Статья на тему : Использование информационных технологий на уроках в начальной школе для повышения мотивации к обучению
статья на тему
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т.е. быть информационно компетентным.
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№ 549 с углубленным изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ на тему:
" Использование информационных технологий на уроках в начальной школе для повышения мотивации к обучению"
Учитель начальных классов:
Ефимова И.А.
2018 г.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе для повышения мотивации к обучению
Он рисует, он считает, проектирует заводы,
Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – … ( компьютер)!
Действительно, компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Мультимедийные средства обучения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий, выводят процесс обучения на качественно новый уровень, открывают учителю более широкие возможности для творчества, соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах. Обязанностью школы является подготовка детей к жизни в современном обществе. Одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Причины, побуждающие педагогов использовать новейшие информационные, в частности, компьютерные технологии в практике начальной школы:
- Наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
- С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.
- Совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.
- Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.
- Компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника: рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам. Используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.
Что же такое «информационные или информационно-коммуникационные технологии». Эти словосочетания у многих ассоциируются лишь с применением компьютера. В этой связи особое значение имеет публикация в журнале «Начальная школа» № 7, 2001 статьи К.М.Тихомировой «Медиаобразование, интегрированное с базовым в начальной школе». По определению автора статьи, «медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (пресса, ТВ, радио, кино, видео и др.)». В статье указывается, что содержание медиаобразования включает следующие категории:
- обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ;
- развитие критического мышления, умения понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний, умений;
- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием компьютера.
Таким образом, использование компьютера учителем – это лишь часть работы по медиаобразованию, предусматривающая системную постоянную работу учителя в избранной области, будь то работа со словарями, с телепередачами или материалами газет и журналов, фотографией. Преимущество же компьютера состоит в том, что он объединяет в себе эти виды работ – через выход в Интернете, наличие специальных компьютерных программ: электронных энциклопедий, словарей, учебников, альбомов и т.д.
Можно выделить следующие направления применения компьютера учителем начальной школы:
А) использование прикладного программного обеспечения по различным предметам;
Б) преподавание начальных элементов информатики, вычислительной техники и программирования;
В) выполнение вспомогательных функций при подготовке и проведении урока.
Предлагаются три подхода к использованию компьютерной поддержки уроков. Один из них – это использование фронтальной формы обучения. Для реализации фронтальной формы обучения необходим школьный кабинет, оснащённый одним компьютером с CD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки), медиапроектором и настенным экраном.
Самая распространённая форма обучения в начальных классах – фронтальная. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с мультимедийной презентацией и другие формы деятельности:
- ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
- обсудить просмотренный материал с классом;
- совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
- индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме;
- выполнить некоторые задания в группах или парах.
Мультимедийную презентацию можно использовать на разных этапах урока.
Этап урока | Форма предъявления ММП |
Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала |
|
Объяснение нового материала |
|
Необходимо уже в начальных классах приучать школьников использовать компьютер, установленный в классе или имеющийся дома, для поиска информации к различным урокам и внеурочным мероприятиям.
Можно отметить следующие методические возможности и преимущества медиурока:
- повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степенью наглядности;
- появления возможности моделировать объекты и явления;
- повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- развитие наглядно-образного мышления.
Использование медиауроков приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов на уроке.
Второй подход к использованию компьютерной поддержки уроков – интерактивная доска – это экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Например: Работая по теме «Мой город», ученики имеют возможность отмечать достопримечательности города прямо на карте. Полученный результат сохраняется, и работа с картой может быть продолжена дальше на следующем уроке. Первоначальный вариант слайда также сохраняется и может быть использован с иной целью или в параллельном классе.
Интерактивная доска в школе может быть очень полезным инструментом, помогающим учителю организовать работу в классе и подать материал в максимально наглядной форме. Использование ИД предоставляет учителю новые возможности работы на уроке:
- работать с любыми приложениями, сайтами, текстами, объектами, аудио- и видеоматериалами;
- сохранять все свои записи;
- использовать в своих уроках готовые рисунки по нужной теме;
- готовить занятия с помощью бесплатного программного обеспечения по орфографии и математике,
- писать на доске;
- делать записи от руки прямо поверх открытых документов;
- передвигать объекты и надписи;
- добавлять комментарии и информацию к текстам и рисункам;
- выделять ключевые слова;
- добавлять цвета;
- подбор подписей к иллюстрациям;
- открытие и закрытие шторки;
- использование прожектора;
- возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово, сделать работу с материалом урока более яркой.
