ПК 4.4.
методическая разработка по теме

Фомина Анастасия Сергеевна

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Фомина Анастасия Сергеевна

Разработка комплекта заданий по изготовлению объемных книжек для младших школьников в технике бумажная пластика

КУРСОВАЯ

Курсовой проект защищен

 «   » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 3, группа 32

Научный руководитель: Буторина В.В.

Преподаватель технологии I категории

Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Разработка комплекта заданий по изготовлению объемных книжек для младших школьников в технике бумажная пластика

1.1. История развития создания объемных книжек для младших школьников в технике бумажная пластика

5

1.2. Основы свойства бумажного материала

7

1.3. Материалы, инструменты, приемы и правила работы в технике бумажная пластика

9

1.4. Разработка комплекта заданий по изготовлению объемных книжек для младших школьников в технике бумажная пластика

13

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Дети младшего школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега или кубиков, с таким же старанием они работают с бумагой – режут, клеят различные поделки. Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира развивается на таких занятиях. Эффективным помощником в этих вопросах может стать работа по технологии «Бумажная пластика». Занятия предусматривают работу детей группами, что способствует развитию навыков общения, взаимодействия, развитию социальных навыков, включает элементы проектной деятельности. Идея создания этой разработки заключается в том, что занятия по дисциплине «Творчество» посещают дети и дошкольного возраста в работе с которыми часто используются поделки старших ребят. При выборе формы занятия с элементами сказки, предполагается дальнейшее практическое применение поделок – театрализацию

   Исходя из актуальности данной темы и  существующей проблемы, нами сформирована тема исследования: «Разработка комплекта заданий по изготовления объемных книжек для младших школьников в технике бумажная пластика».

Цель: Разработать комплект заданий по изготовлению объемных книжек в технике бумажная пластика.

При работе над данной темой были поставлены задачи: 

  • Отобрать и изучить литературу по теории художественного конструирования;
  • Систематизировать новые и традиционные приемы бумажной пластики;
  • Обобщить материалы по теории художественного конструирования;
  • Разработать и систематизировать комплект.

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

        - отбор и чтение специальной литературы;

        - анализ и сравнение точек зрения теоретиков;

        - систематизация материала;

        - обобщение материала.

Глава I. Разработка комплекта заданий по изготовлению объемных книжек для младших школьников в технике бумажная пластика

1.1. История развития создания объемных книжек для младших школьников в технике бумажная пластика

Потребность обмениваться информацией и оставлять письменные свидетельства о своей жизни существовала у человека всегда. Древние люди рисовали на скалах быков и оленей, на которых они охотились. Но рисунки, сделанные углём или глиной, смывало дождём. Тогда первобытные художники стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Прошли тысячи лет, а скалы по-прежнему хранят следы жизни давно исчезнувших.

         «Слово «бумага» пришло в русский язык, предположительно, из итальянского (bambagia-хлопок). Своя бумага появилась на Руси к концу 16 века. В1720 году Пётр I издал указ о строительстве фабрик по производству бумаги по всей стране: «…повелеть во всем государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках…», [5,с.80]

«Первое конструирование из бумаги было по типу оригами («сложенная бумага») – древнее искусство складывание фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Именно там, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения  оригами –искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. В этом году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, вместе с путешествующими в Японию китайскими монахами, стали путешествовать и некоторые тайны. И в 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, который умел делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во  многом обогнав Китай», [5,с.101].

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги – коробочки «санбо» , в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусством. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.

Сейчас искусство оригами распространенно во многих странах мира. Тысячи людей занимаются этим видом искусства, создают собственные, оригинальные образы. Свидетельство тому различные выставки, фестивали, конкурсы, центры, клубы оригами , в том числе и в нашей стране.

От оригами произошли новые виды художественного конструирования. Прежде всего, это объемное конструирование, основанное на свободном складывание листа бумаги. Таким образом современное художественное конструирование основывается их всех предшествующих приемах и техниках обработки бумаги.

1.2. Основные свойства бумажного материала

Бумага

«Бумага  (от итал. bambagia – хлопок), материал из растительных волокон, соответствующим образом обработанных и беспорядочно соединённых в тонкий лист, в котором волокна связаны между собой поверхностными силами сцепления», [8,с. 37].

 Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н.э. Цай Лунем. Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шаньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во I I  веке до нашей эры.

«До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки,а еще раньше шёлка , который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда. Цай Лень растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму ( деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги», [9, с.79].

         После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т.д.

         «Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половите 17 века размалывающего аппарата – ролла. В конце 18 века роллы уже    позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив

( вычерпывание ) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н.Л. Роберт (Франция) изобрел бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. И С. Фрудринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запантентовали бумагоделательную машину. К середине 19 века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В 20 веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов», [5].

«Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дадут однородную, пластичную, т.н.бумажную массу. Полуфабрикатами для производства бумаги могут служить:

-древесная масса или целлюлоза;

-макулатура;

-тряпичная полумасса;

-для специальных видов бумаги: асбест, шерсть и другие текстильные волокна.»,[10].

        «Производство бумаги складывается из следующих процессов:

  • приготовление бумажной массы (разлом и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы);
  • выработка бумажной массы и бумагоделательной  машине( разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка, а так же первичная отделка);
  • окончательная отделка (каландрование, резка);
  • сортировка и упаковка.» , [10, с. 29].

«Бумагоделательная машина состоит из сеточной, прессовой и сушильной частей, каландра и наката. Бумажная масса непрерывным потоком вытекает на движущуюся замкнутую в кольцо сетку машины, где происходит отлив, обезвоживание и уплотнение бумажного полотна. Дальнейшее обезвоживание и уплотнение полотна производится в прессовой части, образуемой несколькими вальцовыми прессами, между валами которых бумажное полотно транспортируется цельным в течение всего процесса сукном, служащим эластичной прокладкой. Окончательное удаление воды происходит в сушильной части, где полотно бумаги попеременно соприкасается своими поверхностями  с обогреваемым изнутри паром сушильными цилиндрами, расположенными в шахматном порядке в двух ярусах. Поверхность бумаги получается гладкой благодаря тому, что она наматывается на рулоны на накате, представляющем собой принудительно вращаемый цилиндр, к которому прижимается валик с наматываемой на него бумагой», [6, с.82].

Затем бумага может обрабатываться в суперкаландре, представляющем собой вертикальную батарею из 5-8 металлических валов. При движении между валами сверху вниз полотно становится более гладкими, уплотняется и выравнивается по толщине.

Параметры бумаги.

         «Плотность бумаги. Определяет вес листа бумаги в граммах, имеющей площадь 1м2. Основные типы бумаг, применяющиеся в офсетной полиграфии, имеют плотность от 60 до 300 г/м2. Газетная бумага имеет плотность от 45 до 60 г/м2, лист обычной бумаги для ксерокса имеет плотность 80 г/м2, для изготовления визиток применяется бумага порядка 200-250 г/м2, для листовок, буклетов -100-170 г/м2, для плакатов и календарей – 135-200 г/м2», [6].

«Белизна. Характеризуется способность бумаги отражать свет. Количественно белизна выражается коэффицентом отражении, т.е. отношением интенсивности отраженного света к падающему. Белизна бумаг колеблется от 60% до 98%. Отпечатанное изображение воспринимается тем лучше, чем больше контраст между печатными элементами и фоном», [6].

«Прозрачность».  Пропускание света через бумагу без рассеяния. Прозрачность в большинстве случаев является недостатком бумаги, т.к делает видимым отпечаток на оборотной стороне листа.

«Глянцевость (противоположная характеристика – матовость). Любая бумага отражает падающий свет как диффузно( рассеяно), так и зеркально. Глянцевость характеризует долю зеркального отражения наблюдается его максимум в направлении угла отражения, равного углу падения, т.е. возникает блик. У матовых сортов такой блик отсутствует. Печать на глянцевых бумагах дает эффект большей насыщенности красок изображения и рекомендуется для воспроизведения цветных иллюстраций. С другой стороны, воспроизводить большое количество мелкого текста лучше на матовой бумаге, так как на глянцевой из-за высокого контраста и бликов будет быстрее утомляться зрение», [6].

Помимо свойств бумаги очень большую, часто недооцениваемую роль играет качество ее упаковки и соблюдение технологии при хранении и транспортировке.  Если этим моментам уделено недостаточное внимание, в результате значительная доля дорогостоящей бумаги может оказаться непригодной для печати.

Свойства бумаги :

  • механические (прочные и деформационные);
  • прочность на излом;
  • жесткость;
  • упругость при сжатии и т.д.

Картон

«Картон (от фр. carton < ит. cartone, от carta-бумага) – плотный древесноволокнистый материал толщиной от 0,5 мм, изготавливаемый подобно бумаге из древесной массы, целлюлозы, макулатуры и пр.  Применяются также синтетические и минеральные волокна. Которые используются для изготовления переплетных крышек, футляров книг, беловых изделий, некоторых печатных изданий и упаковки», [7].

