ПК 4.4
статья по теме

Кармишина Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Упражнения для проверки понимания прочитанного на уроках английского языка в начальной школе

Сегодня мы представляем вашему вниманию курсовую работу на тему «Упражнения для проверки понимания прочитанного на уроках английского языка в начальной школе». Моим научным руководителем является Новикова Ольга Вячеславовна.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что чтение играет важную роль в процессе обучения на начальном этапе. Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Процесс чтения и его результат  - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, обостряет чувства, развивает интеллект, то есть обучает, воспитывает, развивает.

Процесс чтения рассматривали многие учёные: Софья Кирилловна Фоломкина, Валерий Михайлович Филатов, Ефим Израилевич  Пассов и многие другие.

На основании  проблемы нами определена тема исследования»  «Упражнения для проверки понимания прочитанного на уроках английского языка в начальной школе».                                                                                                                                         

Целью исследования является :

рассмотреть и изучить упражнения, используемые для проверки понимания прочитанного.

В теории нами рассмотрены основные понятия темы исследования:

Чтение– это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал.

Чтение – это один из истоков мышления и умственного  развития(Василий Александрович Сухамлинский)

Чтение представляет собой    чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга(О.А.Розов)

При чтении необходимы два вида информации: визуальная (из напечатанного текста) и не визуальная (понимание языка, знание данного предмета, явления, общая способность в чтении и знание о мире). Чем больше не визуальной информации у читающего, тем меньше ему надо визуальной информации и наоборот. Когда мы начинаем читать бегло, мы начинаем больше полагаться на то, что мы уже знаем и меньше на печатный текст.

Для понимания иноязычного текста предполагается владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным. Умения и навыки, обеспечивающие процесс восприятия и осмысления, принято условно делить на две группы: а) связанные с «технической» стороной чтения (восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы), и б) обеспечивающие смысловую переработку воспринятого - установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста, замысла автора. (эти умения приводят к пониманию текста как законченного речевого высказывания).

Чтение с точки зрения мыслительных процессов протекает на различных уровнях. При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как самостоятельный вид речевой деятельности, который  занимает ведущие место по своей важности и доступности.  Чтение имеет следующие виды:

1.По целевой направленности деятельности:  ознакомительное; -просмотровое; -изучающее; -поисковое. 

2. По форме: -про себя; -индивидуальное; -хоровое;  -громкое.

3. По способу раскрытия содержания:                                                                                                        -аналитическое; -синтетическое; -переводное; -беспереводное.  

4. По месту чтения:-домашнее; -классное.

5.По характеру организации деятельности:                                                                                           -подготовленное; -неподготовленное; -тренировочное; -контрольное

Изучающее чтение предполагает  достижение полного и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте.

Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, которые обладают познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении.

Задачи, которые решает, читающий в процессе изучающего чтения, соответствующие характеру переработки информации (степени полноты, точности и глубины):

1) восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

2) извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

3) осмысление извлеченной информации. Решение данных задач осуществляется на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с учебным текстом.

          4) умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.

Ознакомительное чтение – это чтение для себя без предварительной специальной подготовки.

Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

Просмотровое чтение предусматривает получение общего представления о прочитанном материале, беглого и выборочного чтения при первичном ознакомлении с текстом и установление факта наличия в тексте нужной информации.

В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации выделяют четыре подвида просмотрового чтения:

  1. Конспективное – для выделения основных мыслей (заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста, составляющих логическую цепочку)
  2. Реферативное – для выделения основных мыслей.
  3. Обзорное – для определения существа сообщаемого ( направлено на выделение главной мысли текста, причем задачи сводятся в основном к ее обнаружению на основе структурно-смысловой организации текста)
  4. Ориентировочное – для установления наличия в тексте информации,   представляющей для читающего интерес или относящейся к определенной проблеме (основная задача–установить, относится ли данный материал к интересующей его теме

Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации, определений, выводов, фактических данных.

Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

 В процессе формирования навыков чтения младшим школьникам необходимо преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудность овладения системой графических знаков, отличных от графических знаков родного языка, и формирование навыков соотнесения их с иноязычными звуками. Так же Значительная трудность в понимании прочитанного  возникает тогда, когда в текстах встречаются незнакомые лексические, и грамматические явления. Трудности, связанные с овладением техники чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков. Ошибки в восприятии, такие, как уподобление похожих по форме слов, неправильное чтение слов, приводят к искажению смысла. Одной из проблем обучения чтению на иностранном языке является содержание текстов на начальном этапе. На начальном этапе обучения иностранному языку, когда учителю важно научить школьников читать тексты и извлекать из них нужную информацию, необходима правильная организация работы с текстами на уроке.

Нами рассмотрены требования к текстам для чтения. Текст выступает в обучении как объект для распознавания зрительно (чтение), на слух (аудирование) и в речи (говорение, письмо). Он структурируется на основе лексической, фонетической, грамматической, графической сторон речи.

Объем - Слишком длинные тексты утомляют и зачастую трудно усваиваются.

-Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения, необходимые для учебной деятельности.- Короткий текст может быть информативным, а длинный - нет. -Объем текста может определяться его форматом. Графики, таблицы, схемы - тоже тексты. - Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схеме. Но проще не значит лучше.

Место основной идеи Понимание текста будет достигнуто быстрее, если основная идея находится, либо в начале, либо в конце текста. Это надо учитывать при обучении маленьких детей и при написании своих текстов. Это требование является одним из критериев определения эффективности письменного текста.

Тематика Тематика текстов определяется учебной программой.

Рекомендации: -убедитесь, что тематика учебных текстов в выбранном УМК соотносятся с требованиями учебной программы; -в случае неполного отражения программных требований в УМК, привлечь тексты из других источников. -расширять и частично видоизменять тематику учебных текстов;-соотносите тематику с возрастными интересами учащихся

Проблематика В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные проблемы(в зависимости от возраста). Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат получение фактической информации по спектру обсуждаемых вопросов, но и могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных текстов. Помогают соединить разрозненные сведения из различных областей знаний в единую картину мира. Проблематика может помочь в решении таких задач, как воспитание личности.

Степень аутентичности Аутентичными текстами считаются те печатные материалы, которые были созданы не для учебного, а для реального общения в стране изучаемого языка. При использовании аутентичных текстов возникает ряд трудностей:- эти материалы идеально подходят для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом отношении они могут представлять значительные трудности - когда эти материалы перестают быть трудными в языковом отношении они утрачивают актуальности в содержательном плане и не вписываются в проблематику учебного материала.

Послетекстовый этап – использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется      не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи. Упражнения на послетекстовом этапе предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности. 

Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

Условно-речевые упражнения занимают промежуточное место между языковыми и речевыми упражнениями. Они предназначаются для развития речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. Их выполнение предусматривает использование менее сложных ситуаций и решение менее сложных речемыслительных задач.

Примеры условно-речевых упражнений на послетекстовом этапе:

1.Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предложенные варианты;

2.Используя материал текста, ответьте на вопросы;

3.Ответьте на вопросы к тексту;

4.Составте вопросы к тексту;

5.Распределите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;

6.Выберите правильный ответ из нескольких данных;

7.Вставте пропущенные слова;

Речевые упражнения нацелены на развитие и совершенствование речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. При их выполнении внимание сосредоточено не на форме, а на содержании высказывания. Такие упражнения всегда ситуативны и контекстны (классификация речевых упражнений была впервые предложена В.Л.Скалкиным. Она включает следующие виды упражнений: вопросно-ответные, репликовые, условная беседа, пересказ текста, драматизация текста или ситуации общения, описание, дискутивные упражнения, устный рассказ).

Примеры  речевых упражнений на послетекстовом этапе:

1.Выразите главную мысль текста, объясните его заглавие;

2.Перескажите текст, пользуясь планом и выписанными словосочетаниями;

3.Выразите своё отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов;

4.Скажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему;

5.Прокомментируйте следующие предложения, взятые из текста;

Данная проблема важна и актуальна, так как известно что, понимания текстов необходимо для  овладения английским языком становится все более насущной в современном мире.

Научиться читать – значит уметь озвучивать графемы и извлекать факты и мысли, т.е. понимать, использовать информацию текста. Суть чтения как вида речевой деятельности заключается в извлечении информации, заключенной в тексте, в необходимом объеме. При обильном чтении происходит накопление необходимой лексики, которая усваивается и используется при чтении.

