ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Копистко Валентина Александровна

                                                                                                                          «Плохой учитель преподносит истину, 

                                                                                                                                       хороший учит ее находить»
                                                                                                                                                       Адольф Дистервег


Актуальность: Новые ФГОС предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. А как же учащиеся начальных классов? Разногласия и споры среди специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают “Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?” Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. 

Цель: создание условий для организации учебной - исследовательской деятельности учащихся, формирования у них познавательной активности. 
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: 

1. Развивать логическое мышление, творческие способности, кругозор, устную и письменную речь учащихся, природную потребность ребёнка в познании, совершенствовать его исследовательские способности

2. Учить учащихся обобщать и систематизировать дополнительную информацию;

3. Развивать умение работать с художественными и научными текстами, формировать умение работать в группах.

4. Повышение уровня самооценки учащихся.
Гипотеза: использование исследовательских работ на уроках  окружающего мира позволит расширить кругозор учащихся, повысить познавательную активность; формируется навык работы с компьютером (поиск информации в Интернете, работа с дисковым накопителем, форматирование текста) 
Новизна: Использование учебных исследований в процессе урока позволяет реализовать творческие способности ученика, его наклонности. Самое главное - делать нужно это в системе, целенаправленно, вызывая у детей интерес к исследовательской деятельности. Начальная школа готовит детей к среднему звену

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


                                                                                                                          «Плохой учитель преподносит истину, 

                                                                                                                                       хороший учит ее находить»
                                                                                                                                                      Адольф Дистервег


Актуальность: Новые ФГОС предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. А как же учащиеся начальных классов? Разногласия и споры среди специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают “Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?” Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. 

Цель: создание условий для организации учебной - исследовательской деятельности учащихся, формирования у них познавательной активности. 
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие 
задачи: 

1. Развивать логическое мышление, творческие способности, кругозор, устную и письменную речь учащихся, природную потребность ребёнка в познании, совершенствовать его исследовательские способности

2. Учить учащихся обобщать и систематизировать дополнительную информацию;

3. Развивать умение работать с художественными и научными текстами, формировать умение работать в группах.

4. Повышение уровня самооценки учащихся.
Гипотеза: использование исследовательских работ на уроках  окружающего мира позволит расширить кругозор учащихся, повысить познавательную активность; формируется навык работы с компьютером (поиск информации в Интернете, работа с дисковым накопителем, форматирование текста) 
Новизна: Использование учебных исследований в процессе урока позволяет реализовать творческие способности ученика, его наклонности. Самое главное - делать нужно это в системе, целенаправленно, вызывая у детей интерес к исследовательской деятельности. Начальная школа готовит детей к среднему звену

II. Использование инновационных технологий на уроках окружающего мира

 Инновационные технологии, используемые в образовательном процессе

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Творческая проработка новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения – всё это новшества в образовании. Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «
нововведение» является синонимом понятия «инновация».


Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс состоит из:

1) создания,

2) освоения,

3) применения новшеств.

Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновационная деятельность – это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.
Среди
приоритетных технологий, используемых на уроке окружающего мира  выделяют: 

Интерактивные технологии – обучение в диалоге, работа в парах и группах.

Информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии). Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. У школьника эффективнее развиваются исследовательские умения, опыт творческой деятельности, мотивация, самостоятельность, формируется отношение к компьютеру как к средству познания, открытия нового.

Проектная деятельность.

Исследовательская деятельность. 
Что представляют собой инновационные технологии?

(информационное обучение, диалоговое, игровое, проблемное, проектное)

Особо хочу остановиться на исследовательской деятельности учащихся на уроках окружающего мира. Исходя из своего небольшого педагогического опыта, считаю, что учебник по данному предмету содержит очень мало познавательной информации, развивающей кругозор ребёнка. Ведение исследовательской работы позволяет решить эту проблему. 

 Учебно-исследовательская деятельность младшего школьника

Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
Проанализировав эти факты, пришла к выводу, что уже в начальной школе необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся, обеспечения условий для раскрытия, развития и реализации способностей  детей.

