Методы обучения
презентация к уроку на тему

Крупнова Валентина Федоровна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metody_obucheniya.ppt242.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 2

Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. (Ю.К.Бабанский). Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения. (И.Я.Лернер). Метод обучения – система регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности учителя и коллектива учащихся, реализуемых через сочетание методических приемов решения определенного круга дидактических задач. (М.И.Махмутов).

Слайд 3

По источнику передачи и восприятия учебной информации. наглядные практические словесные рассказ лекция беседа диспут конференция наблюдение демонстрация опыты упражнения выполнение трудовых заданий

Слайд 4

По логике передачи и восприятия учебной информации Дедуктивные Индуктивные от общего к частному от частного к общему

Слайд 5

По степени самостоятельности мышления обучающихся репродуктивные продуктивные Объяснительно-иллюстративные репродуктивные Проблемное изложение Частично-поисковый исследовательский беседа работа с книгой устное изложение наблюдение программированное обучение проблему решает учитель проблемная ситуация проблемная задача беседа диспут экспериментальная и творческая работа

Слайд 6

Объяснительно-иллюстративный метод Если ученик знает от учителя, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные задачи надо пройти, каким образом их решить, то его функции сводятся к запоминанию и воспроизведению. Этот метод соответствует традиционному взгляду на образование как передачу молодому поколению знаний и опыта старшего поколения и остается пока наиболее распространенным.

Слайд 7

Программированный метод обучения Если ученику неизвестны промежуточные задачи, но открыто все остальное. Ученик знает, из чего исходить и что делать. Главное понятие – обучающая программа – это совокупность материала и предписаний для работы с ним. Процесс полностью детерминирован. Средства реализации: печатное пособие, компьютер, человек.

Слайд 8

Эвристический метод обучения В случае, когда открыты промежуточные задачи, но способ их решения не сообщается, ученику приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик.

Слайд 9

Проблемный метод обучения Можно скрыть и промежуточные задачи и пути их решения. Тогда возникает противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми, т.е. ученик попадает в проблемную ситуацию. Противоречие является ядром проблемной ситуации и выражает потребность человека связать возможное и необходимое.

Слайд 10

Исследовательский (модельный) метод обучения Исходные условия не выделяются учителем, а выбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми, при необходимости возвращается к началу, вносит изменения в начальные условия и вновь проходит весь путь. И до тех пор, пока ученик либо достигнет планируемых результатов, либо докажет, что это невозможно. Закрывая от ученика вместе с начальными условиями разные элементы схемы, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический.

Слайд 11

Таблица классификации методов обучения (по Гузееву В.В.) схема метода название метода объяснительно-иллюстративный программированный эвристический проблемный модельный При движении по этой таблице сверху вниз меняется позиция ученика: от объекта научения, получателя готовой информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Меняется позиция учителя: из транслятора содержания обучения , он превращается в менеджера, организатора коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам. Резко растет и эффективность обучения.

Слайд 12

начальные условия актуализировал учитель промежуточные задачи сформулировал учитель их решения дал учитель их решения дал учитель объяснительно- иллюстративный эвристический программированный проблемный модельный да да да да нет нет нет нет

Слайд 13

По характеру управления учебной работой под руководством учителя самостоятельная работа работа с книгой выполнение письменных заданий лабораторные работы

Слайд 14

Методы контроля и самоконтроля в обучении Методы устного контроля и самоконтроля индивидуальный опрос фронтальный опрос устные зачеты устные экзамены программированный опрос устный самоконтроль Методы письменного контроля и самоконтроля контрольные письменные работы письменные зачеты письменные экзамены программированные письменные работы письменный самоконтроль

Слайд 15

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования интереса к учению познавательные игры учебные дискуссии создание ситуации занимательности создание ситуации успеха реализация ситуации неуспеха По характеру управления учебной работой формирование убеждения в социальной и личной значимости учения предъявление требований упражнения в выполнении требований состязательность, поощрения, наказания

Слайд 16

Используемая литература Коджаспирова Г.М. «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах». Учебное пособие для ВУЗов., М.: Айрис пресс, 2006.-256с. «Химия в школе».-2001.-№10.-с.16. Гузеев В.В. «Просто и технологично о методах обучения». Методы обучения не могут быть плохими или хорошими, они могут лишь соответствовать или не соответствовать тем целям, для достижения которых они были применены .