ПК 4.5
презентация к уроку на тему

Кармишина Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками

 

 Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы.

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.

Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.

Опираясь на методику проведения детских исследований Александра Ильича Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  1. Выделение и постановка проблемы.

На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц. опрос и т.д.) и конкретную цель.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос: зачем мы его проводим.Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения

  1. Выработка гипотез.

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно».

  1. Поиск путей решения 

Обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов. Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».

Важно помнить следующие моменты:

  • планирование работы;
  • работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с информацией из Интернета или электронными источниками);

Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

  1. Формулирование выводов

Обобщение, классификация, систематизация. Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.

  1. Представление результатов исследовательской деятельности

Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:

1. Отчеты (устные, письменные, с демонстрацией материалов)

2. Презентации, фильмы, макеты, сборники и др.

  1. Доклад

Публичная защита перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. (Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях на праздниках, выставках достижений).

  1. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Конкурсы исследовательских работ младших школьников

  • Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»

Конкурс проводится в целях развития интеллектуально-творческого потенциала детей путем приобщения к исследовательской деятельности, вовлечения детей и взрослых в совместную исследовательскую деятельность.

Номинации:

  • «Русский язык и литература»;
  • «Окружающий мир»;
  • «Математика»;
  • «Искусство»;
  • «Физическая культура и спорт»;
  • «Технология».

http://portalzd.ru/konkursy-dlya-detej-i-pedagogov/distancionnye-konkursy-dlya-detej/konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov/ - Сетевое издание «Информационно- методический портал «Звёздная дорожка».

  • Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «ОТКРЫТИЕ»

Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников. 

Задачи конкурса:  

  • повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;  
  • развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;   
  • ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;
  • обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран. 

Номинации:

  • юный натуралист;
  • юный писатель;
  • юный краевед;
  • юный математик;
  • юный художник;
  • юный языковед;
  • юный психолог.

http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html- Казанский федеральный УНИВЕРСИТЕТ.

  • «Свет познания-2018»

Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

Номинации:

  • Исследовательская работа: астрономия и космонавтика
  • Исследовательская работа: биология
  • Исследовательская работа: география
  • Исследовательская работа: искусствоведение и МХК
  • Исследовательская работа: иностранные языки
  • Исследовательская работа: информационные технологии
  • Исследовательская работа: история
  • Исследовательская работа: краеведение
  • Исследовательская работа: литература
  • Исследовательская работа: математика
  • Исследовательская работа: музыка
  • Исследовательская работа: окружающий мир
  • Исследовательская работа: психология
  • Исследовательская работа: робототехника
  • Исследовательская работа: русский язык
  • Исследовательская работа: социология
  • Исследовательская работа: технология
  • Исследовательская работа: физическая культура
  • Исследовательская работа: экология
  • Исследовательская работа: экономика

https://open-hands.ru/svet-poznaniya 

  • Международный конкурс детских исследовательских проектов «Ступени знаний»

«Главной задачей нашего конкурса является организация открытого пространства для публикации работ всех желающих. Мы не ставим перед собой цель отобрать лучших из лучших, мы даем возможность познакомить детей, родителей и педагогов с разнообразными, интересными и трудоемкими исследовательскими работами наших талантливых участников»

Номинации конкурса:

«Первые шаги в науку»;

«100 тысяч «Почему?»;

«Удивительный мир природы»;

«Мир моих открытий».

https://www.art-talant.org/polozhenija-konkursov/769-vserossijskij-tvorcheskij-konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov-lstupeni-znanijr.html - Академия развития творчества.

  • «Учусь исследовать. Учу исследовать»

Основными целями и задачами конкурса являются:

  • поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;
  • содействие обмену опытом учителей;
  • формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • содействие развитию творческой исследовательской активности;
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
  • пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

          https://idfedorov.ru/contests/article=6078/ 



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  • Мир растений на подоконнике
  • Кто живет у нас в лесу?
  • Кто как приспосабливается к окружающему миру
  • Люблю тебя, мой друг мохнатый!
  • Почему крик петуха раздается на рассвете в одно и то же время?
  • Почему зимой птичка стучит в окно?
  • Птицы за моим окном
  • Чье это гнездо?
  • Аквариум и его обитатели
  • Рыбы наших вод
  • Насекомые моего двора
  • Удивительный мир бабочек
  • Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
  • Образ жизни и поведение домашних животных
  • Содержание и воспитание домашних животных
  • Удивительное царство грибов
  • Охранять природу - значит охранять мир
  • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  • Генеалогическое дерево моей семьи
  • Из истории детских обязанностей
  • Имя в жизни человека
  • Моя родословная
  • Лента времени моей семьи



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта с младшими школьниками

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проект – это «пять П»:

  • Проблема.
  • Проектирование (планирование).
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация.

Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы

Алгоритм проектной деятельности.

  1. Представление темы проекта

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами.

  1. Выбор проблемы

На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

  1. Формулировка подтем (мелких проблем) 

Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы.

  1. Планирование работы

В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

  1. Осуществление проекта

Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

  1. Представление проекта

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

  1. Оценка проекта. 



Предварительный просмотр:

Конкурсы, фестивали проектов в начальной школе

  • Международный конкурс проектов для учащихся школ

Направления: 

  • математика: 1—6 класс,
  • чистописание: 1 класс,
    родной язык: 1-4 классы,
  • русский язык: 1—11 классы,
  • чтение: 1—4 классы,
  • иностранный язык: 2—11 классы (английский, французский, немецкий, испанский), труд («Труды»): 1—4 класс (иногда 1-8 класс),
  • общественно-полезный труд, музыка: 1-(5-9)классы.,
  • изобразительное искусство (Рисование): 1-7 классы.

http://scipro.ru/contest/interclover/cont-school.html - SCIPRO.

  • «Первые шаги в науку»

Уровень: федеральный.

Направления: гуманитарные науки, математика и информатика, культурология, искусствознание, естествознание.

http://pochemu4ka.ru/publ/konkursy/konkursy_na_quot_pochemuchke_quot/ii_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/246-1-0-10917 

  • XI Всероссийский заочный конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М. И. Гуревича

Направления: по любому предмету на выбор ученика.

https://drofa-ventana.ru/material/xi-vserossiyskiy-zaochnyy-konkurs-uchebnykh-proektov-v-obrazovatelnoy-/ - Корпорация «Российский учебник» и ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

  • Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»

Направление: творческое

Номинации:

  • научные проекты;
  • учебные проекты;
  • образовательные проекты;
  • благотворительные проекты;
  • социально-значимые проекты;
  • экологические проекты;
  • культурно-просветительские проекты;
  • интернет - проекты, сайты;
  • здоровый образ жизни;
  • образовательный туризм;
  • проекты о своём крае (мультимедийные экскурсии по своему краю);
  • межнациональное сотрудничество;
  • обряды, костюмы, традиции моего народа;
  • традиции моей семьи;
  • праздники дворов, улиц, сёл;
  • традиционные ремёсла и народные промыслы моего края.

http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3848&Itemid=992 - Юность. Наука. Культура.

  • Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум»

Направления: для участия в конкурсе проектных работ учащиеся могут представить проект любого типа: исследовательский, информационный, практический, творческий. На конкурс можно представить также социальные проекты (социально-значимые проекты), а также проекты общественно-экологической направленности.

http://obrazshkola.ru/?page_id=840Образцовая школа.Образовательное издание для педагогов и школьников.



Предварительный просмотр:

Список тем проектов для младших школьников

Социальные проекты:

  • «Добро начинается с тебя»
  • «Книжкин дом»
  • «Подари радость детям»
  • «Мы выбираем здоровый образ жизни»
  • «Переменка»

Творческие проекты:

  • «Сказкотерапия»
  • «Календарь дней рождений»
  • «Наши традиции»
  • «Книга загадок»
  • «Волшебная бумага»

Учебные проекты:

  • «Создание календаря исторических событий».
  • «Пословицы и поговорки»`
  • «Клуб дебатов»
  • «Секреты таблицы умножения»
  • «Мой любимый школьный предмет»

Исследовательские проекты:

  • «Лента времени моей семьи»
  • «Есть ли в воздухе вода?»
  • «Как рождается снежинка»
  • «Моя малая Родина»
  • «Дорогие сердцу улицы»

Информационные проекты:

  • «Наши Защитники»
  • «История моей будущей профессии»
  • «О чем говорят явления природы?»
  • «Школа нового времени»
  • «Мой успех – правильно поставленная цель»


Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  • Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
  • Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  • Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования;
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
  • Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  • Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся // Биология в школе. – 2007. - № 1.
  • Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov.html