Исследовательская деятельность осуществляется определёнными методами и приёмами и опирается на исследовательские умения, среди которых выделяют следующие: 

видеть проблему; 

вырабатывать гипотезу;

наблюдать;

проводить эксперимент;

делать умозаключения;

формулировать выводы и определять новые понятия

Участвуя в проектно-исследовательской работе, младший школьник раскрывает себя как личность в новом качестве. Повышение самооценки, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Установлено, что внедрение элементов проектно-исследовательской технологии в учебный процесс в начальной школе благоприятно влияет на адаптацию пятиклассников к новым условиям обучения в начале учебного года. Опыт свидетельствует, что дети, способные в начальной школе создавать проектно-исследовательские работы, переживают период адаптации в 5-х классах менее болезненно, так как умеют работать самостоятельно, уверенно, осуществлять поиск, они более коммуникативны, готовы к переживаниям и преодолению психологических трудностей обучения.


Формы, позволяющие представить результаты исследования:

-конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

-презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

-выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;

- доклад с целью сообщения новых знаний;

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

-Подумать самостоятельно 

1.Что я об этом знаю?

2.Какие мысли я могу высказать про это?

3.Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? И т.д.

В классе с ребятами мы выделили три пункта, на которые исследователь ориентируется в ходе проведения поисковой работы:

- Я этого раньше не знал.

- Меня удивила эта информация.

- Я смогу отобрать понятный мне материал для выступления перед одноклассниками.
І І І Результативность
: Педагогические ситуации помогают развить у учащихся навык исследовательской деятельности. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Работу по формированию исследовательских способностей начиная с первого класса обучения постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения исследований, так как даже взрослые порой не умеют грамотно задавать вопросы и слушать других людей. На этом этапе обучения исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я проводила подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. С большим интересом проведена исследовательская работа по темам: Мир растений, Мир животных, Мои любимые домашние питомцы

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной литературой. Меня поразило то, что многие мои дети с лёгкостью стали ориентироваться в Интернете. Они находят не только текстовой материал по теме, но и презентации (конечно в основном с помощью родителей) Конечно, не все дети включились в эту работу. Но выделилась группа детей, которая готовит сообщения на каждый урок окружающего мира.

Подтверждение:  В начале обучения я испытывала трудности на уроках окружающего мира (дети отказывались отвечать, испытывали трудности при передачи учебного материала) Готовя сообщения, выбирая интересующий его материал ребёнок  забывает о том, что он чего-то не знает, не умеет. У детей пропала стеснительность, замкнутость, они вступают в спор, отстаивают своё мнение. У детей появился особый блеск любопытства в глазах, на лицах читается безграничный интерес к познанию всего, что есть вокруг. Ученик моего класса - Вапилов Коля провёл целое исследование на тему: Растительный мир в парке им.М.Горького в г.Таганроге. В этой работе активное участие приняли все ребята,им очень понравилась и коллективная работа на уроке окружающего мира. Коля достойно выступил на школьной конференции, и уже на следующий год будет готов выйти на городской уровень. Хотелось бы, чтобы было как можно больше такого рода мероприятий, так как дети очень заинтересованы в этом.
Благодарю за внимание!
         

Использованная литература: 

1.Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников».

2. Шалагина Е. А.«Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов».

3. Зубова О.А. "Исследовательская работа в начальной школе"

4. Ясавеева Д. М. «Инновационные технологии в начальной школе»

5. Гладилина М.И. «Использование элементов инновационных технологий в начальной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

  У каждой новой технологии есть свой принципы:  принцип мастер – класса такой: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Сегодня я выступа...

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

Эффективность применения ИКТ на уроках....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения.  Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

С данным сообщением выступала на районном МО учителей начальных классов....

статья "Использование ИКТ на уроках окружающего мира"

Используя информационные технологии на уроке можно увеличить объем тренировочных упражнений, активизировать внимание учащихся, их мотивацию к учебной деятельности, к предмету....