ПК 4.5. Методические разработки исследовательской деятельности
материал на тему

Абраамян Анаит Арменовна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы

в начальной школе

Опираясь на методику проведения детских исследований А.И. Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  1. Выделение и постановка проблемы.

На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц. опрос и т.д.) и конкретную цель.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос: зачем мы его проводим.

Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения

  1. Выработка гипотез.

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно».

  1. Поиск путей решения 

Обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов. Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».

Важно помнить следующие моменты:

  • планирование работы;
  • работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с информацией из Интернета или электронными источниками);

Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

  1. Формулирование выводов

Обобщение, классификация, систематизация. Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.

  1. Представление результатов исследовательской деятельности

Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:

1. Отчеты (устные, письменные, с демонстрацией материалов)

2. Презентации, фильмы, макеты, сборники и др.

  1. Доклад

Публичная защита перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. (Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях на праздниках, выставках достижений).

  1. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ

младших школьников:

1.​ Региональный конкурс проектно - исследовательских работ младших школьников "Аленький цветочек"

Цель: Создание условий для развития творческого потенциала, научного мышления личности ребенка младшего школьного возраста

Задачи:

​ стимулирование у младших школьников интереса к исследовательской и проектной деятельности

​ содействие формированию умения самостоятельно добывать знания

​ содействие развитию читательской активности учащихся

​ содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками и повышению квалификации педагога.

2.​ Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников и студентов «Талант. Наука. Интеллект.»

Цели и задачи конкурса исследовательских работ:

​ содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся;

​ раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности;

​  создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

Предмет конкурса исследовательских работ

Исследовательские и научно-исследовательские работы школьников и студентов.

3.​ Конкурс исследовательских работ младших школьников «Будь экспериментатором!»

Цель конкурса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи конкурса:

​ формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности;

​ содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;

​ содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

​ стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

​ содействие формированию у детей научной картины мира.

4.​ Дистанционный конкурс научно – исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «Блестящая идея»

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путем приобщения к исследовательской деятельности, вовлечения детей и взрослых в совместную исследовательскую деятельность.

Номинации конкурса:

​ «Русский язык и литература»;

​ «Окружающий мир»;

​ «Математика»;

​ «Искусство»;

​ «Физическая культура и спорт»;

​ «Технология».

5.​ Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ПРИНИМАЮТСЯ 
ПО СЛЕДУЮЩИМ НОМИНАЦИЯМ:

​ Астрономия и космонавтика;

​ Физика;

​ Техномир будущего: техническое творчество и изобретательство;

​ Математика и информационные технологии;

​ Биология, зоология;

​ Экология;

​ История;

​ Краеведение;

​ География, этнография;

​ Лингвистика (языки: русский, английский);

​ Литературоведение;

​ Искусствоведение;

​ Здравоохранение;

​ Социология;

​ Право;

​ Экономика;

​ Философия.

Принимаются как индивидуальные работы, так и коллективные.

ЦЕЛИ КОНКУРСА «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»:

а) Популяризировать науку;
б) Воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям;
в) Вдохновлять на научные открытия 
и инновационные решения.



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ

в области начального образования:

Профессии и хобби

Автомобили современные и старинные.
Календарь семейных профессий

Математика

Задачи на свежем воздухе
Искусство отгадывать числа
Математика в жизни кошки.
Мое любимое число

Русский язык        
Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.

Имена двенадцати месяцев

Физкультура и основы здоровья
Мой режим питания
Молоко полезно детям

Шоколад – вред или польза.

Экология
Бездомные животные - проблема каждого из нас

Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?

Какую воду мы пьём

Животные

Мои домашние питомцы
Мои загадочные кошки
Мои любимые кролики
Мои питомцы
Мои четвероногие друзья
Мой верный друг – собака



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе: 

Этап 1. Представление темы проекта. 

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. 

Проблема проект, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). 

Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Этап 4. Планирование работы. 

В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. 

Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). 

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Подведение итогов.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов
в начальной школе:

  1. ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ «МОЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»

Положение о всероссийском интернет-конкурсе детских проектов «Моя исследовательская работа»

Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа» проводится порталом Классные-часы.ру. От участников принимаются рефераты, доклады, проекты, научно-исследовательские работы, в которых исследуется какая-либо проблема или проверяется научная гипотеза.

Цель конкурса: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.

Задачи конкурса «Моя исследовательская работа»:

  • формирование у детей исследовательских умений и навыков;
  • развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
  • поддержка творческой активности детей;
  • предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.
  1. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
    «ПРОЕКТОРИУМ»

Цели и задачи Конкурса: содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

Участники Конкурса: обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы

  1.  ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ»

Главные задачи проведения конкурса:

  • стимулирование познавательного интереса воспитанников ДОУ и учащихся начальной и средней школы, совершенствование их исследовательских способностей;
  • выявление и информационная поддержка детей, проявивших способности в области создания исследовательских проектов;
  • выявление, обмен и распространение педагогического опыта в области создания детских  исследовательских проектов 
  1. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ"

Цели конкурса:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов;
  • формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;
  • формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

ТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

  • Как помочь семьям?
  • Праздник Великой Победы
  • Дети-инвалиды
  • Становимся мастерами

ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

  • Школа светофорных наук
  • Бабушкин сундучок
  • Традиции народа по русским народным сказкам
  • Путь к успеху

ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

  • В словари - за частями речи!
  • О чём может рассказывать школьная библиотека
  • Математика вокруг нас. Узоры на посуде
  • Родословная

ТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

  • Наши герои
  • О чём рассказывают энциклопедии
  • Редкое животное
  • Наша армия

        ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

        

  • Моя малая Родина
  • Дорогие сердцу улицы
  • Лента времени моей семьи
  • Цветок Солнца



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -80с.
  5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского проекта с использованием регистратора данных «Лабдиск» в начальной школе. Ориентирование на местности с определением географических координат.

Теоретические основы описываемого эксперимента.   Географические координаты. Параллель и меридиан можно провести через любую точку земного шара. Вместе с тем, через каждую точку можно провес...

Методическая разработка исследовательского проекта по воспитательной работе "Дети Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма, любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Очень важно, чтобы герои бы...

ПК 4.5 Методические разработки исследовательской деятельности

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5 Методические разработки исследовательской деятельности

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Методические разработки исследовательской деятельности

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

Методическая разработка. Исследовательская деятельность. "Есть ли рыцари сегодня?"

Методическая разработка. Исследовательская деятельность. "Есть ли рыцари сегодня?"...

Методические рекомендации Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности

Методические рекомендацииИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельностиСодержание :Глоссарий Специфика проектно-исследовательской деятельности Общие требования к иссле...