Социально-педагогическое сопровождение детей с ООП
статья

Петрова-Селиверстова Татьяна Юрьевна

Статья о возможностях социально-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ начальная школа – детский сад № 620 Центрального района Санкт-Петербурга «РОСТОК»

СТАТЬЯ

Социально-педагогическое сопровождение школьников с особыми образовательными потребностями

Автор: учитель начальных классов
Селиверстова Татьяна Юрьевна

Санкт-Петербург

2017

Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями        5

1.1.        Школьники с особыми образовательными потребностями как объекты социально-педагогической работы        5

1.2.        Сущность социально-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями        10

Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение школьников с особыми образовательными потребностями        19

2.1. Описание базы эмпирического исследования        19

2.2. Проектирование индивидуальных программ социально-педагогического сопровождения  школьников с особыми образовательными потребностями на базе ГБОУ СОШ №620        29

Заключение        36

Список литературы:        38

Приложения        42

 


Введение

В 2013 году вступил в силу закон об инклюзивном образовании. Желание родителей особых детей реализовать права, прописанные в законе и получить возможность образования в обычных школах понятно, ведь таким образом учащиеся легче адаптируются к социуму. К сожалению, не все образовательные учреждения готовы к подобным инновациям. Это касается как организации самих школ, в которых нет пространства, адаптированного для нужд людей с ограниченными возможностями здоровья, так и педагогического состава, не имеющего специализированного коррекционного образования. Очевидным является и тот факт, что не все педагоги морально готовы учить и воспитывать детей с особыми потребностями. Вопрос координирования работы всех без исключения специалистов и деятельности, направленной на помощь и поддержку учащихся с ООП, становится чрезвычайно актуальным.

Школа, на базе которой я проводила свое исследование, поддерживает идею инклюзивного образования, потому что именно в этом лежит право человека на образование. Специалисты данного образовательного учреждения объединяются, чтобы помочь всем детям социализироваться, стать успешными людьми, раскрыть свой потенциал. Но поскольку закон об инклюзивном образовании был принят совсем недавно, в школе так же не хватает исследовательской базы по проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

Данное проектирование будет актуальным для любой школы, которая поддерживает идеи инклюзивного образования.

Объект исследования: социально-педагогическое сопровождение школьников

Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение школьников с особыми образовательными потребностями

Цель:  совершенствование социально-педагогического сопровождения  школьников с особыми образовательными потребностями на базе ГБОУ СОШ №620

Задачи:

- Проанализировать теоретические основы социально-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями

- Раскрыть сущность социально-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

- Провести диагностику класса с целью выявления детей с особыми потребностями в образовании

- Спроектировать индивидуальный маршрут социально-педагогического сопровождения  школьников с особыми образовательными потребностями на базе ГБОУ СОШ №620

Методы исследования:

— анализ научной литературы по проблеме исследования;

— сравнение и сопоставление, обобщение, классификация и систематизация полученных результатов и выводов; 

— анализ документов;

— диагностические беседы с родителями и детьми;

— педагогическое наблюдение;

— анкетирование и тестирование родителей и учащихся;

База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная  школа — детский сад №620 Центрального района Санкт-Петербурга «РОСТОК». Для исследования был взят 2 класс.


Глава 1. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями

  1. Школьники с особыми образовательными потребностями как объекты социально-педагогической работы

Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.

В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины "аномальный ребенок", "ребенок с нарушениями в развитии", "ребенок с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их специальные термины ("дебил", "идиот", "даун", "спастик", "алалик", "дизартрик", и др.) как ярлыки, воспринимаемые как обозначение ненормальности, неполноценности человека.

Выражая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их потребностей в особых условиях и средствах образования. Он подчеркивает ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен поскольку ориентирует исследователей на "проницаемость" границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.

Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина "дети с особыми нуждами" ("Children with Special Needs").

Содержание термина “дети с особыми образовательными потребностями” органично отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в "обходных путях" достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.

Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г. Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».

Что же такое особые образовательные потребности? Многие полагают, что в это понятие входят только дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Тогда как этот термин охватывает гораздо более широкий социальный пласт.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, которым нужен индивидуальный образовательный маршрут и социально-педагогическая поддержка.

Понятие «особые образовательные потребности» (ООП) стало частью культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде. Оно повлияло на различные аспекты школьного обучения. Это определение используется при составлении специальных документов – заключений об особых образовательных потребностях, при определении индивидуальных трудностей, что часто является обязательной и необходимой процедурой (см., например, британский Кодекс особых образовательных потребностей). Также это понятие фигурирует в индивидуальных планах обучения и в тех отчетах, которые школы обязаны предоставлять в связи с финансовыми затратами на удовлетворение особых образовательных потребностей своих учащихся. Во многих школах, где осуществляется в полной мере работа с потребностями и трудностями учеников, появилась должность координатора по работе с учащимися с ООП. Важнейшим документом, в котором зафиксированы права детей на особые образовательные потребности, является Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятая на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями 10 июня 1994 г. в Саламанке. В ней, в частности говорится: «Мы считаем и торжественно заявляем о том, что … лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей.» В этих тезисах утверждается уникальность каждого ребенка и акцентируется внимание на широком разнообразии особенностей и потребностей детей, что позволяет не упустить из виду наличие, кроме образовательных, и других потребностей, влияющих на обучение: таких, как социальные, личностные и медицинские потребности. В другом определяющем политику инклюзивного образования документе – «Рамки действий по образованию детей с особыми потребностями» ясно указано, что «школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. К ним относятся дети с умственными и физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные и работающие дети, дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из менее благоприятных или маргинализированных районов или групп населения». (ЮНЕСКО, 1994). Также важно отметить определение ООП, обоснованное в «Рамках»: «Согласно настоящим Рамкам, термин "специальные образовательные потребности" относится ко всем таким детям и молодым людям, потребности которых зависят от различных видов физической или умственной недостаточности или трудностей, связанных с обучением. Многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и, таким образом, имеют специальные образовательные потребности на некоторых этапах своего обучения в школе». Таким образом, принципы инклюзии, основанные на понятии особых потребностей, затрагивают интересы вообще всех детей, не вписывающихся в стандартные условия обучения и имеющих какие-либо трудности, с обучением связанные. Имея дело с различными классификациями особых образовательных потребностей мы видим, насколько многочисленной и разнообразной оказывается та часть учащихся, которая, скорее всего, нуждается в предоставлении системой образования дополнительных или особых условий - материалов, программ и услуг.

Одной из проблем является не само наличие детей с особыми образовательными потребностями, а то, что в одном классе могут собраться дети из разных категорий ООП, каждой из которых требуется индивидуальная адаптированная образовательная программа. Современная система высшего педагогического образования не предусматривает специализированного коррекционного обучения педагогов. Нагрузка на учителя, выполняющего свои обязанности в полном соответствии с ФГОС НОО, влечет за собой профессиональное выгорание, в силу большого объема работы с сопроводительной документацией. Поэтому, в такой ситуации не только дети с ООП становится объектами социально-педагогической работы, но и сами педагоги.


  1. Сущность социально-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни.

Есть много различных определений социальной педагогики. В.Д. Семенов называет ее наукой о воспитательных влияниях социальной среды. По мнению X. Мискеса, социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах. С точки зрения А.В. Басова, социальная педагогика – это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. А.В. Мудрик говорит о социальной педагогике как об отрасли педагогики, исследующей социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).

Предмет социальной педагогики -  социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации.

Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, российская философская антропология, современные данные человекознания. Теоретические основы – это цивилизованный и культурологический подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Такой подход позволяет в структуре науки выделить ее уровень и исследовать вечные проблемы образования людей в разные эпохи и у разных народов во все времена. Метапедагогика позволяет приступить к созданию долговременных образовательных стратегий, уходя от педагогических утопий и литературных сочинений на педагогические темы.

Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность очень тесно связаны с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды.

Социально-педагогическая деятельность использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, так как выделилась из последней, однако имеет и свою специфику. Сопоставим эти два вида деятельности.

Педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личного развития обучаемых.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами - работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. В образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, образовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, приемами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, то есть она равнонаправлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Осуществляется она социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Понятие "поддержка" введено в педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах А.Т. Анохина, А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, Н.А. Галагузовой, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, А.Г. Лидерс, Л.Я. Олиференко, Л.А. Петровской, Е.Н. Шиянова, Т.И. Шульги и др., которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса.

Слово "поддержка" подразумевает помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. "не дать упасть", "оказать помощь", "выступить в защиту", "не дать нарушиться чему-либо". В свою очередь, помощь - это содействие кому-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь. Таким образом, помощь можно рассмотреть как систему мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка, следовательно, есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи.

На сегодняшний день выделяют различные виды поддержки: социальную, психологическую, педагогическую, социально-педагогическую.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. В структуре социально-педагогической поддержки можно выделить социальную, психологическую и педагогическую составляющие. Первая составляющая связана с соблюдением социальных гарантий детей, предусмотренных законодательными актами РФ. Вторая включает в себя психодиагностику, психопрофилактику и психокоррекцию школьников. Третья содержит педагогические условия для самореализации в ходе профессионализации и педагогическую коррекцию данного процесса.

