ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального общего образования
презентация к уроку по теме

Шумакова Наталья Георгиевна

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                         

Дорогой друг!

Ты встал на путь исследования, путь трудный, НО - интересный !  Задача этого пособия – помочь тебе не сбиться с этого пути. Следуя советам, постарайся дойти до финиша, то есть написать и защитить свою научно – исследовательскую работу. Удачи тебе!

Шаг I. Тема, проблема и актуальность исследования

Тема – это своего рода визитная карточка исследования. Первоначальная формулировка темы может носить неокончательный вариант, а только лишь предварительный.

 Традиционные требования к формулировке: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Желательно, чтобы тема была интересна вам, имела непосредственное отношение к выбранной вами будущей специальности; она должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Поэтому не торопись: посмотри, какая литература есть по интересующему тебя вопросу дома и что можно найти в библиотеке.

 Как правило, следует формулировать тему из трёх частей: последняя треть – объект исследования, вторая треть – предмет исследования, первая треть – цель или проблема.

Тема исследования:______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Окончательный вариант:__________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение актуальности  исследования – обязательное требование к любой работе. Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость исследования данной темы. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Далее должны последовать формулировки противоречий. Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой некоторых вопросов. Как правило, наличие противоречий приводит к появлению проблемы, что является несомненным показателем актуальности данной области исследования. Разрешение этих противоречий должно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это  определяет направление исследования.

Проблемные вопросы исследования могут начинаться:

Может ли………….?

Будет………………..?

Возможно ли………..?

Почему……………..?

Как…………………?

Как можно…………..?

Что случится, если……..?

Каковы опасности………?

Каковы преимущества…………….?

Каково влияние……………………?

Каким образом…………………….? 

Формулировка актуальности проблемы может начинаться со слов:

Одной из наиболее актуальных проблем является...
В настоящее время особую актуальность приобретает...
Большим препятствием является... поэтому издание... — насущная задача...
При составлении... сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому использование...— сложная проблема...
Необходимость можно обосновать следующим образом...
Необходимость обусловлена...
Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее актуальных) проблем (задач, особенностей, на правлений, характеристик) является.,.
Одна из ...заключается в...
Большую актуальность (особую актуальность, все большее значение) приобретает...
Особое место занимает...
Огромную роль играет...
Все большее внимание уделяется...
При... возникает сложная проблема (разнообразные задачи...)

Актуальность исследования: _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Проблема исследования: ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Шаг II. Определение объекта и предмета исследования

Объект и предмет исследования являются своеобразной «системой координат», которую необходимо определить перед  выбором темы исследования.

Объект исследования – это определенный процесс или явления, в рамках которых находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом исследования могут быть, например, ученический коллектив, учебно-воспитательный  процесс, состояние здоровья, самочувствие учащихся и т.д. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования — те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта исследования, которые собственно и рассматриваются исследователем. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношения в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования.

Объект исследования: ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет исследования: _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шаг III. Определение гипотезы исследования

Уточнив тему, приступают к определению гипотезы. В переводе с древнегреческого гипотеза означает «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно-обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

В исследовании гипотеза - предложение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается. Оно должно быть обоснованным, то есть подкрепляться научными данными и логическими соображениями.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…», «так…, как….», «при условии, что…», то есть такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант – как первичное, временное предположение. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы. Гипотез может быть несколько и какие-то из них подтверждаются, а какие-то нет.

Гипотеза исследования: _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шаг IV. Определение гипотезы исследования

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Наиболее типичные цели:

-  определение характеристик явлений, не изученных ранее;

- выявление взаимосвязи неких явлений;

- изучение развития явлений,

- описание нового явления,

 - обобщение и выявление общих закономерностей,

- создание классификаций.

При формулировке можно использовать примерно следующие слова:  

  • Выявить …                     определить...

   Установить…                 создать...

        Обосновать…                  построить

Уточнить…                 выяснить...

проверить... 

                  сформировать 

Задача исследования – это выбор путей достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание параграфов работы. Логично, что задач исследования окажется столько же, сколько условий сформулировано в гипотезе. В приложении 1 приведены глаголы действия, которые могут быть использованы при формулировке целей исследовательского проекта

Цель исследования:_______________________________________

____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Задачи исследования:____________________________________________

___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шаг V. Определение методов исследования

Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Методы научного познания традиционно делят на специальные и общие. Применения специальных методов решения требует большинство специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их применение требует от исследователя уже значительной подготовленности. Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания. В отличии от специальных они используются в самых различных по предмету науках – от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы (см приложение 2). Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.

