Особенности проектирования современного урока в соответствии с ФГОС НОО.
статья на тему

Суховей Жанна Владимировна

Как разработать урок по-новому? Современный урок, его особенности, этапы проектирвания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_sovremennogo_uroka.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Особенности проектирования

современного урока

в соответствии с ФГОС НОО.

Суховей Ж.В.

учитель начальных классов

2017-2018 учебный год

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

(В.А.Сухомлинский)

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?                                                                                             

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы

  • быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире;
  • уметь влиться в быстро развивающееся общество.

Каковы же особенности современного урока?

  1. Современный урок – это личностно-ориентированный.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

  1. Современный урок – это деятельностный урок.

Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

  1. Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Учителю важно понять, какими должны быть основные тенденции развития современного урока.

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

О современном уроке говорят так: это урок, на котором как можно меньше учителя и как можно больше обучающихся.

С переходом на ФГОС изменилась деятельность педагога: произошла переориентация учителя из информатора в консультанта, исследователя, координатора, эксперта, ведущего. Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который даёт ему большую свободу и определяет последовательную деятельность обучающихся, уделяет внимание формированию не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Изменилась формулировка заданий для обучающихся: проанализируйте, докажите, создайте схему, исследуйте, оцените. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности обучающихся преобладают над фронтальными. Педагоги дают уроки в паре совместно с психологами и логопедами, педагогами других дисциплин. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа. Создание портфолио обучающихся - оптимальный способ организации накопительной оценки.

Изменения коснулись и деятельности обучающихся, которые активно включены в образовательный процесс. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причём характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Обучающиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Значительно расширен ассортимент учебных материалов.

Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока:

  • цели и задачи урока;
  • содержание;
  • деятельность учителя и ученика;
  • педагогические технологии;
  • профессионализм педагога.

1 этап - определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.

  • Вводный урок.
  • Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
  • Урок по закреплению знаний и способов деятельности.
  • Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.
  • Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
  • Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

2 этап - замысел урока отражается, прежде всего, в его целях. Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Если раньше ведущей целью было формирование ЗУН, то с реализацией новых стандартов ведущая цель - развитие личности. Поэтому главная задача - это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

3 этап - с учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Особенностью содержания современного урока является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить:

  • что учитель расскажет сам;
  • что ученики изучат самостоятельно;
  • какие вопросы поставит учитель;
  • какие задания предложит;
  • как будет контролировать процесс усвоения.

4 этап – на уроке различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога.

Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • дифференцированное обучение;
  • технология проектной деятельности;
  • развитие критического мышления;
  • игровые технологии;
  • икт;
  • здоровьесберегающие технологии.

5 этап при проектировании урока - отбор средств обучения, дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения.

Если раньше учитель - носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик -  объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения функции учителя:  организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

А ребёнок хочет учиться когда?..

  • когда получается;
  • когда ничто не угрожает;
  • когда интересно.

Будем стремиться к этому и помнить о том, что каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым.

Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

Современный урок – это современный учитель.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Проектирование  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Какие требования к уроку предъявляются сегодня?Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.Как спроектировать урок, который...

Особенности проектирования современного урока в соответствии с ФГОС НОО

Использование  эффективных  образовательных технологий и активных методов обучения в практике работы современного учителя  является обязательным условием интеллектуального, творческого ...

"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО...