ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка по теме

Сулейманова Гульназ Рустамовна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе.

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио или видео  -записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

1) Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018» https://open-hands.ru/svet-poznaniya

Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

Конкурс дает возможность каждому ученику совместно с научным руководителем представить свой труд не только одноклассникам или учащимся других школ города, но и заявить о себе, своей школе, городе, регионе на мероприятии всероссийского масштаба.

2) Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа»  http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota 

Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа» проводится порталом Классные-часы.ру. От участников принимаются рефераты, доклады, проекты, научно-исследовательские работы, в которых исследуется какая-либо проблема или проверяется научная гипотеза.

Цель конкурса: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.

3) Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «Блестящая идея» http://konkursgrad.ru

ЦЕЛИ КОНКУРСА «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»:

а) Популяризировать науку;
б) Воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям;
в) Вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.

4) Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ" http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html 

Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников.  

Задачи конкурса:  

повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;  

развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;   

ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;

обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран.  

5) Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать» https://idfedorov.ru/contests/article=6078/

Основными целями и задачами конкурса являются:
- поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;
- содействие обмену опытом учителей;
- формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- содействие развитию творческой исследовательской активности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
- пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования.

1) Люди не меняются: правда или миф?

2) Почему солнце краснеет на закате?

3) Как быстро выучить стихотворение?

4) Как научиться прощать?

5) Как погода влияет на настроение?

6) Как влияет ручка на почерк?

7) Как паук плетет паутину?

8) Что говорит почерк о характере?

9) Лето — это маленькая жизнь.

10) Что значит «здоровый человек»?

11) Почему осенью листья желтеют?

12) Школьная форма: вчера, сегодня, завтра.

13) Как попросить прощения?

14) Почему дети боятся щекотки, а взрослые нет?

15) Читать лежа вредно: правда или миф?

16) Почему листья на тополях желтеют раньше, чем на других деревьях?

17) Зачем люди врут?

18) Кот Леопольд в современном мире.

19) Глаголы повелительного наклонения в рекламе.

20) Почему люди мусорят?

 



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка под тем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все под темы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как обще учебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

1) Областной конкурс детского литературного творчества «Вдохновение»  https://dm-centre.ru/vdohnovenie 

Цель конкурса: поиск и поддержка юных талантливых авторов, приобщение детей к творческому процессу постижения нравственных основ национальной культуры и духовного богатства народа.

2) Областной фестиваль детских и юношеских театров моды «Булавка» https://dm-centre.ru/bulavka

В фестивале принимают участие детские и юношеские коллективы, занимающиеся декоративно-прикладным творчеством, театры и студии моды образовательных организаций всех видов и типов. Возраст участников от 6-ти до 18 лет.

3) Областной конкурс художественного чтения для учащихся начальной школы «Читалочка» проводится в рамках фестиваля детского творчества «Майская радуга». https://dm-centre.ru/chitalochka 

В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся учреждений всех типов и видов. Возраст участников - до 11 лет.

Участники Конкурса исполняют на выбор одно произведение писателя-юбиляра: М. Горького, Г. Б. Остера, Э. Н. Успенского, Л. Кэрролла, К. И. Чуковского, В. А. Осеевой, К. Г. Паустовского, Б. С. Житкова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. Линдгрен.

4) Областной Фестиваль "Урал-MIX" является преемником областного конкурса детского эстрадного творчества «Уральские звёздочки» https://dm-centre.ru/art/ural-mix

К участию приглашаются: творческие коллективы и индивидуальные исполнители – учащиеся образовательных учреждений/организаций в возрасте от 7 до 18 лет.

Возрастные группы:

7 – 10 лет – младшая возрастная группа;

11 – 14 лет – средняя возрастная группа;

15 – 18 лет – старшая возрастная группа.

Направления:

Вокал;

Хореография;

Инсталляция;

Шоу инструментальной музыки;

Фотография.

5) II Всероссийский интернет-конкурс «Детский исследовательский проект» https://www.o-detstve.ru/competition/9181.html

Главные задачи проведения конкурса – стимулирование познавательного интереса воспитанников ДОУ и учащихся начальной и средней школы, совершенствование их исследовательских способностей; выявление и информационная поддержка детей, проявивших способности в области создания исследовательских проектов; выявление, обмен и распространение педагогического опыта в области создания детских  исследовательских проектов.



Предварительный просмотр:

Список примерных тем проектов для младших школьников

Примерные темы социальных проектов:

 «Театр здоровья»

«Ветеран живет рядом»

«Подари праздник детям»

 «Загляните в мамины глаза»

 Примерные темы творческих проектов:

«Аппликация мультипликационных персонажей»
«
Бабочка - чудо на ладошке»
«
Дед Мороз: разные лики знаменитого старца»
«
Дельфины - самая интересная загадка природы»

Примерные темы информационных проектов:

«Путешествие по берегу реки»

«Дети Сталинграда»

«Чудеса из сахара»

«Музыка в природе»

Примерные темы учебных  проектов:

«История создания памятников в нашем районе»

«План классного уголка»

«Путешествие в семьи народов нашей страны»

«Школа 6удущего»

Примерные темы исследовательских проектов:

«Закаливание: вред или польза?»

«Откуда появляются маленькие мошки около разрезанного арбуза?»

«Почему вода в море соленая?»

«Зачем человеку ногти?»

-



Предварительный просмотр:

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью.

3. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе.

4. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование.

5. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....