Методы исследования: _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шаг VI. Проведение научного исследования

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план, в котором необходимо указать цели планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.

Метод исследования

Цель исследования

Место проведения исследования

Время проведения

исследования

Результаты исследования:_________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При проведении исследования НЕ забудьте про технику безопасности по отношению к:

  • людям, которые будут принимать участие в вашем исследовании;
  • экспериментаторам;
  • животным, которых планируется использовать в исследовании;
  • растениям, которые планируется использовать в исследовании;
  • грибкам или микроорганизмам, которые планируется использовать в исследовании;
  • химическим веществам,  которые планируется использовать в исследовании;
  • оборудованию, которое планируется использовать в исследовании;
  • любым наблюдателям или соседям, которые могут случиться рядом;
  • окружающей среде.

Обсудите этические положения  относительно:

  • ненужных расспросов  или вторжения в личную жизнь людей;
  • необязательного  использования животных в исследовании;
  • ненужного злословия на человека или продукт;
  • использования фотографий людей без их письменного разрешения;
  • отсутствия ссылок на источники информации.

Шаг VII. Оформление научно – исследовательской работы

 

В научно – исследовательской работе  предполагается следующая структура:

Титульный лист (см приложение 3).


Оглавление. В нем последовательно излагаются названия глав реферата с указанием страницы, с которой начинается каждая глава (см приложение 4).


Введение. Объем – 3-5 страниц. При написании следует придерживаться следующей последовательности:

- актуальность исследования (с учетом анализа сложившейся ситуации в науке при  изучении данной темы исследования.

- формулирование проблемы исследования (выявление неизвестного или неизученного в  той научной сфере, где будет проводиться исследование);

 - объект исследования – это процесс или явление, выбранное для изучения;

- предмет исследования – это конкретная часть объекта, непосредственно подлежащая исследованию в данной работе.

- цель исследования – это предполагаемый результат исследования (формулируется кратко и конкретно);

- задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели исследования;

- гипотеза исследования – это предположение, выдвигаемое для исследования или предполагаемое решение проблемы;

- методика исследования. Указываются способы сбора и обработки информации, предполагаемые виды деятельности в ходе проведения исследования. Формулируются теоретические методы (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.) и эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, эксперимент, беседа и т.д).

- основные этапы исследования - рассматривается последовательность действий в процессе исследования, кратко раскрывается содержание каждого этапа;

- новизна исследования – это результаты исследования, которые предполагается получить впервые для данной науки или результаты, реально значимые для данного сообщества;

- практическая ценность данной работы – это назначение данной исследовательской работы, возможные сферы её использования (какая группа людей и при каких условиях может воспользоваться данной работой).


Основная часть – состоит из нескольких глав. Глава 1, как правило, носит теоретический характер, где подробно рассматривается теория, методология и методика проведения исследования. В некоторых случаях данная глава может быть посвящена историографическому обзору источников информации по теме исследования (в хронологическом и страноведческом порядке описания). Составляет 20-30% объема. Глава 2 посвящается описанию технологии проводимого исследования, описываются проводимые методики. Затем обобщаются  результаты исследования (иногда можно выделить в отдельную главу), которые формулируются по отдельным элементам исследования, а также всего исследования в целом. Составляет 50-60% объема текста.

Заключение представляет собой итоговый синтез результатов проведенного исследования, делаются выводы о значимости полученных результатов, их научной новизне; также указывается уровень соответствия полученных результатов с первоначальной гипотезой исследования. Заключение не должно быть просто механическим суммированием результатов проведенного исследования. Затем указываются возможные сферы применения данной работы. Объем – 2-3 листа.


Список литературы (библиографический список) содержит библиографическое описание использованных источников. (правила оформления см в приложении 5). Составляется по заглавиям работ в алфавитном порядке в соответствие с требованиями ГОСТ  7.1.884 «Библиографическое оформление документов» (изменения с 2002 года).
Приложения – это материалы, характеризующие элементы исследования. Каждое приложение нумеруется и имеет своё  заглавие. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.д. по форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

- размещаются после библиографического списка;

- в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

- каждое приложение оформляется на отдельном лисе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу (см приложение 6)  . Требования к оформлению работы см в приложении 7.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….

Глава I. обзор литературы

1.1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4.___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава II. Практическая часть

2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………………

2.2. Условия и место проведения исследования……………………………

2.3. Методы исследования…………………………………………………………..

