Главные вкладки

    Тема: Использование информационных технологий на уроках окружающего мира.
    методическая разработка по окружающему миру по теме

    Бабаева Рухмия Уруджовна

    Информационные технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc328.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Использование информационных технологий на уроках окружающего мира

    Подготовила Бабаева Рухмия Уруджовна

    2013г.

    Аннотация

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13». Методическая разработка на тему « Использование информационных технологий на уроках окружающего мира». Подготовила учитель начальных классов Бабаева Р.У. Проходила курсовую подготовку дистанционно по теме: “Информационные технологии в системе образования”.

    Данная методическая разработка содержит  методический материал о рациональной организации учебного процесса на уроках окружающего мира с использованием информационных технологий.

            

    Содержание

    Аннотация

     Введение…………………………………………………………………..………………………..2

            Использование информационных технологий на уроках окружающего мира.

    1. Использование информационных технологий в системе методов обучения……………...3-7

    2.Формы работы на уроке окружающего мира с применением информационных технологий.8

    3. Возможности информационных технологий на уроках окружающего мира………………8-9

    Заключение……………………………………………………………………………………….10-11 Список использованных источников……………………………………………………….......12

    1

    Введение

            Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Что же можно сделать в этой ситуации?

    Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании с использованием элементов компьютерных технологий дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Одной из наиболее действенных технологий я считаю  ИТ.
           Во-первых, применение ИТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся.
         Во-вторых, использование ИТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
        В-третьих,  повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
        В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
          
    В-пятых, обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
    А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.


    2

    Основная часть

    Цель работы: рассмотреть возможности использования информационных технологий при изучении   «Окружающего мира».
    Объект: процесс изучения «Окружающего мира» в начальной школе.
    Предмет: использование информационных технологий в преподавании курса «Окружающий мир».
     Задачи:
    1. Рассмотреть использование информационных технологий на уроках окружающего мира в системе методов обучения.

    2.Рассмотреть формы работы на уроке с применением информационных технологий.

    3. Рассмотреть возможности информационных технологий в начальном образовании  в преподавании курса «Окружающий мир».
            Почему мною выбрана именно эта тема для своей методической разработки?  Потому что считаю, что урок окружающего мира имеет большую результативность при использовании информационных технологий.

            Мои ученики любят уроки окружающего. Особый интерес отмечен на уроках с использованием информационных технологий. Учащихся привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у младших школьников пропадает страх перед компьютером, и что не мало важно, воспринимают компьютер не как средство игры. Обучающиеся в течение урока и при подготовке учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой. У них появляется заинтересованность и желание выполнять дополнительные задания.

            Сегодня каждый учитель ведет поиск методов и средств, активизирующих познавательную деятельность школьников. Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию и индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.

            Рассмотрим способы использования различных видов информационных технологий согласно методам обучения.

    3

            Основное назначение объяснительно-иллюстративного метода — передача и организация усвоения информации учащимися. Дидактическая сущность объяснительно-иллюстративного метода заключается в предъявлении готовой, специально отобранной информации учителем, с одной стороны, и в её осознанном восприятии и запоминании обучающимися, с другой стороны. Если при использовании данного метода использовать мультимедийную презентацию, то лекция учителя становится наглядной, что в значительной мере облегчает восприятие.[1]

    В мультимедийную презентацию  включаю  тезисы лекции, фотоснимки, рисунки, подборки исторических карт, анимацию. На экране могут также появляться определения.

    Также в мультимедийных презентациях  использую видеофрагменты учебных фильмов, что значительно облегчает работу, не требуя при этом больших временных затрат на уроке. Она совмещает в себе технические возможности компьютерной техники в представлении учебного материала с живым общением с учителем. Мультимедийная презентация облегчает

     запоминание сложных природоведческих терминов, дат и способствует формированию конкретных теоретических понятий.

    Репродуктивные методы. К ним относят применение изученного на основе образца или правил. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

    Дидактическая сущность репродуктивного метода состоит в конструировании преподавателем системы заданий на воспроизведение действий, уже известных и осознанных обучающимися благодаря объяснительно-информационному методу.

    На уроке окружающего мира  при использовании репродуктивного метода  использую электронные опорные конспекты, схемы. Электронные опорные конспекты, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть

    _________________________________________________________________________________

    Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе //  Информатика и образование.-2002 - № 1

    4

    системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению.

    Электронные опорные схемы и конспекты должны помочь разобраться в содержании, проблематике.

    Методы проблемного изложения. Для данной группы методов характерна постановка проблемы и формулировка познавательной задачи преподавателем до начала изложения материала. Затем, используя системы доказательств, сравнения различных точек зрения, различных подходов, преподаватель показывает способ решения поставленной задачи. Проблемное изложение позволяет не только передавать информацию, но и формирует познавательную и мыслительную деятельность обучающегося. В ходе проблемного изложения преподавателем обучающиеся следят за логикой изложения, контролируют ее последовательность, строгость движения мысли, доказательность.

    Метод проблемного изложения  использую во всех видах учебных занятий: лекциях, практических и лабораторных занятиях.

    При использовании метода проблемного изложения  использую возможности интерактивной доски. С помощью интерактивной доски  демонстрирую презентации,  активно вовлекаю обучающихся в процесс освоения материала, улучшаю темп и течение занятия. На   ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции.

            Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. Аудио- и видеовложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи. На методической неделе мною был  проведён открытый урок по теме:

            “Когда появилась одежда?” – 1-й класс

    Какие цели урока были поставлены?

    Образовательные: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной

    одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя).                                            5

    Способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

    Воспитывать внимательное отношение к своей одежде,  культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.

    Формировать УУД:

    - Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    - Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.

    - Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

    - Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. [Приложение 1].

    Частично-поисковые методы. Данные методы заключаются в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач под руководством учителя. Эта группа методов приближает обучающихся к самостоятельному решению проблемы путем обучения отдельным этапам исследовательской деятельности, при этом каждый этап направляется и контролируется преподавателем.

    На уроке окружающего мира  при частично-поисковом методе  использую мультимедийные справочники и базы данных. Мультимедийные справочники и базы данных предназначены для ввода, хранения и предъявления пользователю разнообразной информации. Это могут быть различные программы на основе гипермедиа, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам. Сюда же можно отнести различные энциклопедии, словари и справочники.

    Исследовательские методы. Обеспечивают усвоение знаний на самом высоком уровне,

    когда полученные знания сами cоздают новые знания.

    Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

    6

    • учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
    • знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе  исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
    • деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
    • учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

    Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Одной из форм использования исследовательского метода можно считать поиск информации в среде Интернет. Интересна эта форма тем, что и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой — найти что-то новое, выходящее за рамки материала школьного учебника. В процессе его познания происходит совершенствование мышления учащихся, развивается их любознательность. Мои ученики при изучении темы “Мои домашние питомцы” провели исследование, ставшее основой учебного проекта “Собаки – наши друзья и помощники”[2] [Приложение 2]

    Выполнение такой работы решает одновременно несколько задач:

    Расширение информационного поля учащихся:

    - формирование умения работать с дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, Интернет)

    - развитие навыка работы с компьютером

    - формирование орфографической зоркости при обработке подобранного материала

    ______________________________________________________________________________

    «Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С.Сергеев, М., АРКТИ, 2008, с.77.

    «Организация проектной деятельности в школе», С.Г.Щербакова, В., Учитель, 2009, с.60.

    7

    - развитие умения работать в парах и группах

    - осуществление межпредметных связей

    - развитие творческих способностей учащихся

    На уроке  использую различные формы работы с применением информационных технологий: индивидуальную,  групповую и фронтальную. Например, при работе с тренажёром ученик может выполнять задания самостоятельно. При групповой форме работы демонстрирую на экране отдельные эпизоды тренажёра. После каждого эпизода все ученики по очереди выполняют упражнения, когда необходимо, при подсказке учителя.[Приложение 3]

             Работаю по учебнику А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”. В нём много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал. Я решила подготовить наглядный материал на компьютере и дать возможность персонажам учебника двигаться с помощью мышки. “Ожившие” картинки помогают ребятам лучше усвоить новый материал и повышают интерес к предмету. В своей работе использую  следующие направления:

    • создание слайд - презентаций к учебнику;
    • подготовка индивидуальных карточек для обучения;
    • подготовка дополнительного материала;
    • использование готовых электронных учебных материалов.