Например: Работа с лексикой по теме «Комната». Учащийся «перетаскивает» слово к нужному объекту, произнося слово или предложение (зависит от задания). При такой работе лексика запоминается намного быстрее и лучше, так как задействована ассоциативная память.
Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео или интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И всё это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к компьютеру. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Работа с ИД позволяет учителю активизировать деятельность учащихся на уроке, объяснить новый материал, проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию. Благодаря появлению ИД меняются даже самые проблемные ученики. Ребёнок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. ИД не только побуждают детей к активной работе, но и помогают донести материал до каждого ученика в классе, делают занятия увлекательными и помогают ученикам лучше усвоить материал.
Мы уже говорили о том, что медиаобразование предусматривает системную постоянную работу учителя в избранной области. Это в свою очередь накопление медиаобразовательного дидактического материала. Это могут быть аудио и видеозаписи, мультимедийные презентации к урокам, конспекты уроков с использованием ИКТ. При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала необходимо соблюдать определённые условия, которые определяют эффективность использования медиаобразовательного материала в начальных классах:
- используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям, то есть должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников;
- использование такого материала на уроках представляет собой новую нетрадиционную форму в организации учебной деятельности младших школьников. Предъявление, в частности, экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьёзной работы;
- учитель должен подходить очень аккуратно к отбору материала (особенно видеоматериала), предлагаемого для работы с ним на уроке, не только по содержанию, но и по объёму.
Работа по медиаобразованию обязательно предусматривает достаточно полные представления учителя об умении учащихся ориентироваться в информационном мире. Для этого необходимо в системе проводить анкетирование школьников и родителей.
№ | Вопрос | Да | Нет |
1. | Интересовался ли ты раньше компьютером? | ||
2. | Появился (увеличился) ли интерес теперь? | ||
3. | Компьютер для тебя это возможность: -поиграть, отдохнуть | ||
-научиться чему-то новому | |||
-повысить качество своих знаний | |||
-получить новые знания | |||
4. | Возникает ли у тебя желание узнать на уроке больше, чем об этом говорится в учебнике? | ||
5. | Ты ищешь дополнительную информацию чаще всего: - в книгах, журналах | ||
- с помощью компьютера | |||
- спрашивая у взрослых | |||
6. | Хотел бы ты, чтобы компьютер на уроках использовался чаще? | ||
7. | Чему ты бы хотел научиться на компьютере: - рисовать | ||
- печатать тексты | |||
- играть в игры | |||
8. | Есть ли у тебя компьютер дома? | ||
9. | Хотел бы ты иметь свой персональный компьютер? |
Для младших школьников компьютер – объект новый, необычный. Большинство детей высказывают пожелание научиться печатать на компьютере. Второе место после общеучебных умений занимает игровая и изобразительная деятельность. Задача учителя – всемерно поощрять стремление детей использовать компьютер как средство самообучения, воспитывать ценностное, уважительное отношение к такой деятельности. Необходимо познакомить младших школьников с ценностями, позволяющими ориентироваться в информационном пространстве, это – достоверность, полезность, актуальность, полнота информации. Именно в начальной школе прививаются гигиенические нормы работы за компьютером, складывается отношение к компьютеру либо как к средству развлечения, либо как к средству творческого саморазвития.
К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром пословица гласит:
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я могу запомнить.
Вовлеки меня – и это станет моим навсегда».
Литература:
- Баженова Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития школьников. – Журнал «Начальная школа» № 5, 2002.
- Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» № 1, 2008.
- Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» № 3, 2005.
- Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»
Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, пи...
«Использование информационных технологий на уроках в начальной школе».
Выступление на тему: «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»....
использование информационных технологий на уроках в начальной школе
урок в начальной школе...
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе
Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения; - активизирует познавательную деятельность обучающихся. ...
«Использование информационных технологий на уроках в начальной школе"
Доклад на МО учителей начальных классов содержит теоретический и практический материал по теме....
Статья по теме Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе
Статья по теме Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе...