ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка по теме

Баркина Раиса Александровна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы
в начальной школе

1) Выбор темы;

2) Объяснение актуальности выбранной темы (почему выбрана данная тема);

3) Введение (отражены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы.);

4) Основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть);

5) Заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)

6) Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей);

7) Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм и т.д.);

8) оформление.

9) оценка результатов, коррекция.

10) презентация.

11) самооценка.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

Академия педагогики. Центр дистанционной поддержки учителей.

http://pedakademy.ru/

Конкурсы для школьников 2017-2018. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки».

http://pedakademy.ru/?page_id=119

Открытые ладони.

Свет познания весна – 2018.

https://open-hands.ru/svet-poznaniya

Звездная дорожка. Информационно-методический портал.

http://portalzd.ru/

Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия».

http://portalzd.ru/konkursy-dlya-detej-i-pedagogov/distancionnye-konkursy-dlya-detej/konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov/

Таланты России. Новые горизонты.

Конкурс “Исследовательские работы и проекты”

http://dk-talant.ru/?p=101

Издательский дом - Федоров.

https://idfedorov.ru/contests/article=6078/

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать.».  

https://idfedorov.ru/contests/article=6078/

 



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:

  • Почему скисает молоко?
  • Почему стреляет попкорн?
  • Почему хлеб бывает чёрный и белый?
  • Моя родословная
  • Праздники нашей семьи
  • Письмо моей бабушки внуку
  • Семейные традиции

Темы исследовательских работ о природе:

  • Лес - наш друг
  • Мой любимый фрукт апельсин
  • Отчего осенью листья меняют цвет?
  • Полезные свойства калины
  • Что такое береста?
  • Что такое листопад?
  • Я садовником родился

Темы проектных работ о растениях:

  • Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
  • Почему подсолнух называют цветком солнца?
  • Зелёный подоконник в школе
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Моё увлечение — кактусы
  • О комнатных растениях
  • Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?

Темы исследовательских работ о животных:

  • Кто живет у нас в лесу?
  • Моя любимая кошка
  • Моя любимая собака
  • Моя удивительная встреча с дельфинами
  • Наблюдение за бобрами
  • Очень длинношеее животное под чудным названием — жираф
  • Почему вымерли динозавры?

Темы исследовательских проектов о грибах:

  • Грибное лукошко
  • Его величество боровик
  • О чём говорят нам названия грибов?
  • Плесень — это тоже гриб!
  • Ты, лисичка, рыжий гриб!
  • Удивительное царство грибов
  • Удивительная находка

Темы исследовательских работ о птицах:

  • Как зимует воробей
  • Кто же в гнёздышке живёт?
  • Курица - птица не простая!
  • Ласточка — вестник добра и счастья
  • Поведение птиц зимой
  • Поможем зимующим птицам
  • Чье это гнездо?

Темы проектных работ о земноводных:

  • Кто такие змеи?
  • Мой друг — черепаха
  • Необычные ящерицы
  • Полезны ли ящерицы?
  • Почему лягушки зеленые?
  • Почему у ящерицы хвост обрывается?
  • Это сказочное существо – лягушка

Темы исследовательских работ о рыбах:

  • Аквариум и его обитатели
  • Мой аквариум
  • Обитатели водоёмов
  • Почему у камбалы глаза на одной стороне
  • Рыбы наших вод
  • Хищнее щуки рыбы нет...
  • Что случилось с кетой?

Темы исследовательских работ о насекомых:

  • Комар: казнить нельзя, помиловать…
  • Кто такие пауки?
  • Медовая братва
  • Мир жуков
  • Мир стрекоз
  • Моё открытие о мухе
  • Покровительственная окраска животных (Почему кузнечик зеленый?)
  • Разумны ли муравьи?
  • Сколько точек у божьей коровки?
  • Удивительный мир бабочек
  • Чудесное превращение гусеницы в бабочку

Темы исследовательских работ по физкультуре:

  • Если хочешь быть здоров
  • Здоровый образ жизни
  • История лыж
  • Мой режим питания
  • Молоко полезно детям
  • Опасности двора
  • Профилактика кариеса у ребят младшего возраста.
  • Полезно ли мороженое
  • Полезны или вредны дрожжи?
  • Полезные свойства кумыса
  • Польза и применение витаминов.
  • Спортивная жизнь семьи
  • Что такое витамины?
  • Художественная гимнастика.
  • Шоколад – вред или польза.
  • Я – велосипедист.

Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе:

  • Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
  • Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных).
  • Пиноккио и Буратино
  • По тропинкам Басни
  • Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.
  • Сказка о царе Салтане.

Темы исследовательских работ по математике:

  • Веселые задачки
  • Веселый математический поезд
  • Весёлые задачи "Лесная математика".
  • Весёлые задачки для юных рыбаков.
  • Древние единицы длины
  • Математические раскраски для 1-го класса.
  • Математические сказки
  • Математический калейдоскоп.
  • Меры и их измерения
  • Мое домашнее задание
  • Мое любимое число
  • Числовые великаны
  • Чудо-задачник.

Темы исследовательских работ по музыке:

  • Видение музыки через рисунок.
  • Влияние музыки на аквариумных рыб.
  • Гармоника в нашей семье.
  • Детские музыкальные инструменты
  • Детские ударные инструменты
  • Поговорим о маме музыкой.
  • Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
  • Сказка в музыке.
  • Частушки про цифры.


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта:

Проблема

Цель

Результат

1) Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы.

2) Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)

3) Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)

4) Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

5) Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта:

Введение

Основная часть

Заключение

1) Выбор темы.

2) Формулировка темы проекта.

3) Определение цели проекта.

4) Постановка задач проекта.

5) Высказать одну или несколько гипотез.

Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

6) Работа с информацией.

7) Защита проекта.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

Образцовая школа. Образовательное издание для педагогов и школьников. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум».

http://obrazshkola.ru/?page_id=840

Конкурсы для учащихся. Международный конкурс проектов для учащихся.

http://school.interclover.ru/all/project.html

Горизонт открытий. Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся.  

http://school-projects.ru/portal/competitions

Всероссийский образовательный портал. Просвещение. Региональные конкурсы


https://prosveshhenie.ru/meropriyatiya/
regionalnye/spisok_meropriyatij?razdel=du



Предварительный просмотр:

Список тем проектов для учащихся начальной школы

Темы творческих проектов для 1 класса:

Ай, да ягодка! (о любой ягоде)

Алфавит из мультипликационных персонажей.

Волшебный пластилин.

Все о букве Ёё в русском алфавите.

Кто в тундре живет?

Кто такой Чебурашка?

Лев и черепаха

Листья моего двора.

Любимая буква

Мир лего

Осень - раскрасавица

Повадки моей кошки

Что означает мое имя?

Школьный портфель будущего.

Я люблю цирк.

Темы творческих проектов для 2 класса:

Береги зрение с детства.

Загадки моей бабушки.

Зачем луку луковица

Здоровым быть модно

Зимующие птицы нашего двора.

Какой чай лучше?

Каргаполовская игрушка.

Комиксы - забава или искусство?

Кто такой Кощей Бессмертный?

Молоко - это здоровье!

Цветы-инопланетяне

Кем работают мои родные.

Профессии моего рода.

Кем я хочу быть?

Темы творческих проектов для 3 класса:

Как стать здоровым?

Колокольные звоны

Компьютер или книга – что лучше?

Компьютерные игры для малышей.

Кто не может жить без «НЕ»?

Насекомые-инопланетяне.

Невиданные животные.

Необычные логические задачки

Необычные растения в природе.

Слова-паразиты в детской речи.

Старинные способы умножения

Существуют ли одинаковые снежинки

Так ли важен утренний завтрак?

Так ли страшны медведи

Театр теней: от идеи от воплощения

Что произойдёт, если исчезнет профессия… (название профессии)?

Есть ли в профессии хлебороба (или другой) красота и поэзия?

История моей рубашки (брюк, носков).

Темы творческих проектов для 4 класса:

Жесты в общении людей

Загадочный образ России в Русской матрешке

Закаливание

Зимние забавы в творчестве поэтов и писателей.

Космическое путешествие

Роль растений в сказках русского народа.

Русское ткачество

Секреты природного газа.

Современная военная техника.

Театры моего города.

Зеленые уголки нашего города

Хочу сказать спасибо ветерану.

Что интересного на Марсе

Шахматы - путь к успеху

Эволюция мобильного телефона.

Эволюция планшетного компьютера

Энергия солнца - экологическая энергия.

Ярмарочное гулянье.



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.
  2. Борисенко, Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39. - N7.
  3. Брыкова, О.В. Сотворчество учителя и ученика / О.В. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.
  4. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  5. Ляхова, Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа. №7. 2009.
  6. Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 19-31.
  7. Соловьева, Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы: научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.
  8. Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011г. -142 с.
  9. Чудов, В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко // Народное образование. – 2005. - №1. - С. 133.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....