«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках окружающего мира».
статья (3 класс) на тему

Шахматова Марина Николаевна

Все мы с Вами хорошо понимаем, что   информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  тысячелетии в постиндустриальном обществе. Все мы с Вами хорошо понимаем, что   информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  тысячелетии в постиндустриальном обществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках окружающего мира».

Шахматова М.Н., учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. В.Белозерки

       Все мы с Вами хорошо понимаем, что   информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  тысячелетии в постиндустриальном обществе.  Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что,  используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю  ИКТ.
       Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся.
     Во-вторых, использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
    В-третьих,  повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
    В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
      
В-пятых, обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому  педагогу в настоящее время необходимо    
научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.    Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками  погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы  ИКТ. 
      ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
   Уроки окружающего мира с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют   еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных  практических целей
  • овладение современными информационными – коммуникационными технологиями  (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее.

    Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.

   Программа разработки презентаций  Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

     Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал  для записи учащимся в удобной форме,

2) уроки – иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,  

3) уроки – наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать  учащимся подобные работы самостоятельно.

   Эффективность  работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

При помощи ИКТ решаются такие дидактические задачи, как:

  1. повышение индивидуализации обучения;
  2. повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
  3. ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
  4. усиление мотивации к обучению;
  5. активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  6. обеспечение гибкости процесса обучения.

Применение информационных технологий на уроках окружающего мира повышает мотивацию учащихся к учению, развивает логическое и алгоритмическое мышление, активизирует познавательную активность.

В процессе применения ИКТ происходит развитие учащихся, подготовка их к жизни в информационном обществе. В том числе происходит развитие:

  1. наглядно – образного, наглядно – действенного, творческого мышления;
  2. коммуникативных способностей;
  3. формирование умений самостоятельно осуществлять обработку информации.

Исходя из увиденного и выше сказанного, можно сделать вывод, что использование информационных технологий на уроках открывает широкие возможности для учителя. Детям можно показать животный и растительный мир других материков, познакомить их с космосом и звёздным небом.

При помощи компьютерных технологий я провожу на уроках проверку знаний и умений учащихся. Для этого использую мною составленные компьютерные тесты.

Также, помимо мультимедийных презентаций показываю детям различные научно-познавательные фильмы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые  неизведанные ранее просторы.Сейчас всем понятно, что ...

статья "Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках окружающего мира.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования. В связи с зтим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно - коммуни...

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование информационно — коммуникационных технологий на уроках окружающего мира

Цель: определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ.Задачи:1.       Исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в образовате...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компь­ютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в ...

Использование личностно-ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира .

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, ...