2.4. Результаты исследования……………………………………………………..

    2.4.1. Результаты __________________________________________________

    2.4.2. Результаты __________________________________________________

    2.4.3. Результаты __________________________________________________

Заключение …………………………………………………………………………

Библиографический список……………………………………………………

Приложения ………………………………………………………………………

Шаг VIII. Презентация научно – исследовательской работы

Обычное время для выступления на защите исследовательской работы от 4 до 7 минут.

Выступающий должен говорить достаточно громко эмоционально, грамотно, логично, уверенно. Если есть наглядный стендовый материал, надо использовать его данные для доказательств своих выводов и основных положений работы.

Тезисы  выступления лучше написать заранее. Для выступления рекомендуется следующая схема.

1. Представление работы:

а) Почему выбрана данная тема?

б) Чем эта тема актуальна, интересна?

в) Каково ее значение для окружающих?

2. Сообщение об использованных технологиях:

а) Характеристика источников;

б) Анализ других примененных методов:

3. Краткое изложение основных идей, наблюдений, выводов, положений, сделанных на основе первоисточников, включенных в текст работы. Представление доказательств главных положений, использование фактического и практического материала, описание процесса, явления, и т.д.

4. Заключение: в лаконичной форме озвучить выводы, личные открытия, прогнозы и т.д. (памятка к оформлению презентации см в приложении 7)

Краткий план твоего выступления на защите:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Библиографический список

  1. Intel@ «Обучение для будущего»: учеб. пособие – 8-е изд., исправленное и дополненное – М.: Интернет - Университет Информационных Технологий, 2006.
  2. Русских Г.А. Технология проектного обучения / Г.А.Русских // Биология в школе//научно – методический журнал. – 2003. - №3.- с. 21-31
  3. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара, 2005
  4. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие /Е.В.Тяглова. – М.: Глобус, 2008
  5. Тяглова Е.В. методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся// Школьные технологии. – 2007 - №1- с.103 – 117

                   Приложение 1

Глаголы действия, которые могут быть использованы при формулировке целей исследовательского проекта

варьировать

вести

взвесить

взвинчивать

возрастать

восстановить

вспомнить

вставить

выбрать

выразить

вырастить

вычесть

вычислить

выявить

действовать

делать логический вывод

доказать

добавить

доложить

задать вопрос

задокументировать

заключить

записать

засвидетельствовать

защитить

идентифицировать

измерить

изобрести

изучить

иллюстрировать

инвертировать

интервьюировать

интерпретировать

исследовать

каталогизировать

классифицировать

конвертировать

контролировать

лимитировать

наблюдать

найти методом  

написать

настроить

обеспечить

обнаружить

обосновать

обсудить

объяснить

описать

определить

организовать

осветить

ответить

отличить

отразить

отсортировать

охлаждать

оценить

очистить

передать

переместить

переоценить

повторить

подготовить

поддержать

подтвердить

построить гипотезу

построить последовательность

предложить

предположить

предсказать

представить (вообразить)

представить (доклад)

представить в виде таблицы

применить

приобретать

проверить

провести

провести опыт

продемонстрировать

проиллюстрировать

проследить

протестировать

противопоставить

прочитать

разработать

расположить

рассчитать

рассчитать по времени

расчленить

решить (задачу)

сделать набросок

сделать обзор

сделать поиск

синтезировать

снизить


Приложение 2

Различные методы исследования

Эмпирические методы научного исследования:

  • Наблюдение – целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.
  • Эксперимент – метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях.
  • Графические методы.
  • Метод экспертных оценок – использование мнения экспертов в оценке качества  исследуемого объекта.
  • Анализ документов.
  • Контент-анализ – качественный и количественный анализ текста: расчленение текста на отдельные смысловые единицы; определение их значения и взаимосвязи; подсчет частоты их употребления; интерпретация полученных данных.
  • Шкалирование.
  • Метод мозгового штурма – разработка группой максимального количества возможных решений, оценка сделанных предложений проводится позднее.

Теоретические (общелогические) методы научного исследования:

  • Индукция и дедукция
  • Анализ и синтез. Анализ - процедура мысленного, а иногда и реального расчленения объекта или явления на части. По результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его использования.
  • Сравнительный анализ.
  • Системный анализ.
  • Синектика.
  • Метод аналогий:  прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая.
  • Моделирование – создание увеличенной или уменьшенной модели исследуемого объекта.
  • Метод научной абстракции - состоит в очищении исследуемого объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт.
  • Мысленный эксперимент.

