Использование информационно — коммуникационных технологий на уроках окружающего мира
проект по теме

Оськина Галина Олеговна

Цель: определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ.

Задачи:

1.       Исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в образовательном процессе.

2.       Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ в начальной школе.

3.       Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

городского округа Чапаевск Самарской области

Педагогический проект

Использование информационно — коммуникационных технологий

на уроках окружающего мира

Оськиной Галины Олеговны

учителя начальных классов ГБОУ СОШ №3

 городской округ Чапаевск Самарской области

Чапаевск

 2014


Содержание

  1.  Введение                

3

  1. Цели и задачи проекта        

4

  1. Инновационная направленность педагогического проекта

4-5

4. Использование ИКТ при подготовке к уроку

5-6

5. Практическое применение

6-8

6. Преимущества использования ИКТ

9-13

7. Заключение

14

Литература

15

Приложение

16-17


  1. Введение.

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что бывает зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Единственный человек, который способен реализовать данное положение на практике – это учитель начальных классов. Никакие другие специалисты, освоившие новшества и готовые применять их в педагогическом процессе, не смогут получить тот результат, на который может рассчитывать учитель, изначально посвятивший себя воспитанию учеников начальных классов.

Большая часть знаний, умений и навыков (ЗУН), полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование же ЗУН в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.


  1. Цели и задачи проекта.

Цель: определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ.

Задачи:

  1. Исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в образовательном процессе.
  2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ в начальной школе.
  3. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;

  1. Инновационная направленность педагогического проекта.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.      

Проблеме информатизации образовательного процесса в школе вообще и в начальной школе, в частности, в последние годы уделяется определенное внимание. Наши дети — это уже члены информационного общества. Объем информации, который обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад.      Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Учеников привлекает новизна проведения уроков с их использованием . В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

 Использование презентаций позволяет проводить уроки:

 • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

 • обеспечивает наглядность;

 • привлекает большое количество дидактического материала;

 • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

 • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

  1. Использование ИКТ при подготовке к уроку.

Обработка текстовой, цифровой, графической и звуковой информации при помощи соответствующего программного обеспечения для подготовки дидактических материалов к уроку (индивидуальные карточки, таблицы, чертежи, схемы, иллюстрации и др.)

Осуществление поиска необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету.

Форма работы может быть и индивидуальной, и групповой, и фронтальной. Например, при работе с тренажёром ученик может выполнять задания самостоятельно. Также можно организовать групповую работу, во время которой учитель демонстрирует на экране отдельные эпизоды тренажёра. После каждого эпизода все ученики по очереди выполняют упражнения, когда необходимо, при подсказке учителя.

Учащихся начальных классов я вовлекаю не только в использование информационных ресурсов, но и в создание их. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности. Однако начинать такую работу нужно именно с начальных классов. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для компьютерных технологий, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности учащихся. Современный младший школьник прекрасно знаком с компьютером (чаще лучше, чем взрослый), но относится к нему, как к игрушке. И передо мной встаёт задача показать, насколько это мощный инструмент познания, позволяющий открыть мир.

  1. Практическое применение.

Для решения выше изложенных задач использую следующие направления:

  • создание слайд-презентаций к учебнику;
  • подготовка индивидуальных карточек для обучения;
  • подготовка дополнительного материала;
  • использование готовых электронных учебных материалов.

Мой кабинет оснащён следующим оборудованием:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска.

Я учу детей по учебнику Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир». В нём много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал. Я решила подготовить наглядный материал на компьютере и дать возможность персонажам учебника двигаться с помощью мышки. “Ожившие” картинки помогают ребятам лучше усвоить новый материал и повышают интерес к предмету.

Помимо созданных самостоятельно материалов электронных уроков использую на уроках электронно-учебные пособия. Одно из них – “Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников”. Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости:

  • Живая и неживая природа
  • Смена времён года. Смена дня и ночи
  • Форма Земли. Ориентирование на местности
  • Размножение и распространение цветковых растений
  • Три состояния воды. Круговорот воды в природе
  • Круговорот веществ (жизни) в природе

Пособие с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной.

Универсальность пособия помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить высокую степень визуализации учебного процесса, которая, в свою очередь, позволяет проводить уроки в форме интерактивного обучения.

Другой мультимедийный учебник, который я использую на уроках – «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир». С его помощью я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ученик выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал школьной программы, но и развить внимание и логическое мышление. Учебники содержат весь образовательный материал предмета «Окружающий мир» начальной школы.

