологий к человеку, его индивидуальным особенностям стало в настоящее время устойчивой образовательной тенденцией.

       В учебном процессе основная задача учителя заключается в том, чтобы учащиеся освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом учителю необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации и ведущим каналом конкретного ребенка. То, что учителю представляется оптимальным, для ребенка может быть недоступным.

     Одной из главных задач современного обучения является формирование творческой и познавательной активности учащихся, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.    

      Процесс развития личности младшего школьника напрямую зависит от качества образования в конкретном учебном заведении, от эффективности деятельности администрации школы, всего педагогического коллектива и каждого учителя. Всестороннее развитие учащихся остается одной из важнейших задач современной российской школы, что подтверждается основными положениями ныне действующего Закона РФ «Об образовании».    

     В соответствии с этим практически вся профессиональная деятельность учителя должна быть направлена на развитие  познавательной активности учащихся вне зависимости от типа школы и используемых в ней учебных программ и учебно – методических комплектов.

      Учитель должен стремиться создать такую обстановку в классе и на уроке, чтобы у детей возникла положительная мотивация учебной деятельности. Если детям интересно учиться, им нравиться предмет изучения или механизм обучения, познавательная деятельность будет протекать успешно.

        Обучение школьников не может ограничиться решением задач формирования чтения, письма, счета. Среди дисциплин, которые изучают дети, есть предмет, позволяющий им творить, свободно обсуждать различные проблемы, проявлять любознательность, спорить. Эту роль выполняет предмет окружающий мир.

        Что дает ребенку познание окружающего мира?

        Во – первых, растущий человек приобретает опыт. Этот процесс включает ознакомление с культурными ценностями, общественными идеями и идеалами общества. Познание дает человеку возможность изучить накопленную в обществе информацию, отобрать из нее самое важное, выработать на ее основе систему жизненных ориентиров. Во – вторых, растущий человек постепенно приобретает способность к саморегуляции, которая выражается в умении соотносить личное с общим, индивидуальное с общественным и в возможности оценить свое взаимодействие с окружающей действительностью.

       Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален. Эта натура увлекающаяся, которая любит играть, учиться воображать и любит фантазировать. Ребенок 6-9 лет личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды на окружающую действительность  и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств.  

       Учитель даже с небольшим опытом работы знает, что ребенок   – существо социальное, стремящееся к познанию предметного мира, но и мира человеческих отношений. Более того, младший школьник начинает находить свое место в системе этих отношений, а любая его деятельность приобретает личностный характер и начинает оцениваться им с точки зрения существующих общественных эталонов («правильно – неправильно», «можно – нельзя», «красиво – некрасиво», «нравственно – безнравственно»).

Конечно, формирование этих жизненных ценностей во многом зависит от «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский), то есть от условий, которые создаются в процессе обучения и воспитания.

        Поэтому современная общественно – экономическая  ситуация требует от учителя большой отдачи его творческой энергии. Если в процессе профессиональной деятельности молодой педагог поверит в абсолютный характер предписанных ему правил и неукоснительно будет их придерживаться, то он не создаст ничего истинно нового и ценного, он не сможет реализовать себя творчески, ибо суть творческой самореализации в преодолении традиций, стереотипных способов деятельности.

        Одним из условий профессиональной самореализации учителя является его готовность к инновационной деятельности. Она представляет собой сочетание интеллектуальной активности и единства сознательного и бессознательного, определяется через совокупность следующих умений:

- умения вносить новизну в содержание, организацию и методику учебно – воспитательной работы;

- умения глубоко проникать в суть проблемы и находить альтернативные варианты ее разрешения;

- умения быстро перестраиваться в ходе педагогической деятельности;

- умения отказываться от сложившихся стереотипов в работе;

- умения увидеть «новое» в старом;

- способности к самостоятельности, педагогической интуиции, импровизации и т.д.

        Одним из важнейших аспектов готовности учителя к инновационной деятельности является внедрение компьютера в практику современного урока.

      Достоинствами компьютеров, привлекающими внимание преподавателей, является:

- возможность представления не только письменной речи, но и схем, таблиц, иллюстраций, рисунков и т.д.;

- скорость обработки и подачи информации ;

- большой объем памяти;

- усиление мотивации учения;

- учет индивидуализации и дифференциации обучаемых.

       XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры, где со всех сторон ребенка опутывает огромнейший поток  разной информации, в котором он должен «не утонуть», а учиться использовать информацию  правильно.

       Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.
     Сегодня, когда информация становиться стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становиться очевидным, что современное образование – это процесс непрерывный. Отсюда и выходят главные задачи, стоящие перед учителем начальной школы, которыми являются расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности, развитие речи.

       Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
        Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно – коммуникативных технологий в учебно – воспитательном процессе.
      Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка   на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.   Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

      С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

      Использование ИКТ на уроках учебного предмета «Окружающего мир»  позволяет развивать умение учащихся правильно ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться полученной информацией с помощью современных технологических средств. Компьютер на уроках выступает в роли персонального помощника не только учителю, но  и ученику.

       Уроки по данному предмету с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Уроки с использование компьютерных презентаций особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно – образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, особенно анимации.

    Использование компьютера на уроках позволяет решать познавательные  экологические задачи в игровой, занимательной форме, или опосредовать их соревнованием (Кто быстрее?, Кто правильнее?... и т.д.). Такая работа помогает избежать формализма, окрасить знания чувствами и переживаниями. Игры с использованием компьютера предоставляют условия для развития навыка и умения сравнивать, классифицировать, анализировать, а также применять знания в новой ситуации. Она не только приучает ребенка  к умственному труду. Интересные задания облегчают понимание правил, законов экологии, учебного материала и расширяют кругозор. Кроме того, игра (компьютерная) выступает эффективным средством для формирования положительного, ответственного отношения к природе.

      В связи с осуществлением в школе программ компьютерной грамотности ставиться задача освоения учениками компьютера не только как универсального вычислителя, но и как источника получения информации наряду с книгой, аудио – и видеотехникой. С другой стороны, широкое внедрение компьютерной техники в повседневную жизнь, увлечение детей компьютерными играми приводит учителей – методистов к идее наполнить игровые программы содержанием, обеспечивающим детей новыми знаниями.

     С воспитательной целью такие игровые программы  должны отвечать принципам гуманизма, гасить агрессию, вызывать добрые, радостные переживания, стремление к познанию и совершенствованию своих интеллектуальных способностей.

     Я более пяти лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный и воспитательный процесс. Мною накоплен определенный опыт по использованию ИКТ на уроках окружающего мира.

Во – первых, при использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно – ориентированный подход у обучению, появилась возможность рационально организовать весь учебный процесс. Во – вторых, использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
     Предмет «Окружающий мир» - сложный, но очень интересный. И для того, чтобы интерес к нему не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим. Использование ИКТ на уроках позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно – познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
    В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие  и игровые программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе по предмету.

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем:

- большой объем информации;

- не умение работать с информацией;

- недостаточное количество наглядных пособий;

- некоторые темы являются достаточно сложными.

Теперь каждый учитель может проводить уроки по – новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразнее.

  Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

ИКТ на уроках окружающего мира позволяет демонстрировать фотографии животных, растений, памятников, известных людей и т.д. При помощи современных технических средств учащиеся могут отправиться в заочное путешествие по любому городу, посетить любой музей мира, слушать голоса птиц, выполнять контрольные и самостоятельные работы, тесты, решать кроссворды и много другое.

 За многолетний опыт работы  использования информационно – коммуникативных технологий я создала методические копилки по всем предметам, но больше всего накопленного материала  по окружающему миру: «Уроки окружающего мира», «Внеклассные занятия по предмету», «Контрольные работы», «Самостоятельные работы», «Карточки - раскраски,  «Дидактический материал», «Фотогалерея», «Тесты», «Олимпиады», «Презентации по темам», «Статьи».

       Благодаря использованию данного материала по предмету у ребят повысилась мотивация  к учению, они с удовольствием готовятся к урокам окружающего мира, выполняют домашние задания, готовят дополнительный материал, активно работаю на уроках, стараясь показать свои знания.

       Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, уметь правильно её использовать, применить, а, ни в коем случае, не подорвать здоровье ребенка.

        ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ применения ИКТ. Компьютер можно использовать на всех этапах урока.

Список литературы:

        1. М.И. Волошкина. Развивающее обучение: история, теория, практика //М.: Начальная школа. 1998.

       2. Журнал «Начальная школа». 2012 . № 9

       3. Журнал «Начальная школа». 2012 . № 12

       4. Босова Л.Л. компьютерные уроки в начальной школе// Информатика и образование. – 2002. - №1

       5.  Интернет ресурсы www.idj.ruch.ru/nfpk/ikt/ikt1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....

статья "Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках окружающего мира.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования. В связи с зтим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно - коммуни...

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.

Сформировать представления о круговороте воды в природе, обратить внимание детей на причины загрезнения воздуха и воды и указать меры по охране окружающей среды....

"Применение информационных технологий на уроках окружающего мира"

Выступление на РМО учителей начальных классов....