    В моей методической копилке есть немало слайд - презентаций для уроков окружающего мира 1–4-х классов. Вот одни из них:

             «Золотая осень» [Приложение 4]

    Другой мультимедийный учебник, который  использую на уроках – “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир”. С его помощью  помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ученик выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал школьной программы, но и развить

    8

    внимание и логическое мышление. Учебники содержат весь образовательный материал предмета “Окружающий мир” начальной школы.

    Изучению времён года помогает обучающая программа “Мультипликационные времена года с тётушкой Совой”. В ней, помимо изучения нового материала, ребята смогут почитать видеокнижку А. Валевского о всех 12-ти месяцах,  спеть полюбившиеся песни.

            Данные мультимедийные пособия ни в коем случае не подменяют имеющиеся учебно-методические комплекты. Они являются эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить качественное обучение в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Использование информационно – коммуникативных технологий помогает мне перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

    Учащихся   вовлекаю не только в использование информационных ресурсов, но и в создание их. Начинать такую работу нужно именно с начальных классов. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.  Мои ученики создали  дополнительный материал по теме окружающего мира  “Животный мир леса” [Приложение 5]

            

    9

    Заключение

            Без использования информационных технологий в учебном процессе трудно представить современные уроки. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности, способствует повышению успеваемости учащихся.
            Информационные технологии расширяют возможности для творчества как в процессе обучения, так и преподавания. Процесс обучения становится более индивидуализированным.  Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся, а учителя стимулируют к освоению исследовательских проектных методик.
            Информационные технологии - на уроках окружающего мира позволяют излагать материал более доходчиво и за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников. Знание информационных технологий помогает учителю легко и быстро создавать дидактические и раздаточные материалы, вопросники, планы.
            У учащихся повышается познавательный интерес, они становятся более активными. Большинство учащихся являются визуалами, а значит, информацию для них нужно предоставлять наглядно, что ранее было не всегда.
            Анализируя опыт использования ИКТ на уроке окружающего мира, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет: [3]

    - активизировать познавательную деятельность учащихся

    - проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

    - обеспечить высокую степень дифференциации обучения

    - повысить объём выполняемой на уроке работы

    -усовершенствовать контроль знаний

    -рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока

    ______________________________________________________________________________

    Бурлакова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе //Начальная школа плюс До и После-2007

    10

    - формировать навыки исследовательской деятельности

    - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    Проверочные работы по окружающему миру показывают положительную динамику усвоения знаний. 85% учащихся при безотметочном обучении в первом классе набирают 10 баллов.

             Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности информационные технологии, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым  для учителя начальных классов.
            

    11

    Список использованных источников

    1.  Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.
    2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш.пед. Учеб.заведений /И.Г.Захарова. - М. Академия, 2003. - 192 с.
    3. Ильин ГЛ. Проективное образование и реформация науки. — М., 1993. — С. 85.
    4. Колесникова Ю. А. Первое место  - компьютеру. // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.
    5. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.
    6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. — С. 172.
    7. Милованова Н. Г., Прудаева В. Н. «От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий», ТОГИРРО, 2008 г.
    8. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. –М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.
    9.  Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до 7-ми.
    10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под.ред.чл.-корр. АНССР Н.Ю.Шведовой. - 18-е изд., стеретип. - М.: Рус.яз., 1987. -  797 с.
    11. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Курс «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы // Начальная школа: плюс, минус. 1999. №7
    12.  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
    13. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 1600 с.
    14. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. -  №7. – С. 30 – 32.
    15. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Министерство образования Российской Федерации. - М.: 2004. -221 с.
    16. Федямнова Н.В. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учебн. - метод. Поспобие. - Омск: Омск.гос.ун-т, 2004. - 71 с.

    17.Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

    12




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

    В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....

    Статья "Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

    Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную ...

    Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.

    Сформировать представления о круговороте воды в природе, обратить внимание детей на причины загрезнения воздуха и воды и указать меры по охране окружающей среды....

    Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов

    Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках окружающего мира, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно- нравственного воспитания и формирова...

    Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.

    Цель урока: Формирование представлений обучающихся  с назначениями различных приборов и инструментов.   Развитие  умений  исследовать микропрепараты под  микроскопом.Зада...

    "Применение информационных технологий на уроках окружающего мира"

    Выступление на РМО учителей начальных классов....

    Статья на тему : Использование информационных технологий на уроках в начальной школе для повышения мотивации к обучению

    Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, ...