Статистические методы - специфические методы цифрового освещения явления: получение первичной информации об отдельных единицах (фактах) изучаемого явления; группировка и обобщение данных наблюдения по выделенным частям и целому, т. е. к получению статистических показателей в форме абсолютных величин, при помощи которых измеряют объемы (размеры) явлений; исчисление аналитических показателей, отражающих особенности отдельных однородных групп, соотношения и взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных величин, показателей вариации, индексных показателей; анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития.

Метод биоиндикации – наблюдение за поведением живых организмов или оценка их свойств.

Социометрия -  изучаются связи и взаимодействия первичных групп.


Приложение 3

Образец оформления титульного листа работы

XIV районный конкурс исследовательских работ учащихся в области эколого-биологических наук

Научное общество учащихся МОУ «Ленская СОШ»

Экология здоровья

Влияние компьютера на зрение учащихся

Петров Иван

МОУ «Ленская СОШ»

7 класс

Иванова Светлана Петровна

МОУ «Ленская СОШ»

учитель биологии

Кунгурский район - 2007г.


Приложение 4

Образец оформления оглавления

Оглавление

Введение

3

Глава I. Обзор литературы

n

           1.1. Название параграфа

n

           1.2. Название параграфа

n

           1.3. (и т.д.)

n

Глава II. Практическая часть

n

           2.1. Цель и задачи исследования

n

           2.2. Условия и место проведения

   исследования

n

           2.3. и т.д.

n

Заключение

n

Библиографический список

n

Приложения


Приложение 5

Требования к оформлению библиографического списка

Список литературы составляется в алфавитном порядке в конце работы по определенным правилам.

Описание книг:

Автор(ы). Заглавие. — Место издания: Издательство, год издания. — Страницы.

Пушкин А. С. Стихотворения. — Спб.: Азбука, 1998. — 170 с.

Описание сборников:

Заглавие. — Место издания: Издательство, год издания. — Страницы.

Литература: Справ. шк. — М.: Просвещение, 1996. — 600с.

Описание статей: 

Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). — Год. — Номер. — Страницы статьи.

Уфимцева К. В стране русского языка // До 16 и старше. — 2001. — N° 1. — С. 5-8.

Общий список использованных при написании реферата литературы и источников должен включать не менее 5 работ.

Произведения, из которых заимствованы иллюстрации, также вносятся в общем алфавитном порядке в список использованной литературы и источников.


Приложение 6

Правила оформления приложений

В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию реферата.

Приложение должно иметь название или пояснительную подпись с обозначением изображенных лиц, исторического события (с указанием места и даты) или памятника культуры (с указанием авторства, местонахождения и времени создания). Если приложение впервые составлено автором реферата, перед литературой с обозначением страниц, откуда взяты вошедшие в приложение данные, необходимо указать: "Сост. по:".

В иных случаях приложение должно содержать ссылку на те произведения, откуда оно взято или на фактический материал, который послужил основой для составления данного приложения. Ксерокопированные, перефотографированные или перерисованные от руки иллюстрации также должны иметь ссылку на источник и пояснение способа воспроизведения (например: "ксерокопировано с...", "перефотографировано с...", "перерисовано с...").

Приложения оформляются после библиографического списка и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом "Приложение". Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, "Приложение 10") и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4.

Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы.


Приложение 7

Требования к оформлению исследовательской работы

Текст исследовательской работы представляется в печатном виде на одной стороне листа  формата А 4, рамка не делается.

- отступы от края листа: слева – 2,5 см., справа, сверху, снизу – 2 см.

- межстрочный интервал – 1, 5 интервала;

- кегль: для основного текста «14», для заголовков «16», жирный;

- шрифт Times New Roman;

- каждая новая глава и часть работы начинаются с новой страницы, название пишется заглавными буквами, точка в конце заголовка не ставится, перенос слов не допускается;

- расстояние между заголовком и основным текстом равно 3 интервалам (как перед текстом, так и в конце абзаца);

- красная строка равна 5 пробелам;

- нумерация страниц начинается с оглавления, указываются вверху от центра.

Оформление таблиц, картинок:

- таблицы имеют свою нумерацию, общую для всей работы и отличающуюся от нумерации рисунков;

- над заголовком каждой таблицы, с правой стороны, пишется её номер (знак № - не ставится), например, «Таблица 1. Численность населения г. Тынды 1990 – 2000гг, тыс.чел.»;

- ссылаясь в тексте на рисунок или таблицу, помечают в скобках: (рис.1) или (табл.8);

- если рисунок или таблица находятся в конце работы, добавляется слово «смотри»: (см. рис.2), (см. табл. 4). Знак № не ставится.