Социально-педагогическая поддержка - комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для "слабых" социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении.

По определению М.И.Рожкова – цель социально-педагогической деятельности - продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующее его участие в преобразовании социума.

Именно такое рассмотрение цели социально-педагогической деятельности базируется на субъектно-субъектном подходе, предполагающем активную позицию самого объекта социально-педагогического влияния.

Каковы же компоненты социально-педагогической деятельности, отражающиеся в задачах и путях их реализации (операциях)?

Первая задача - формирование социальной компетентности человека - осуществляется через его социальное обучение.

Вторая задача - воспитание комплекса качеств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей социальной средой (социальной адаптивности, социальной автономности и социальной активности), реализуются на основе социального воспитания.

Третья задача - задача содействия в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой - реализуется через социально-педагогическое сопровождение.

Этот процесс, имея свою специфику, направлен, прежде всего, на поддержку человека в построении им своих социальных отношений, на обучение молодых людей новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации.

Социально-педагогическое сопровождение диалектически связано как с социальным воспитанием, так и с социальным обучением. Несомненно, что если сопровождение является фактором воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения.

В процессе сопровождения формируется социальная компетентность молодых людей, следовательно, оно способствует социальному обучению, в свою очередь, социальное обучение опирается на социально-педагогическое сопровождение, которое регулирует социальную практику детей и молодежи.

Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, значит следовать вместе с кем - то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то. Сегодня слово сопровождение имеет многозначное звучание. Говорят о музыкальном сопровождении, о сопровождении летательных аппаратов, о сопровождении каких-либо технологических процессов. В психологии и педагогике слово сопровождение также толкуется неоднозначно.

В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. М.И.Рожков считает, что сопровождение - это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Социально-педагогическое сопровождение человека - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Социально-педагогическое сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Оно должно иметь четко выраженные цели.

Традиционно проблема сопровождения учащихся в образовательном процессе рассматривается в психолого-педагогическом и медико-социальном аспекте. Причем объектом такого сопровождения, как правило, называется ребенок, уже имеющий те или иные проблемы социального характера обусловленные особенностями психического развития или нарушением физического здоровья.

С социально-педагогической точки зрения проблема сопровождения учащихся может рассматриваться в трех основных направлениях:

  • социально-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих различные формы девиантного поведения, где социальный педагог выполняет посредническую функцию, координируя усилия специалистов различного профиля и совместно с ними выстраивая индивидуальный маршрут реабилитации через комплексное разрешение проблем ребенка;
  • социально-педагогическое сопровождение учащихся, «группы риска», где социальный педагог выполняет диагностическую, прогностическую и профилактическую функции (выявление учащихся данной категории и определение факторов риска прогнозирование опасности возникновения проблем и возможности их преодоления, а также предупреждение возникновения проблем через полное или частичное преодоление факторов риска);
  • социально-педагогическое сопровождение «социально благополучных» учащихся, т. е. не имеющих на данный момент значимых проблем и не относящихся к категории группы риска.

Организация социально-педагогического сопровождения учащихся в русле третьего из названых направлений кажется нам наиболее значимой в современных условиях, так как: во-первых, значительное количество проблем учащихся возникает именно благодаря отсутствию данной формы социально-педагогического сопровождения в большинстве общеобразовательных учреждений; во-вторых, данная тема не получила достаточного освещения как в теоретическом, так и в практическом плане.

Анализируя существующие в этом отношении подходы можно выделить два основных вида социально-педагогической деятельности:

  • как оказание помощи ребенку (подростку), оказавшемуся в кризисной ситуации по разрешению, преодолению его проблем;
  • организация процесса социального воспитания с целью создания оптимальных условий для позитивной социализации человека.

Следует отметить, что противопоставление этих подходов неправомерно, так как правильно организованный процесс воспитания является необходимым условием предотвращения возникновения многих социальных проблем учащихся. Следует констатировать, что:

  • сопровождение «социально благополучных» учащихся, не имеющих проблем и не относящихся к группе риска, должно осуществляться в рамках специально организованного процесса воспитания;
  • целью сопровождения в данном случае является создание условий, способствующих позитивной социализации учащихся во взаимодействии с другими участниками процесса воспитания;
  • сущность сопровождения заключается в предоставлении учащемуся максимальной возможности для реализации себя как субъекта процесса социализации.

Возникает закономерный вопрос кто должен осуществлять социально-педагогическое сопровождение учащихся в рамках процесса воспитания.