Нам удалось достичь целей поставленных в начале исследования, все задачи были выполнены. Мы ознакомились с упражнениями для проверки понимания прочитанного на уроках английского языка.

 



Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА

       НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Чтение на английском языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.

В процессе обучения английскому языку чтение выполняет две функции: чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности; чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности, средство извлечения информации. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, так как всяким средством необходимо владеть хорошо.

Для того чтобы  чтение на английском языке благоприятствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности детей, их познавательные потребности; включить школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; дать им возможность проявлять самостоятельность, активность и инициативу в учебной деятельности.

Одной из проблем обучения чтению на английском языке, как и на других иностранных языках, является содержание текстов на начальном этапе. И так на начальном этапе обучения английскому языку, когда учителю важно научить школьников читать тексты и извлекать из них необходимую и требуемую информацию, необходима правильная организация работы с текстами на уроке.

На основе вышеперечисленного нами была выведена гипотеза: если систематически использовать условно-речевые и речевые упражнения, то понимание прочитанного на уроках английского языка в 4 классе возможно улучшится.

Для того чтобы работа по контролю прочитанного проходила на лучшем уровне, необходимо знать для чего предназначены упражнения на послетекстовом этапе. И так послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.

На уроках английского языка ведется обучение следующим видам чтения:

чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);

чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);

чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

а) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;

б) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.

Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

На послетекстовом этапе можно выполнить такие упражнения, как:

  • Упражнения на проверку понимания фактического содержания текста: опираясь на содержание прочитанного текста, закончить предложения, используя предлагаемые варианты; ответить на вопросы, используя материал текста.
  • Упражнения на контроль понимания основного содержания прочитанного текста: прочитать текст и выразить сове согласие или несогласие с приведенными утверждениями из текста; составить вопросы к тексту; расположить смысловые части текста в логической последовательности.
  • Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста: составить несколько вопросов к тексту; ответить на вопросы по тексту; высказать мнение о прочитанном, сообщить известные дополнительные сведения, привести примеры, факты, подобные описываемым.
  • Упражнения, контролирующие умение находить в тексте конкретную информацию: зачитать вслух из текста факты, которые относятся к рассматриваемой теме, проблеме и т.д.; выписать из текста факты, которые могли бы послужить иллюстрацией к определенному тезису.

В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать условно-речевые и речевые упражнения, то понимание прочитанного на уроках английского языка в 4 классе возможно улучшится. Для подтверждения этого мы провели апробацию, которая проходила на базе МКОУ «Танрыкуловская СОШ».

Для того чтобы выявить эффективность выдвинутой гипотезы, на основе изученной теории и методики, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Провести диагностику уровня понимания прочитанного текста у обучающихся в начальной школе
  2.  Ввести в процесс обучения на уроках английского языка в 4 классе упражнения для контроля понимания прочитанного
  3. Сравнить и проанализировать результаты констатирующей и контрольной диагностик, сделать выводы о целесообразности использования упражнений для понимания прочитанного текста на уроках английского языка в начальной школе.

В учебном процессе чтение – основной источник языковых знаний и важное средство речевой практики. Отсюда, становиться очевидно, какое большое значение имеет формирование навыка чтения.

В процессе апробации нами были предложены и использованы упражнения для проверки понимания прочитанного текста.

И если данные упражнения использовать систематически, с учётом индивидуальных особенностей и способностей детей, давая им возможность выбора посильных упражнений, использование так называемого принципа вариативности, способствует развитию мыслительных и познавательных навыков, и лучшему пониманию прочитанных текстов на уроках английского языка.

Список литературы:

  1. Бим И.А. Методика  обучения  иностранным  языкам  как  наука  и  проблемы школьного  учебника. –М.: Русский язык.  2001, -288 с.    
  2. Маслыкова  Е.А.  Настольная  книга  преподавателя  иностранного  языка. –М.: Высшая школа.  2004, -524 с.  
  3. Пассов,  Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. [Текст]: /Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1988. – 223с.
  4. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов; 3-е изд. [Текст]: / Г.В. Рогова, И. Н. Верещагина.  М.: Просвещение, 1988. - 186 с.