Правила цитирования

Цитата - это выдержка из какого-либо текста, включенная в собственный текст. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания. Пропуск слов, предложений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска.

Если цитата воспроизводит только часть исходного текста, то после открывающихся кавычек ставится многоточие, а сама цитата начинается с маленькой буквы. Например: Марк Аврелий удивлялся: «…человек возмущается злом, исходящим извне, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти». 

То же относится и к случаям, когда цитата органически входит в состав предложения. Например: И.С. Тургенев писал, что «жалок тот, кто живет без идеала».

Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на источник.

Оформление ссылок

При использовании ссылок , их помещают внизу этой же страницы с отделением от основного текста небольшой горизонтальной чертой. В ссылке указывается: автор, название работы, год издания и страница. Пример ссылки в тексте: Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Век математики, слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса… Все эти выражения не отражают сущности того, что происходит в наше время. Мир вступает в век Человека – вот что главное».[1]


Приложение 8

Памятка

по оформлению презентации

  1. Презентация - дополнение Вашего публичного выступления перед аудиторией. Хорошая презентация не «вытянет» плохой доклад, а прекрасному докладчику презентация не нужна.
  2. Презентация должна помочь слушателю, а не докладчику.  Одной из наиболее распространенных и вредных привычек является чтение текста на слайдах. Это не только избыточность,  но и верный способ сделать скучной любую, даже самую яркую презентацию. Показ презентации должен сопровождаться устной речью, дополняющей и описывающей (но не пересказывающей) отображаемую на экране информацию.
  3. Все, что относится к публичному выступлению:
  • Название доклада и авторы
  • Формулировка решаемой задачи
  • Мотивация почтеннейшей публики
  • Основной результат
  • Наиболее важные подробности
  • Заключение
  1. Списки на слайдах не должны включать более 5–7 элементов. Если элементов списка все-таки больше, их лучше расположить в две колонки.
  • В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
  • Гистограммы не должны включать более 4 категорий, а организационные диаграммы — более 5 элементов.
  • Полные развернутые предложения на слайдах таких презентаций используются только при необходимости цитирования.
  1. Шрифт. Текст должен быть виден с галерки без бинокля. Установлено, что шрифт 30 размера еще виден. На экране лучше воспринимаются шрифты без засечек (к примеру – Helvetica, Tahoma, Verdana и Arial). Кроме того, курсив выглядит несколько неопрятно и выделять лучше жирным начертанием.
  2. Цвет. Учитывайте условия показа презентации. Традиционно конференция проводится в достаточно светлом зале и оптимальным является светлый фон слайдов и темный цвет текста. Чем больше контраст между фоном и текстом, тем четче презентация будет выглядеть.
  3. Без сомнения, создание эффектных слайдов и картинок в современных офисных пакетах черезвычайно простое и увлекательное занятие, однако не следует забывать, что эта презентация не предназначается для автономного использования (подробнее об этом написано в тезисе ноль). Посетители конференции пришли послушать умного человека, а не посмотреть медийные эффекты.

Рабам PowerPoint, прячущимся за картинки, следовало бы помнить, что люди приходят на выступление, а не на слайд-шоу, на первом плане должны быть они сами, а не слайды.

«Никогда не помещайте на слайд то, что можно передать без его помощи».

Юшкова Л.А. Рабочая тетрадь исследователя.


[1] Сухомлинский В.А. О воспитании.-М.,1975.-С.212.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсы исследовательских работ в начальной школе

Слайд 2

Ссылка на сайт: https:// kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие»

Слайд 3

Главный са йт

Слайд 4

Цель конкурса : стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников. Участниками конкурса могут стать учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет, проживающие в Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Для участия в конкурсе принимаются исследовательские и творческие работы детей младшего школьного возраста, выходящие за рамки школьной программы, по следующим номинациям: юный натуралист; юный писатель; юный краевед; юный математик; юный художник; юный языковед; юный психолог. Общие положения

Слайд 5

Ссылка на сайт: http://pedakademy.ru/? page_id=119 Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

Слайд 6

Главный сайт

Слайд 7

В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах : 1-4 кл , 5-6 кл ., 7-8 кл ., 9-11 кл . Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. Общие положения

Слайд 8

Ссылка на сайт: https :// idfedorov.ru/contests/article=6078/ Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать»

