ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
статья по окружающему миру на тему

Руденко Ольга Викторовна

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компь­ютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к  организации своей деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Руденко О. В.

Муниципальное образовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа, село Митрофановка Кантемировского района Воронежской области.

Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к  организации своей деятельности.

        Невозможно не отметить перспективу получения более обширных знаний благодаря возможностям, которые открывает компьютер. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Всё это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией; а также позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип исследовательской позиции.

Применение ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения, расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам,  повышает качество образования.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

        Применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.

        Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных  эффектов способствует повышению интереса учащихся.

Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребёнка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая форма работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

        Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает  индивидуальную и дифференцированную диагностику, контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.

        Наиболее распространённым в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.

        С методических позиций применение ИКТ имеет следующее преимущество: представление в трёхмерном пространстве информации, которая может быть дозирована  в соответствии с особенностями процесса обучения.

        Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока окружающего мира: образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения; развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности; воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.

        Презентации очень удобно использовать при подготовке уроков, так как слайды можно подготовить для каждого этапа урока. При этом стараюсь учесть ряд требований. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Лаконичность – одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать вслух во время демонстрации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их чёткого рассмотрения с последней парты. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять всё экранное поле. На просмотр одного слайда отвожу достаточно времени, чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях.

При использовании на уроках окружающего мира ИКТ получаю возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учёта познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой. При желании организую сюжетно-ролевые игры в ходе коллективного решения познавательных задач на основе общения, опосредованного компьютером. Использование же интерактивной доски помогает  сделать более эффективными фронтальные формы работы.

Использую компьютер как эффективное средство создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира. Можно, например, отключить звук и предложить ученикам прокомментировать увиденное. Затем либо просмотреть с учениками материал ещё раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если учащиеся успешно справились с заданием. Можно остановить кадр и предложить ученику попробовать, проделав мысленный эксперимент, описать дальнейшее протекание процесса.

Возможности использования ИКТ на уроках окружающего мира можно систематизировать следующим образом: использование отдельного иллюстративного мультимедийного материала  на этапе введения нового знания; использование справочного материала для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления; использование интерактивных заданий на этапе закрепления нового материала, на уроках-тренингах, для составления контрольных и самостоятельных работ, для выполнения учеником домашней работы; составление презентаций на основе различных материалов мультимедийного курса и использование их на уроке; использование результатов выполнения заданий для формирования рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки; составление и распечатка заданий для каждого ученика для проведения контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютеров.

Считаю, что главная методическая проблема преподавания сместилась от того «как лучше объяснить материал» к тому, «как лучше его представить при объяснении», от того «как научить ребёнка» к тому, «как научить ребёнка добывать знания». И тут возможности учителя расширяют информационно-коммуникационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках окружающего мира.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования. В связи с зтим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно - коммуни...

урок окружающего мира в 1 классе а тему «Когда жили динозавры?» с использованием информационно-коммуникационной технологии.

Цели: формировать представления о далеком прошлом Земли, о мире динозавров; учить находить связь между строением животного и его образом жизни; в элементарной форме познакомить с методами изучен...

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование информационно — коммуникационных технологий на уроках окружающего мира

Цель: определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ.Задачи:1.       Исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в образовате...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира, доклад

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира, доклад....