ПК 4.4.
статья по теме

Прыткова Анастасия Андреевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОГО САЙТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А.А. Прыткова, руководитель М.М. Окс ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1».

Аннотация.  Актуальность статьи обуславливается современными требованиями ФГОС НОО к условиям реализации учебной деятельности в образовательных учреждениях. Авторы отмечают широкие возможности использования учебных сайтов для формирования не только предметных результатов, а также устойчивой положительной учебной мотивации. В статье рассмотрены критерии создания учебных сайтов, их преимущества перед другими средствами обучения, а также описана структура и приведен пример использования учебного сайта «Englishgrammar74.nethouse.ru» в процессе формирования грамматического навыка у учащихся начальной школы.

Ключевые слова: младший школьный возраст, грамматический навык, учебный сайт, информационно-коммуникационные технологии, интернет-ресурс, структура учебного сайта, комбинированные упражнения.

         Грамматика позволяет нам связать 

между собой любые слова, чтобы выразить

любую мысль о любом предмете.

 (Л. В. Успенский)

  Нельзя не согласиться с  удивительно верными строками Льва Васильевича Успенского, известного  русского писателя и филолога. Наши слова отражают понятия окружающего мира, но, для того чтобы выразить мысль, нужна грамматика. В основе любого вида речевой деятельности, будь то аудирование, чтение, говорение или письменная речь лежат качественно сформированные навыки. Лексическая составляющая речевой деятельности служит строительным материалом, которому необходим такой инструмент как грамматика. Поэтому одним из важнейших аспектов в изучении любого иностранного  языка является грамматика, знание которой обеспечивает полноценное общение.  

        Младший школьный возраст сегодня является отправной точкой в изучении иностранного языка. И именно от эффективной организации обучения  во многом зависит успех или неуспешность изучения языка в дальнейшем.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет предметные результаты освоения основной образовательной программы обучения иностранному языку, которые должны отражать:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;

2) освоение правил речевого и неречевого поведения;

3) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

4) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.[5]

Формирование грамматического навыка для последующего  включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей обучения  грамматике. Е.И. Пассов  называет грамматический навык как “способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем все это - мгновенно”.  [4, с.125]

Учитель иностранного языка должен стремиться к усовершенствованию процесса обучения грамматической стороне речи, используя различные  методы, приемы и средства обучения. Подобные установки создают условия для такого конструирования  процесса обучения иностранному языку, который способствовал бы развитию и  формированию грамматических умений и навыков. При обучении грамматике детей младшего школьного возраста  можно заметить, что бесполезно загружать учеников правилами, схемами и огромным количеством тренировочных упражнений. Дети  теряют интерес не только к изучению грамматики, но и языка в целом.

        Для обучения детей младшего школьного возраста  важно выбрать яркий, необычный и увлекательный метод изучения грамматики. В современном мире одним из таких инновационных методов, безусловно, является использование информационно-коммуникационных технологий.

Интернет-ресурсы являются основным источником информации для современного ученика.

Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации.  [1, с.95]

В арсенале учителя  иностранного языка должны использоваться различные лингводидактические средства обучения грамматике, к которым относится и  учебный сайт.

        Учебный сайт – это ресурс в Интернете, который содержит учебную информацию (методические рекомендации и разработки, задания и упражнения).  [1, с. 335]

Создание учебного сайта для обучения грамматике в начальной школе  обосновано  следующими критериями:

1) увеличение производительности труда и эффективности освоения грамматического материала;

2) предоставление заданий, соответствующих уровню владения учащимся грамматического материала, на всех этапах формирования   грамматического навыка;

3) повышение уровня сознательности и интереса к изучению английского языка;

4) обеспечение оперативной обратной связи пооперационного контроля действий всех обучаемых.

   Технологические и программные средства, используемые для функционирования учебного сайта, должны обеспечивать:

  • мультисенсорность, то есть предоставлять информацию с использованием различных форматов, таких как графика, звук, видео, текст;

• доступ к размещенной информации;

• защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении нее.

Введение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий абсолютно  не исключает традиционные методы обучения, а сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.  [3, с.186]

В качестве практического  инструментария  для изучения грамматического материала по английскому языку мы разрабатываем  сайт “Englishgrammar74.nethouse.ru” на платформе Nethouse.ru.

Структура  сайта состоит из следующих разделов:

  • авторские видеоуроки (объяснение грамматического материала ) и контроль понимания;
  • разноуровневые грамматические комбинированные тренировочные и контролирующие упражнения ;
  • «шпаргалки-опоры» по изучаемым грамматическим явлениям;
  • интересные факты о грамматике английского языка;
  • методические рекомендации по работе с сайтом для родителей.

Структура сайта «Englishgrammar74.nethouse.ru.» представлена следующими информационно-коммуникативными ресурсами:

-  в разделе «Видео» можно найти авторские объяснения грамматических явлений и мультфильмы, которые способствуют лучшему усвоению грамматических норм и правил английского языка. После просмотра ученику предлагается выполнить задание, которое поможет определить уровень усвоения грамматического материала;

- для формирования грамматического навыка используется раздел «Текстовые задания», состоящий из различных разноуровневых упражнений и заданий. Комбинированные упражнения, которые представляют собой тренировочные упражнения с ранее изученным материалом в совокупности с новой информацией,  предоставляют ученику  возможность  выполнять их в зависимости  от его продвижения в изучении грамматики. В настоящее время на  сайте представлены упражнения по следующим грамматическим темам: глагол to be, the Present Simple Tense, the Present Continuous Tense, the Past Simple Tense, the Future Simple Tense, использование much/many.