Слайд 9

Главный сайт

Слайд 10

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Учусь исследовать. Учу исследовать» проводится с целью развития у детей познавательных потребностей, способностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА - ученики 1-4 классов совместно с куратором-учителем – в номинации «Учусь исследовать»; - учителя начальных классов в номинации «Организатор проектно-исследовательской деятельности ». К участию в конкурсе допускаются как индивидуальные участники, так и коллективы. Общие положения

Слайд 11

Ссылка на сайт: https ://chel-nou.ru / Городской конкурс исследовательских и проектных работ «Интеллектуалы XXI века»

Слайд 12

Главный сайт

Слайд 13

Цели проведения Конкурса : создание организационно-педагогических условий для выявления и поддержки одаренных младших школьников и подростков. Организаторами конкурса являются: Комитет по делам образования города Челябинска; МАУДО « ДПШ им. Крупской»; - вузы города Челябинска . Участниками конкурса могут стать дети 1-8 классов Общие положения

Слайд 14

Ссылка на сайт: http:// www.cspu.ru/novosti/detail.php?ID=15500 К онкурс реферативно-исследовательских работ учащихся 1-х — 3-х классов «Мои первые исследования».

Слайд 15

Главный сайт

Слайд 16

Цели — выявление и поддержка одарённых младших школьников, формирование исследовательской культуры учащихся. Конкурс проходит на базе кафедры «Педагогика, психология и предметные методики». Общие положения



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ для учащихся 1-4 класса

Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:

  • А прочно ли куриное яйцо?
  • Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
  • Детские фантазии
  • Загадка клавиатуры

Темы исследовательских работ о природе:

  • А у нас ананас!
  • Жизнь леса
  • Кто красит листья в зеленый цвет?
  • Этот мексиканский незнакомец – авокадо
  • Янтарь — волшебные слезы деревьев

Темы проектных работ о растениях

  • В гостях у белой кувшинки
  • Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
  • Роль растения в жизни человека
  • Что за ягода малина?

Темы исследовательских работ о животных:

  • Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  • Крокодиловы слезы
  • Мамонты — древние и могучие
  • Медведь сказочный и настоящий

Темы исследовательских проектов о грибах:

  • Грибное лукошко
  • Его величество боровик
  • О чём говорят нам названия грибов?
  • Плесень — это тоже гриб!

Темы исследовательских работ о птицах:

  • Как зимует воробей
  • Кто же в гнёздышке живёт?
  • Курица - птица не простая!
  • Ласточка — вестник добра и счастья

Темы проектных работ о земноводных:

  • Кто такие змеи?
  • Лягушка с душою царевны
  • Мир моей черепахи
  • Почему у ящерицы хвост обрывается?

Темы исследовательских работ о рыбах:

  • Аквариум и его обитатели
  • Аквариумные рыбки - какие они?
  • Ловись, рыбка, большая и маленькая…
  • Хищнее щуки рыбы нет...

Темы исследовательских работ о насекомых:

  • Комар: казнить нельзя, помиловать…
  • Кто живет в компьютере?
  • Паук – человеку друг
  • Чудесное превращение гусеницы в бабочку

Темы исследовательских работ по географии:

  • Достопримечательности нашего города
  • Есть ли будущее у нашей деревни?
  • Кто в Африке живет?
  • Кто предскажет нам погоду?

Темы исследовательских работ по экологии:

  • Были о пыли
  • Бездомные животные – проблема каждого из нас
  • Живая вода
  • Экопродукты моего огорода.

Темы исследовательских работ по физкультуре:

  • Здоровый образ жизни
  • История лыж
  • Мой режим питания
  • Молоко полезно детям

Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе:

  • Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
  • Пиноккио и Буратино
  • По тропинкам Басни

Темы исследовательских работ по математике:

  • Авторские задачи по математике для учащихся 1-го класса.
  • Арифметика — наука о числе.
  • Веселые задачки
  • Веселый математический поезд

Темы исследовательских работ по музыке:

  • "Стихи, которые поют" (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
  • Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и якутского народов).
  • Видение музыки через рисунок.
  • Влияние музыки на аквариумных рыб.

Темы исследовательских работ начальной школы об огороде:

  • Аптека на грядке: бабушкина капуста
  • Ах, картошка, картошка!
  • Ах, морковка, объедение!
  • Без окон, без дверей полна горница людей

Более полный список тем для исследовательских работ с младшими школьниками вы можете найти на сайте:

 http://terra.pokori.net/index.php/temy-issledovatelskikh-rabot-da-nach-klassov



Предварительный просмотр:

Алгоритм создания проекта в начальной школе

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

 После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы.

(Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать. )

  1. Поставить задачи.

 (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта. )

  1. Наметить этапы работы.

(Разделить всю работу на части)

  1. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
  2. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта.

 Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.

Основная часть – описание поэтапного решения задач.

Можно использовать фразы – клише:

  • Я начал свою работу с того, что …
  • Потом я приступил к …
  • Я завершил работу тем, что …
  • В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …
  • Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …
  • План моей работы был нарушен, потому что …
  • Мне удалось достичь цели проекта, потому что …
  •  Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

Проект может быть индивидуальным и групповым.

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы.

Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Формулировка темы проекта.

Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

3. Определение цели проекта.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

 Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

4. Постановка задач проекта.

 В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

5. Высказать одну или несколько гипотез.

 Гипотеза (греч. ) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т. д.

 Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсы проектов в начальной школе

Слайд 2

Международный конкурс проектов для учащихся школ Ссылка на сайт: http://scipro.ru/contest/interclover/cont-school.html

Слайд 3

Главный сайт

Слайд 4

Общие положения Конкурс проводится в дистанционной форме; Конкурс проводится по уровням обучения, направлениям, номинациям и формам предоставления проектов; По итогам конкурса в течение 1 месяца авторам рассылаются сертификаты участников и дипломы победителей. В конкурсе могу принять участие учащиеся с 1 по 11 классы

Слайд 5

Всероссийский Конкурс исследовательских проектов дошкольников и младших школьников «Человек и Природа. Первые шаги» Ссылка на сайт: http://teacher.msu.ru/node/12599

Слайд 6

Главный сайт

Слайд 7

Общие положения Основные задачи конкурса: приобщение дошкольников и младших школьников к исследованию окружающих объектов и явлений природы, а также к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека; формирование навыков исследовательской деятельности учащихся; развитие у дошкольников и младших школьников чувства причастности к решению экологических проблем. К участию приглашаются детские коллективы, созданные в школах, средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, при вузах, научных центрах, заповедниках и других организациях, а также семейные коллективы с участием детей до 12 лет. Будут приветствоваться смешанные коллективы с участием ученых и педагогов, а также детские разновозрастные коллективы с участием старших детей и подростков в роли наставников для младших.

Слайд 8

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЛЕСТНИЦА НАУК » Ссылка на сайт: https://roskonkurs.com/konkursyi-i-konferenczii/vserossijskij-konkurs-lestnicza-nauk-dlya-shkolnikov-i-studentov.html

Слайд 9

Главный сайт

Слайд 10

Общие положения Всероссийский конкурс научно-практических и исследовательских работ обучающихся «Лестница наук» проводится в целях формирования у обучающихся интереса к научно-исследовательской и научно-практической деятельности, обеспечения эффективности Программы по самореализации и развитию интеллектуально- творческого потенциала детей и молодежи страны. В конкурсе могут принять участия лица, проживающее на территории РФ, а также в странах СНГ, от 7 до 25 лет.



Предварительный просмотр:

Темы проектов в начальной школе

  1. Автомобиль – наш друг
  2. Бывают ли растения-хищники?
  3. Влияние газированных напитков на организм человека
  4. Вся правда о Египетских пирамидах.
  5. Зачем нужны фонтаны?
  6. Как выглядит звук?
  7. Как вырастить цветок?
  8. Какая вода самая полезная?
  9. Какие птицы живут в городе?
  10. Кактус – колючий друг
  11. Каши – наше здоровье.
  12. Кошачий мир и его особенности.
  13. Мы иллюстрируем произведения С.Я. Маршака.
  14. Чьё имя носит моя улица?


Предварительный просмотр:

Список рекомендуемы литературы

  1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью.  / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 213
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. / А.В. Бычков – М., 2000.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя./ А.И. Савенков //Самара: Издательство "Учебная литература" - 2004. -80с.
  4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. // Издательство "Учитель" Волгоград. -  2010.
  5. Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. / С.Г. Щербакова //Волгоград: Учитель -  2008.
  6. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших   школьников. Исследовательская работа школьников. /Н.А. Якимова – 2003. №1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпиады для младших школьников

Слайд 2

Международный конкурс «Лисенок» ( http :// konkurs-lisenok.ru/polozhenia.html )

Слайд 3

Общие положения В ыявить наиболее подготовленных учащихся по определенному предмету. Развивать у учащихся интерес к научной деятельности. Показать учащимся наиболее интересные образовательные возможности дисциплин, как наук, поддержать и развить познавательные интересы учеников: - как основу их возможного профессионального интереса; - как мотивацию активизации всех форм внеклассной и внешкольной работы по дисциплинам. Предоставить возможность всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной области в условиях соревнования. К участию в олимпиадах допускаются все желающие учащиеся. По окончанию олимпиады высылаются дипломы за победу и благодарственные письма за участие.