Можно условно выделить два направления социально-педагогического сопровождения в русле процесса социального воспитания:

  • сопровождение, осуществляемое социальным педагогом образовательного учреждения, направленное на оказание помощи учащимся, уже имеющим проблемы, и учащимся, относящимся к группе риска;
  • сопровождение, осуществляемое непосредственно в образовательном процессе, во взаимодействии педагогов и учащихся, где непосредственно в рамках этого взаимодействия присутствуют (или не присутствуют) условия для реализации учащимися себя как субъекта процесса социализации.

Второе направление могут осуществлять учителя-предметники и классные руководители, которые призваны выполнять социально-педагогические функции, будучи социально компетентными. Для этого они должны получить необходимую социально-педагогическую подготовку, позволяющую им адекватно воспринимать установки современных учащихся и ориентироваться в «поле социальных проблем» современных детей и подростков.

К сожалению, современный стандарт высшего педагогического образования не предусматривает обязательность социально-педагогической подготовки будущих педагогов-предметников, а значит и не может обеспечить современную школу кадрами, способными осуществлять непосредственное социально-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе. Поэтому возникла необходимость создания в школе комплексной психолого-педагогической медико-социальной службы сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.


Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение школьников с особыми образовательными потребностями

2.1. Описание базы эмпирического исследования

Свое исследование я проводила на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начальной школы – детского сада №620  Центрального района  Санкт-Петербурга "РОСТОК".

Школа № 620 была открыта 1 сентября 1991 года.

Детский сад присоединен к школе в единый образовательный комплекс 1 сентября 2004 года.

В школе созданы комфортные и  современные учебные кабинеты с игровыми зонами, игровые и спортивные зоны; помещение библиотеки; помещения, предназначенные  для занятий музыкой, изобразительным искусством, актовый зал, спортивный зал; помещения психологической разгрузки, присутствуют также специализированные кабинеты психолога и логопеда. Созданы современно оснащенные медицинские кабинеты.

Начальная школа: 

В начальной школе имеется:

- пищеблок и  столовая;

- медицинский кабинет и кабинет физиотерапии;

- физкультурный зал;

- актовый зал;

- кабинет психолога;

- кабинет логопеда;

- кабинет информатики;

- 3  мобильных компьютерных класса;

- 8 кабинетов начальных классов для занятий, оснащенных  современными мультимедийными средствами - в каждом кабинете: учительский компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, МФУ, система голосования, документкамера,  которые активно используются в образовательном процессе. Кроме этого во всех кабинетах имеется выход в Интернет и разнообразная медиатека (компьютерные образовательные программы для реализации самостоятельности учащихся в обучении и развития их познавательной творческой деятельности);

- библиотека, насчитывающая 4782 экземпляра, фонд учебников составляет 4310 экземпляров книг, художественной литературы - 472 экземпляра. Кроме печатной продукции библиотека оснащена электронными изданиями, содержащимися в фонде образовательного учреждения. Информационное пространство библиотеки оборудовано рабочими местами для учащихся.

В распоряжении педагогов и учащихся каждого класса школы находится проектор и маркерная доска с интерактивной приставкой. Мультимедийными проекторами оснащены актовый зал и компьютерный класс. Все педагоги прошли обучение на курсах. Внедрение данного оборудования происходит постепенно. Большинство педагогов активно используют документ-камеру, которая позволяет проецировать любое изображение на доску и даёт возможность продемонстрировать работы детей непосредственно во время проверки. Преподаватели русского языка и литературы в полной мере используют возможности оборудования, ежедневно включая в уроки презентации, работу с текстом, анализ письменных работ учащихся. На уроках математики учителя пользуются программами мультимедийного проектора, позволяющими превратить доску в разлинованный лист бумаги. На уроках окружающего мира используются мобильные лаборатории, которые дают возможность провести лабораторные опыты, эксперименты, исследования. В урочной и внеурочной деятельности используется также лабораторное и игровое оборудование, полученное в рамках адресной программы.

На сегодняшний день в образовательном комплексе  работает 36 педагогов, из них: имеют высшее образование – 25 человек  (69%); среднее - специальное образование -  11 человека (30,5%); педагоги с высшей  квалификационной категорией – 11 человек (30,5 %); педагоги с I квалификационной категорией  – 15 человек (42 %); молодые специалисты – 3 человека (8,3 %).