Виды картона: полиграфический, упаковочный, строительный, обувной, электротехнический, дизайнерский и так далее. Большинство специалистов считают картоном такую бумагу, которая свыше 0.2 мм толщиной или бумагу, состоящую из нескольких слоев.

        По сфере применения его делят на три вида:

-упаковочный;

-полиграфический;

-дизайнерский.

Упаковочный картон - применяется для изготовления  тары и упаковки, что определяет основные требования к материалу: высокая жёсткость, каркасность, барьерные свойства, прочность.

        Структура упаковочного картона включает несколько слоев:

нижний – производится из качественного сырья ( беленая целлюлоза, небеленая целлюлоза, древесная масса, макулатура).

средний – толстый слой, производится из дешевого сырья ( макулатура, механическая масса, небесная целлюлоза, производства);

верхний – производится из качественного сырья;

мелованный – в основной один или два слоя мелования.

Использование более дешевого сырья в среднем слое позволяет сохранить требуемые барьерные свойства картона, снизив его стоимость.

         Полиграфический картон – применяется для производства многоцветной продукции, которая требует высокого качества печати: брошюры, папки, дорогая подарочная упаковка и так далее. Данный вид не должен обладать такой прочностью как упаковочный.

         Дизайнерский картон – используется для изготовления презентационной и межевой продукции, оригинальной элитной упаковки, книг, журналов. Поэтому для производства данного вида материала используют только самые дорогие разновидности сырья. Такой вид отличается разнообразной фактурой и очень широкой цветовой палитрой», [10] .

1.3. Материалы, инструменты, приемы и правила работы в технике бумажная пластика

Плотный картон, ватман, бумага чертежная, бумага для рисования, калька, копирка, нитки, тонкая проволока, клей ПВА, скрепки, зажимы.

          Для бумагопластики используется цветная бумага подобная тонкому ватману. Более толстая будет не такая податливая к приданию формы.

          Нож по бумаге. Канцелярский нож для бумаги. Однако есть некоторые предпочтения по конструктиву. Корпус должен быть металлическим, такой меньше разбалтывается. Лезвие должно чётко удерживаться конструктивом. Ручка предпочтительна прямая, подобная авторучки. Крайне неудобно работать пластмассовым инструментом с толстой чудно надутой ручкой.

          Пинцет. Небольшой пинцет с острыми, точно сопрягающимися концами. Таким инструментом будет удобнее работать с маленькими деталями. Рабочие прихватывающие поверхности не должны иметь зазубринок. Они помешают работе с мелкими объектами и оставят на бумаге следы.

         Также понадобится специальная доска, на которой будут вырезаться элементы композиции из бумаги. Она удобна для этой цели и в определённой степени устойчива к порезам. При составлении композиции понадобится двухсторонний скотч, различные клеи. Если понадобится соединить два листа бумаги для последующей вырезки, то незаменимым будет клей в виде спрея:

        Нашей промышленностью выпускается большое разнообразие бумаги по толщине фактуре, цвету в зависимости от ее назначения. Для конструирования мы рекомендуем бумагу определенного качества – плотную рисовальную или чертежную, которая позволяет выполнять такие операции как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т.д.

«Работа с бумагой требует знания об нее текстурных особенностей. Например, от направления волокон она по разному поддается сгибанию. Скручивая ее поперёк волокон, мы увидим она поверхность измельченную трещинами и надломами»,[4].

Определить направление волокон не сложно. Для этого следует, отрезать от листа две узкие полоски произвольной длины, одну по вертикальному краю, другую по горизонтали. С помощью шила или карандаша обе полоски скрутите в спирать. Поверхность одной из них  будет пластичной, другая покрыта мелкими трещинами. Опыт подскажет вам путь правильного выбора текстуры бумаги для изготовления изделий цилиндрического характера.

Так же мы хотим посоветовать вам клей, с которым будет лучше работать в технике  бумажная пластика.

«Лучшим клеем в работе с бумагой является ПВА, в настоящее время он нашел широкое применение в промышленности и быту. В продаже он бывает самой различной расфасовке: капроновые флаконы, тубы, баночки. Клей обладает всеми качествами необходимыми в работе с бумагой. Быстрота высыхания – одно из преимуществ ПВА перед другими клеями. При высыхании он превращается в прозрачную пленку, невидимую как на белой, как и на цветной бумаге. Клей не имеет запаха, гигиеничен, легко смывается с рук», [4].