Слайд 4

Международная олимпиада «УРФО» ( https ://urfodu.ru/ru/ru/contests / )

Слайд 5

Общие положения Олимпиады предназначены для учащихся школ, лицеев и гимназий с 1 по 11 классы Для студентов техникумов, колледжей. Для прохождения олимпиады необходима регистрация. Олимпиада платная.

Слайд 6

Всероссийские предметны олимпиады младших школьников ( http:// www.irc43.ru/predmetnye-olimpiady-mladshikh-shkolnikov.html )

Слайд 7

Общие положения АНО "Центр инновационных ресурсов" запускает новый проект - Всероссийские предметные олимпиады для учащихся 1-4- классов . - Всероссийская дистанционная предметная олимпиада "Колесо обозрения" (окружающий мир) - октябрь; - Всероссийская дистанционная предметная олимпиада "Росинка" (русский язык, литература) - ноябрь; - Всероссийская дистанционная предметная олимпиада "Зебра" (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, правила дорожного движения) - январь; - Всероссийская дистанционная предметная олимпиада "Остроум" (математика, логика, информатика) - февраль; - Всероссийская дистанционная предметная олимпиада "Страна Фантазия" (изобразительное искусство, музыка) - март.

Слайд 8

Всероссийская онлайн олимпиады Умназия ( https://umnazia.ru / )

Слайд 9

Общие положения Передовые методики; Игровой формат; Получение диплома участника сразу после прохождения олимпиады и оплаты;

Слайд 10

МЕТАШКОЛА ( http :// metaschool.ru/internet-olympiada.php )

Слайд 11

Общие положения Петербургские интернет-кружки и олимпиады. Проводятся при поддержке Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования и Российскиого государственного педагогического университета. Участие в олимпиадах на этом портале полностью бесплатно. На сайте есть график олимпиад, зарегистрировавшись в которых, ребенок получает доступ к заданиям. Все решение проходит в определенное время в он-лайн режиме. Время, отведенное на решение обычно равно 60 минут. Олимпиады проводятся по всем школьным предметам: математика, русский, немецкий, французский, английский. Удобно, что на сайте можно скачать прошлогодние задания и позаниматься просто для себя, не участвуя в конкурсе.

Слайд 12

Интеллектуально-творческий потенциал России ( http :// future4you.ru )

Слайд 13

Общие положения Предлагает целый букет самых разных олимпиад в рамках Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" и организованных при участии Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», Центра развития образования, науки и культуры « Обнинский полис» и Научно-образовательного центра «РОСИНТАЛ». Все материалы можно получить и отправить по электронной почте, обычной почте или прямо на портале. Все конкурсы и олимпиады платные - оргвзнос за каждую колеблется от 100 до 500 рублей. Оплата через банк.

Слайд 14

Олимпиады для младших школьников 21 века ( http://21vek.olimpiada.ru / )

Слайд 15

Общие положения Целью олимпиад является поддержка (в рамках реализации ФГОС НОО) обучающихся, имеющих высокую познавательную мотивацию. Принять бесплатное участие в олимпиадах могут все обучающиеся 2-х, 3-х и 4-х классов общеобразовательных школ города Москвы . Задания олимпиад не требуют углубленного знания отдельных предметных результатов. Они направлены на освоение способов решения учебных задач творческого и поискового характера, на умения работать с информацией разного вида и в целом отражают метапредметные результаты начального общего образования. Для успешного выполнения заданий потребуются основы владения персональным компьютером, так как все решения участники самостоятельно вносят в информационную систему олимпиады.

Слайд 16

Список других олимпиад Международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех« ( http://www.rm.kirov.ru / ); Международный мониторинговый проект для 1-4 классов «ЭМЦ» ( http://emu.cerm.ru / ); Международные конкурсы и олимпиада для учащихся, студентов и учителей «Эрудит» ( http:// erudyt.ru/ ); Международный конкурс по математике «Кенгуру» ( http:// russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования

ПК4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования...

Организация исследовательской деятельности в области начального общего образования.

Организация  исследовательской деятельности в области начального общего образования....