Выступление на методическом совете "Формирование положительной мотивации к учению у первоклассников"
учебно-методический материал на тему

Тетюркина Наталья Михайловна

Выступление на методическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii_k_mo.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

по теме:

«Формирование положительной мотивации

к      учению у первоклассников».

Тетюркина Н.М.

апрель-2017

Формирование положительной мотивации к      учению у первоклассников.

Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников  к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания.

Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
 

В практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

 - урок-путешествие,

 - урок-экскурсия,

- урок-игра,

- урок-сказка,

Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на уроке. Существует три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. Но стоит помнить и о том, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра, а значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения таких детей. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее - применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, потенциал игры как мотив будет направлен на более успешное освоение школьниками образовательной программы.

Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.

            Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться – на обычном уроке или не совсем обычном, нетрадиционном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках.

Такие уроки очень продуктивны. Качество знаний на таких уроках повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к предмету. На них повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности даже у слабых учащихся, так как они чувствуют себя увереннее. Но главное – не перестараться, а то тогда нетрадиционное станет традиционным и интерес снова исчезнет. Поэтому следует чередовать формы обучения учащихся и помнить, что не форма определяет содержание, а наоборот - содержание определяет форму .

                 Использование новых информационных технологий в деятельности учителя в повышении мотивации является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Выводы:

1. Становление мотивации учения у школьников с умственной отсталостью зависит от педагогических условий процесса обучения.

2. Педагогическими условиями формирования мотивации учения у

школьников с умственной отсталостью являются: учёт

возрастных особенностей и состояния мотивации учения; включение

учащихся в позитивно-мотивированную социально значимую деятельность;

оказание педагогической и поэтапной поддержки и контроля в определении,

 уточнении и конкретизации целей деятельности;

3.Реализация особой педагогической технологии ,а также  применение педагогической технологии, содержание которой  составляют: коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, отражающие социально-бытовой опыт ученика, использование различных форм совместной деятельности (бригады, мини-группы, пары) способствует формированию и развитию мотивации учения у школьников с умственной отсталостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников.

Как сформировать положительную мотивацию к обучению у первоклассников....

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников.

Как сформировать положительную мотивацию к обучению у первоклассников....

Памятка учителю по формированию положительной мотивации к учению

Данная памятка - результат подготовки к тематическому педагогическому совету - подборка конкретных рекомендаций по актуальной проблеме формированию положительной мотивации к учению....

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе.

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе....

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и ...

Формирование положительной мотивации к учению

Статья " Формирование положительной мотивации к учению"...