         При работе с клеем в условиях коллективно кружковой деятельности можно применять крышки из-под туши, гуаши, используя в качестве инструмента для нанесения клея шило, заточенную спичку, кисточку. Лучшее приспособление для хранения клея и использования его в работе – капроновый баллончик из-под парфюмерных жидкостей, моющих средстве и т.д. Помойте сосуд теплой водой, сделайте в крышке отверстие шилом по диаметру капронового стержня, взятого из использованной шариковой ручки или соломинки для коктейля длиною в 5-6 раз сантиметров. Вставьте трубочки в отверстие колпачка и слегка «приварите» ее с помощью нагретого над пламенем шила – и баллончик с клеем готов. При работе достаточно легкого сжатия такого сосуда в ладони чтобы клей поступал в нужном количестве, а длина стержня позволит донести его в трудоспособные участки выполняемой конструкции. При заправке баллончика следует предварительно процедить клей, в котором зачастую образуются сгустки, затрудняющие прохождение его через отверстие стержня. Водой следует регулировать консистенцию клея, доводя ее до густоты сметаны.

         «Для работы в данной технике из инструментов вам потребуется:

  • резак;
  • шило;
  • спицы;
  • ножницы;
  • зажимы;
  • угольники, линейки;
  • пробойники»,[4].

         Резак-это простейший инструмент для резания бумаги, можно изготовить из ножовочного полотна по металлу. Полотно длиною в 10-12 см на наждачном круге отрезать под углом 45 градусов и этот срез заточить как лезвие с двух сторон. Оставьте 2-3 см обнаженного металла со стороны лезвия, остальной участок обмотайте изоляционной лентой», [4]. Лезвие резака заточите на бруске затем мелкой наждачной шкуре.

Шило (канцелярское)  необходимо для следующих операций:

прокалывание отверстий:

протяжка полосок бумаги для получения спиралевидных форм:

для нанесения клея в малом количестве в трудоспособные участки изделий.

Спицы (вязальные)любого диаметра длиной 15- 25 см используются для изготовления завитков, спиралей, пружинок и т.п.

Ножницы нужны для того чтобы разрезать бумагу, выкройку и т.п. В комплекте можно иметь полукруглые медицинские ножницы удобные для вырезания криволинейных деталей.

Зажимы необходимы при конструировании любого изделия из бумаги. Он надежно соединит склеивающие части и освободит руки мастера для других операций.

Угольники, линейки должны быть сделаны из металла длинной в 25- 30 см и в 50- 10 см, так как деревянные и пластмассовые быстро выходят из строя от соприкосновения резака.

Пробойники может изготовить любой токарь, нам же они нужны для выполнения отверстий и кружков различного диаметра (3- 25 мм). Готовы кружочки могут быть использованы для изготовления различных бочек, цилиндров, стволов деревья и т.д. [4].

Таким образом работа с бумагой трудоемкая, хотя не требует специальной подготовки. У нас в России специалистов в этой технике нет, в основном занимаются бумагопластикой с детьми на уроках трудового обучения или рисования.

Приемы бумажной пластики

         Одно из особых свойств бумаги, заключается в том, что обыкновенный плоский лист может превратится в скульптуру с помощью особых приемов. Объемную форму можно получится из простого листа следующими способами: сминанием и скручиванием, изгибанием и сгибанием, гофрированием. Сгибая лист бумаги с обеих сторон в различных направлениях можно получить самые разнообразные простые и сложные объемные предметы.

  Приемы бумажной пластики:

«Рыба». Выполняется произвольный надрез по диагонали и два надреза с другой стороны. Легким усилием, сжимая заготовку к центру, согните ее по намеченным линиям. Картинка

«Гармошка». Выполняется в ряд параллельных надрезов с интервалом в два сантиметра, слегка прогнув лист, а затем с обратной стороны сделав надрез в промежутках имеющихся линий.

гармош

«Стиральная доска» - зигзагообразные надрезы, выполненные в той же последовательности, что и в гармошки, позволяет получить волнообразную фактуру»,[4, с. 43].

Доска

«Спираль» - полоска бумаги шириной 0,5-1,5 см произвольной длины, на крученная на вязальную спицу или карандаш. Витки должны быть плотно уложенными. После окончательного скручивания карандаш (спицу) вынуть.

«Воронка». С помощью циркуля начертив круг, вырежьте его. В нем с одной стороны выполните надрезы радиусом 1 и 3 см, а с другой стороны – 2 и 4 см. От центра круга сквозной просечкой выбрать часть, как показано на рисунке, после чего легонько прогнув заготовку под надрезом. Края соедините вместе, одновременно формируя заготовку», [4, с. 45].

