Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей
учебно-методический материал на тему

Муратова Светлана Анатольевна

Выступление на заседании методического  объединения учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ

 в с.Староалександровка

Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей

                                                      Выступление учителя С.А.Муратовой

                                                             на заседании методического объединения

                                       учителей начальных классов

Март, 2014 г.

По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников школы. Малоподвижный образ жизни,  несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит всё население, и на этом этапе формируется индивидуальное здоровье детей.

Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя  и педагогического коллектива в целом, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Охранять и укреплять здоровье учащихся можно только в процессе взаимодействия с родителями.

Первичные и наиболее фундаментальные основы здоровья ребёнка закладываются в семье. Взаимоотношения школы и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников должны быть отношениями сотрудничества, а не выяснением, кто за что отвечает. Школа и семья реализуют равные обязанности разными путями: образовательное учреждение больше знает – семья больше чувствует; школа обучает, рассказывает – семья показывает; школа контролирует результаты на уровне коллективного поведения, а семья – индивидуального.

Родители считают главным вырастить ребёнка здоровым, но многие не имеют чёткого представления, что же для этого необходимо. В данном случае на первое место выходит школа, которая должна обучить родителей и помочь им в этом вопросе.  Необходимо простроить  работу с родителями так, чтобы они стали примером для подражания, помощниками и партнерами для детей.

В 1 классе стоит познакомить родителей с тем, как помочь ребёнку стать школьником, как построить день ребёнка, каков должен быть рацион питания, как относиться к удачам и первым школьным неудачам.

Во 2 классе следует напомнить родителям о важности режима дня в жизни школьника, рассказать о том, как предупредить утомляемость детей, способствовать формированию ценностного отношения к здоровью.

В 3 классе целесообразно рассмотреть вопросы  о том,  какие изменения происходят в организме ребёнка.

 

4 класс – подготовка к переходу в среднее звено. Здесь важно уделить внимание не только физическому здоровью детей, но и психоэмоциональному.

В нашем филиале работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей реализуется в таких формах как: беседы, консультации, родительские собрания (лекции), совместные мероприятия (спортивные, музыкальные праздники, соревнования, конкурсы)

Так, на родительских собраниях рассматривали вопросы на следующие темы:

  • «Режим дня. Его значение в укреплении здоровья детей младшего школьного возраста»;
  • «Питание – сбалансированное и рациональное»;
  • «Закаливание. Укрепление защитных сил организма ребенка при помощи закаливания»;
  • «Профилактика простудных заболеваний»;
  • «Как психологический климат в семье влияет на здоровье ребёнка»

Укреплению здоровья детей способствуют памятки и буклеты в помощь родителям: «С вредными привычками нам не по пути», «Когда ангина берёт за горло», «Закаливание детей в домашних условиях», «Комплекс упражнений для глаз».

В  филиале организована работа  Консультативного пункта  для родителей, где также предлагаются консультации по укреплению здоровья детей: «Больше внимания осанке» (рекомендованы комплекс физических упражнений для исправления осанки); «Ну-ка, пальчик, за работу», «Заставим язычок трудиться» (артикуляционная гимнастика), «Разный темперамент – разная эмоциональность» (как вести себя родителям); «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка».

Наряду с просветительской работой стараемся вовлекать родителей в образовательный процесс: проведение спортивно-развлекательных праздников,  посвященных Дню Защитника Отечества,  Дни здоровья.

Помимо этого планируем организовать  уголок для родителей «Неболейка», где для повышения компетентности родителей будут освещаться вопросы охраны жизни и здоровья детей, укрепления их психического и физического здоровья.

Таким образом,  роль тесного сотрудничества педагогов с семьёй в данном направлении трудно переоценить,  ведь быть здоровым – естественное стремление человека, а здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Если сами взрослые занимаются спортом, соблюдают режим, правила гигиены, закаливания, питания, то дети, глядя на них, систематически и с удовольствием будут выполнять физические упражнения, делать зарядку, у них появится интерес к оздоровлению собственного организма. Тогда вместе мы добьёмся высоких результатов в физическом развитии наших детей.

Использованная литература:

1.  О.Н.Курамшина, А, М, Железкина «Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы». (1 – 4классы)

2. В.А. Крутецкий «Основы педагогической психологии»

3. В.Ф.Феоктистова «Образовательные здоровьесберегающие технологии»

4. Н.К.Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе».

5. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина «Анализ урока в начальной школе», практическое пособие.

6. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» 1 – 4 класс.

7. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.

В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...

Консультация "Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей"

       Без совместной работы с родителями, хороших результатов никогда не добиться. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусмат...

Буклет для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей

Методические рекмендации для родителей по сохранению и укрепленю здоровья детей...

"ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Проблеме XXI века сохранения и укрепления здоровья принадлежит ведущая роль. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, это одна из главных стратегических зад...