Изучению времён года помогает обучающая программа «Мультипликационные времена года с тётушкой Совой». В ней, помимо изучения нового материала, ребята смогут почитать видеокнижку А. Валевского о всех 12-ти месяцах, с помощью караоке спеть полюбившиеся песни.

Освоить знания по анатомии, проверить их прочность, получить консультацию и сдать экзамен на “отлично” поможет младшим школьникам игра от компании “Бука” “Пятачок сдаёт экзамен по анатомии”.

Данные мультимедийные пособия ни в коем случае не подменяют имеющиеся учебно-методические комплекты. Они являются эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить качественное обучение в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Эпизодическое использование интерактивной доски, разнообразная учебная деятельность обеспечивает здоровьесберегающий эффект обучения, существенно влияет на эмоциональный фон урока, помогает оптимизировать учебную нагрузку.

Неотъемлемым помощником в привитии интереса к предмету и организации коллективной работы класса является использование интерактивной доски.  Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, “волшебных” палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

Использование информационно– коммуникационных технологий помогает мне перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

  1. Преимущества использования ИКТ

             Приведу несколько преимуществ проведения уроков с применением ИКТ по сравнению с классическим уроком.

Этап урока

Урок с применением ИКТ

«Классический» урок

1. Проверка домашнего задания

1)Домашнее задание проверяется с помощью сканера.

Работа ученика сканируется и выводится на доску. Ребенок поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют                        возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.

На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется непосредственно на разбор заданий.

2)  Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на экране.

При необходимости на экран проецируется иллюстрация или анимация к вопросу.

1)Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам. При этом тратится в среднем от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задание  выполнено несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается.

2) Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учениками. На выполнение иллюстрации к заданию необходимо время, кроме того, чертеж, выполненный на плоскости, не передает истинную картину, а, значит, возникает необходимость использования различных моделей.

2.Устная работа

На экран проецируется  текст, иллюстрация,  чертеж, схема. При этом все необходимое  появляется на экране последовательно, что позволяет избежать ненужного нагромождения.

 

Возможны два варианта:

1.Схемы, чертежи подготовлены заранее.

Достоинство: экономия времени на уроке.

Недостатки:

а) большое количество текста, схем, чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретном задании;

б) на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждому конкретному заданию, что может привести к непониманию каких-то моментов решения.

2. Записи, чертежи, схемы  выполняются и стираются по мере выполнения заданий.

Недостаток: невозможность вернуться к  ранее выполненным заданиям.

1.Объяснение нового материала

Если данная тема недостаточно полно изложена в учебнике, то данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные понятия и термины) Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при  необходимости дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. Материал распечаток при этом, как правило, выводится на доску.

Материал, которого нет в учебнике, диктуется ученикам. Затем на доске приводятся примеры решений, которые учащиеся также записывают в тетради.

На диктовку в среднем тратится 4 минуты, в зависимости от объема материала и от скорости письма учащихся.

Кроме потери времени на конспектирование, имеется еще один недостаток: если учащийся недостаточно внимателен, то при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затрудняют понимание материала или приведут к проблемам при выполнении заданий подобного типа

2.Первичное закрепление материала

1)Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников. Для этого достаточно  распечатать подборку заданий, а на экран  вывести заготовленные заранее условия.

2) Использование готовых схем, чертежей позволяет письменно решить на уроке 3-4 задачи, а также сравнить различные способы  решения одной  и той  же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений она может иметь.

1)Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного количества сборников. Диктовка условий заданий также ведет к потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока

2) Письменно решаются только 1-2 задачи, в крайне редких случаях -3 .

Времени на разбор разных способов решения задачи, а также количества решений в зависимости от исходных данных, как правило, не остается

3.Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся

При выполнении заданий  по вариантам учащиеся решают их в тетрадях. Затем с помощью сканера решение проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение.

Таким образом, исключается бездумное списывание с доски, экономится время на воспроизведение решения.

   Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором (используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера).

Существует два способа организации этой части урока.

Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а два-четыре школьника (по одному-два человека от каждого варианта) одновременно решают задания своего варианта на доске.

Затем эти задания комментируются.

При этом способе есть существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать задания самостоятельно, списывает их с доски, а значит данный материал остается неотработанным.

2. Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по одному представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение.

При этом процент списывающих школьников сокращается, но имеет место потеря времени.

4.Выдача домашнего задания и подведение итогов урока

1) Учащимся может быть задано не только общее, но индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток

 2) Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется. Это дает возможность быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.

1) Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске. При этом все учащиеся, как правило, получают одинаковое задание.

2) Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач будет стерта. Значит, при подведении итогов урока единственное, к чему может адресовать учащихся учитель,- это их тетради.