воронка

«Волна». С интервалом 1-1,5 см с лицевой стороны листа выполнить надрезы, после чего с помощью круглого карандаша скрутить заготовку во внутрь. Карандаш вынуть, а трубочку скатать еще плотнее, после чего ее развернуть и легкими движениями пальцев обозначить места надрезов. волна

«Лодочка». Провести две линии – надрезы, расходящиеся дугами из одной точки и сходящиеся в другой. Этот прием может лежать в основе таких изделий, как, например, лодка, рыба, птица, фигура собаки и т.п.», [4, с.47].

«Крылья бабочки». Кривые линии  в виде прописной буквы Х, расположены симметрично относительно оси и не соприкасающиеся между собой.

крылья

«Косичка». Зигзагообразные симметричные линии, пересекающиеся в точках, расположенных с равным интервалом на осевой линии», [4, с. 49].

косичка

Фактурные «шубы, меха, травы». С помощью ножниц выполните отдельные декоративные элементы различной конфигурации. Попеременно скручивая лист бумаги и изменяя угол наклона просечек.

Бумагопластика сегодня является перспективным направлением дизайнерского формообразования, влияющим на развитие проективной культуры. В этой области заключен вековой опыт, и , тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпал.

1.4. Разработка комплекта заданий по изготовлению объемных книжек для младших школьников в технике бумажная пластика.

Вывод по I главе

В ходе курсовой работы,  изучена история развития создания объемных книжек для младших школьников в технике бумажная пластика

Мы подробно ознакомились с основными понятиями художественного конструирования, описали основные свойства бумажной пластики. Узнали о том,  что нужно для изготовления объемных книжек в данной технике.

Изучили, чем оснащена работа над техникой бумажная пластика и что требуется для выполнения изделий в данной технике.

Начали разработку комплекта изделий в технике бумажная пластика.

Заключение

По избранной теме мы изучили следующие вопросы:

  • рассмотрели понятие художественного конструирования;
  • описали  свойства бумажной пластики;
  • изучили свойства бумажной пластики.

На основании изученного, мы вывели понятие художественного конструирования. Это творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства.

Важность понимания художественного конструирования в деятельности дизайнера-конструктора заключается в: обеспечении необходимой устойчивости, жесткости и прочности изделия, что дает будущему специалисту разнообразная работа с бумагой и картоном.

         В результате проделанной работы можно отметить, что одним из способов обучения художественным конструированием является бумажная пластика. В ней есть много приемов работы с бумагой, создавать на их основе свои конструкции, возможно более интересные и оригинальные. Все приемы бумажной пластики можно использовать и интерпретировать в проектировании оригинальных новых художественно-конструкторских форм. Задумывая новую конструкцию любого изделия, чаще всего начинает  работу с макетирования, то есть создает мини- модель будущего изделия. Для этого автору необходимо глубоко изучить все тонкости художественной обработки бумаги и картона.

В курсовой работе мы планируем рассмотреть влияние конструирования изделий из бумаги на развитие воображения младшего школьника во внеурочной деятельности.


Список использованной литературы

  1. Барышников, А. П., Лямин И. В. Основы композиции./- М.: Трудрезервиздат, 1951.- 189 с.
  2. Борухович, В.Г. В мире античных свитков. /Под ред. Э.Д. Фролова.- Саратов, Издательство Саратовского университета,.- М.,1999. – 107 с.
  3. Блохин, В.В. Архитектура интерьера промышленных зданий./- М.: Стройиздат, 1973.- 148 с.
  4. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги./ Ташкент- М.,1998.- 4-7 с.
  5. Гомозова, Ю.Б., Гомозова С. А. «Праздник своими руками» - поделки к праздникам./ Ярославль. Академия развития,-М., 1998.- 412 с.
  6. Мунчаева, Ш.М. Истории мировой цивилизации./- М., 1998.- 412 с.
  7. Иконников, А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции.- М.: Искусство, 1971. -223 с.
  8. Зеленова, С. В. Анализ формы целлюлозных волокон в структуре бумажного листа С. В. Зеленова, Я. В. Казаков, В. И. Комаров / Новые достижения в химии и химической технологии растительного сырья: материалы 2 Всероссийской конф. – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2005. – Книга 1. – 40-48 с.
  9. Орлов, А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до н.э..-М.: Проспект, 2006,- 528 с.
  10. Перевертень, Г.Н. «Самоделки из разных материалов»./ М.: Просвещение, 1985.- 57 с.
  11. Интернет ресурсы
  12. stranamasterov. ru /find/nodes/модульное;
  13. stranamasterov. ru /technic/swan;
  14. planetaorigami.ru/2011/05/modulnoe-origami;
  15. www.babyblog.ru/community/post/rukodelie.