- результаты выполненной учеником работы оправляются на электронную почту, адрес которой указан в разделе «Обратная связь». Учитель проверяет работу, обращая внимание учащегося на допущенные ошибки и раздел сайта, который позволяет ему понять   и исправить свои ошибки;        

- раздел «Шпаргалки-опоры» даёт возможность найти материал в виде схем, которые могут помочь в процессе выполнения тренировочных и контролирующих  упражнений и заданий;

- раздел «Funny Grammar» позволяет расширить кругозор  и поддерживать мотивацию младших школьников к дальнейшему изучению английского языка.

 Результаты анализа  проведённой нами апробации учебного сайта  в 4 классе МКОУ СОШ №1 г. Сим Челябинской области Ашинского района  подтверждают, что его использование  предоставляет возможность улучшить результаты обучаемости и  проследить прогресс каждого учащегося.

 Учебный сайт   предлагает учащимся начальной школы возможность для самостоятельного изучения грамматического материала. Материалы разработанного нами учебного сайта могут быть рекомендованы к использованию другими учителям английского языка в начальной школе в процессе работы по формированию грамматического навыка.

Мы пришли к  выводу, что использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе позволяет:

  • активизировать познавательную активность учащихся;
  • использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся;
  • вводить в образовательный процесс различные средства обучения, которые обеспечивают качественный уровень усвоение грамматического материала на уроках английского языка в начальной школе.

Список использованной литературы:

1. Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)Печатное издание М.: Издательство ИКАР, 2009.

© Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2010.

2. Самойлова, Л.В., Парфёнова, С.О., Использование компбютерных игр в развитии иноязычных лексических навыков у младших школьников / Л.В. Самойлова, С.О.  Парфёнова // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития: международный сборник научно-методических статей. Выпуск 7. - Псков, Издательство «ЛОГОС», 2017. – 222 с.

3.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. / Е.Н. Соловова.- М.; Просвещение, 2002.-239 с.

4.Пассов, Е.И. Искусство общения. Английский язык: учеб. пособие / Е.И. Пассов, И.С. Николаенко. - М.: Иностранный язык, ООО «Иностранные языки», 2000. - 256 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). – URL.: https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 14.05.2018).



Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 (по материалам курсового исследования)

Прыткова Анастасия Андреевна

Научный руководитель – Усова Н.А., преподаватель кафедры иностранного языка и методики преподавания английского высшей

Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений: говорения, аудирования, чтения и письма. По определению доктора филологических наук, профессора В.Г. Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания [1, С. 95].

Эта проблема изучалась многими методистами, среди которых известные методисты И.Л. Бим, С.Ф. Шатилов, Г.В. Рогова, Н.И. Гез, Е.Н, Соловова ,В.Н. Рахманинова, Л.С. Панова, С.Ю. Николаева, М.И. Жинкин и другие

Следовательно, особую актуальность данного исследования составляет то, что в условиях непрерывного расширения международных контактов главная цель обучения иностранным языкам – сформированность коммуникативной компетенции – приобретает особое значение. Формирование умений иноязычного общения предполагает в частности овладение учащимися грамматическими навыками.

Поиск оптимальных путей формирования грамматических навыков нужно начать с осознания того, как происходит порождение речевого высказывания в естественной речи в сложившихся речевых механизмах. Зная это, можно будет четко представлять себе, какие именно процессы следует формировать у учащихся, каким образом организовать их учебную деятельность.

        На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Проблемы формирования грамматического навыка на уроках английского языка в начальной школе».

В соответствии с этим, целью данной работы является анализ и совершенствование системы формирования грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

- проанализировать психолого-педагогические особенности младших школьников;

- определить роль грамматических навыков в обучении английскому языку на начальном этапе;

- раскрыть психологические особенности и специфику формирования грамматических навыков;

- исследовать и проанализировать проблемы, возникающие при формировании у учащихся грамматических навыков;

Мы провели теоретическое исследование по изучению психолого-педагогических особенностей учащихся начальной школы.

Во втором параграфе мы рассмотрели предпосылки формирования у учащихся грамматических навыков на начальном этапе изучения английского языка

Далее нами рассмотрено понятие грамматического навыка, как одного из наиболее важных аспектов изучения английского языка в начальной школе.

В четвертом параграфе рассматривая интеграцию, мы выявили различные виды и формы интегрированного обучения, на основе их узнали о разнообразии и способах использования этих форм.

Во II главе мы рассматривали методы и приёмы формирования грамматических навыков у учащихся начальных классов.

В параграфе 2.1. мы обратили внимание на методику формирования грамматических навыков чтения у учащихся в начальной школе.

В параграфе 2.2. мы рассмотрели, как формируются грамматические навыки аудирования на начальном этапе обучения английскому языку.

В параграфе 2.4. мы выделили подсистему упражнений для формирования рецептивных грамматических навыков.

Современное образование в настоящий момент переживает период перехода к деятельностному обучению, в процессе которого формируется личность, способная к самореализации и самоопределению. В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребёнка к получению знаний.

В данной работе особое внимание было уделено рассмотрению технологии обучения активного грамматического материала во 2-4 классах, с указанием большого количества упражнений и методических правил, которые могут быть использованы учителем при подготовке и проведении уроков иностранного языка. [2, С. 15].

В ходе решения поставленных задач необходимо сделать следующие выводы:

- в процессе формирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует развитию практических навыков;

- следует представлять сложные грамматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии;

- упражнения должны быть доступными, увлекательными, что повышает интерес к изучению языка;

- следует учитывать сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, при которой каждый ученик задействован на уроке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Коло Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

2. ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение,    

2010. – 31 С.