Если у учащихся возникает в конце урока вопрос по какому-либо  заданию или при формулировке выводов, приходится восстанавливать все записи  на доске.

Использование ИКТ на уроках имеет преимущества по сравнению с традиционным обучением:

•Современность и актуальность учебного материала.

•Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

•Эстетичность и наглядность.

•Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

•Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

•Обучение через игровую или практическую деятельность.

•Повышение интереса учащихся к учёбе.

•Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.

•В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.

  1. Заключение.

Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ. Повышается интерес к учебе в целом. Если в апреле 2013 года (1класс) мотивация к обучению составила 50,2 %, то через год (2 класс) она составила 70,8 %,

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения
  • Повысить объём выполняемой на уроке работы
  • Усовершенствовать контроль знаний
  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
  • Формировать навыки исследовательской деятельности
  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам


Литература

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994.
  2. Вильямс и др. Компьютеры в школе. – М., 1998.
  3. Волкова А.И. развитие творческих способностей учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Николау Л.Л., Улитко В.В. тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов // Начальная школа. – № 10, 2008.
  5. Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  6. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1-4 кл.
  7. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. – Волгоград, 1963. С. 27-41. 
  8. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. – Новый диск.
  9. Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до 7-ми лет.


Приложение

Методика - Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников.

1. Хочешь ли ты идти в школу? Почему? 
2. Где ты больше хочешь учиться: в школе или дома? Почему? 
3. Если бы тебе сказали, что можно еще год побыть дома, ты обрадовался бы или нет? Почему? 
В дальнейшем, когда ребенок уже учится, вопросы следует несколько изменить. Можно предложить следующие вопросы: 
1. С желанием ты ходишь в школу или нет? Почему? 
2. Какие уроки тебе больше всего нравятся? Почему? 
3. Какие уроки не нравятся? Почему? 
4. Зачем ты учишься? Мог бы ты не учиться? 
5. Если бы тебе сказали, что в школу ходить не надо, ты обрадовался бы или огорчился? Что бы ты стал делать? 
6. Если бы тебе предложили учиться во время каникул, обрадовался бы ты или огорчился? Почему? 
Ответы на эти вопросы можно обработать качественно или количественно, оценивая ответы (в баллах). Например, на вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? Почему?» могут быть различные ответы: «очень хочется» с обоснованием «почему» – 3 балла; «хочется» без обоснования «почему» – 2 балла; «не очень хочется« – 1 балл; «не хочется» – 0. 
На вопрос: «Где ты больше хочешь учиться: в школе или дома? Почему?» могут быть такие ответы: «в школе» – 3 балла; «и в школе, и дома» – 2 балла; «дома» -1 балл. 
На вопрос: «Если бы тебе сказали, что можно еще год побыть дома, ты обрадовался бы или нет? Почему?» могут быть такие ответы: «огорчился» – 2 балла; «не очень огорчился» – 1 балл; «обрадовался» – 0. 

Отношения ребенка к школе, к учению проявляются и в сочинениях. Для выяснения мотивации можно предложить детям следующие темы сочинений: 
«Как я учусь» 
План. 
1. Для чего я учусь? 
2. Что мне больше всего нравится в учебе? Почему? 
3. Какие предметы люблю, а какие не люблю? Почему? 
«Может ли учитель перевести меня в следующий класс» 
План. 
1. Доволен ли я своим учением? 
2. Чему я научился? 
3. Что мне еще не удается? 
4. Как я думаю преодолеть встретившиеся трудности? 
«Все ли я сделал, чтобы учиться хорошо» 
План: 
1. Как я оцениваю свою активность на уроке? 
2. Что мне мешает быть более активным? 
3. При каких условиях я был бы более активен? 
4. Какая помощь мне нужна, чтобы учиться лучше? 

Для выяснения места познавательных интересов (их широты, связи с содержанием учебных предметов) в системе мотивации, детям без специального предупреждения и подготовки можно предложить написать в классе в течение одного урока сочинение на одну из следующих тем (по выбору): 
1. Что я знаю о слове. 
2. Что я знаю об окружающем мире. 
3. Чем я люблю заниматься. 
4. Мой выходной день. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....

Статья "Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную ...

Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.

Сформировать представления о круговороте воды в природе, обратить внимание детей на причины загрезнения воздуха и воды и указать меры по охране окружающей среды....

Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.

Цель урока: Формирование представлений обучающихся  с назначениями различных приборов и инструментов.   Развитие  умений  исследовать микропрепараты под  микроскопом.Зада...

"Применение информационных технологий на уроках окружающего мира"

Выступление на РМО учителей начальных классов....