Коллектив педагогов ГБОУ начальная школа – детский сад  № 620 «РОСТОК»

    

Стаж работы педагогов и воспитателей

Обучение в начальной школе проходит по УМК и системе учебников «Перспектива» – 1-4 классы. В урочной деятельности учебный план задает один и тот же, обязательный для каждого учащегося объем часов, выделяемый на каждую образовательную область Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы. Особенностью ФГОС НОО является приоритет метапредметных результатов, в частности, формирование универсальных учебных действий. Важнейшей инструментальной основой как для такого формирования, так и для достижения отдельных предметных и личностных результатов служат информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Дополнительное образование представлено  следующими специальными курсами:

- учебный курс «Юные умники и умницы » (1-4 классы) реализуется на основе программы «Юные умники и умницы» Чиняева Л.В.., 1 час в неделю;

- учебный курс «Английский вместе» (1 классы) реализуется на основе программы для учащихся начальной школы «Английский вместе» Таланина М.Е., 1 час в неделю;

- учебный курс «Запоминайка» (воспитанники д/сада) реализуется на основе программы «Запоминайка» Гранкина Л.Г., 1 час в неделю;

- учебный курс «Ритмопластика» (воспитанники д/сада) реализуется на основе программы «Ритмопластика» Львова Л.В., 1 час в неделю;

- учебный курс «Подготовка к школе» (воспитанники д/сада) реализуется на основе программы подготовки к школе  «Росточек» Никонова А.П..,  6  часов в неделю;

- учебный курс по каратэ (учащиеся школы)  реализуется на основе программы «Общефизическая подготовка и самозащита учащихся на базе киокусинкай каратэ-до».

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

1. Направление «Познаю мир» (общеинтеллектуальное). Формирование и развитие ценности образования у подрастающего поколения.

2. Направление «Я - Петербуржец» (духовно-нравственное). Формирование и развитие гражданственности и патриотизма

3. Направление «Мой мир» (общекультурное). Формирование социальной ответственности, духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира юного петербуржца.

4. Направление «Мое здоровье - мое будущее» (физкультурно-оздоровительное). Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

5. Направление «Семья - моя главная опора» (социальное). Формирование ценности семьи.

В 2016-2017 году школа планирует продолжать работу по всем действующим направлениям. Особое внимание будет уделяться воспитательной деятельности через развитие модульных программ в рамках проектов партнеров  «Огонек Добра», «Интелрост», «Я созидаю будущее»,  «Экоешка» и др.:

- совместная работа с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья;

- совместная организация проектной деятельности учащихся, творческих лабораторий, объединений по интересам и т.п.;

- совместное осуществление медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.

В условиях эксперимента в школе были созданы 4 мини-центра:

- оздоровительный мини-центр (кабинет для приема кислородных коктейлей);

- психологический мини-центр (кабинеты для индивидуального и группового  психологического консультирования);

- логопедический мини-центр  (кабинеты логопедов и специализированное оборудование);

- методический мини-центр для педагогов (медиатека, зал для тренингов, библиотека методических разработок).

Четыре мини-центра представляет собой здоровьесберегающую инфраструктуру школы и детского сада, обеспечивает здоровьесберегающую организацию учебно-воспитательного процесса, оказывает медико-социально-психологическое сопровождение, способствует развитию разнообразных технологий обучения и воспитания, формирует и укрепляет здоровье всех участников образовательного процесса.

В школе работают 3 специалиста: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед.

Социальный педагог - это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка.

Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

  Направления работы социального педагога:

1.    Проверка посещаемости занятий учащимися.

2.    Составление социального паспорта семей учащихся.

3.    Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.

4.     Участие в работе Совета профилактики, административных совещаниях, педсовета и т.д.

5.    Взаимодействие с органами ОДН и КДН;

6.    Помощь в развитии индивидуальных способностей учащихся.

7.    Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

8.    Охрана и защита прав несовершеннолетних.

9.    Изучение условий жизни и развития детей, планирование и анализ результативности социально – педагогической работы.

10. Социально – правовое просвещение учителей, обучающихся и их родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости.

11. Работа с социально – неблагополучными семьями:

12. Решение проблем сиротства и опекунства.

Задачи работы социального педагога на 2016-2017 учебный год: 

  •        осуществлять раннее выявление учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  •        вести работу по профилактике правонарушений и безнадзорности среди учащихся школы;
  •        диагностировать социальную ситуацию в школе;
  •        формировать у детей и их родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей;
  •        пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к вредным привычкам и социальным порокам (алкоголю, курению, токсикомании и т.д.);
  •        консультировать классных руководителей, родителей  по вопросам социальной адаптации ребенка;
  •        вести работу по пропаганде среди родителей педагогических и правовых знаний.

Педагог-психолог, начиная с 1 класса, проводит психологическую диагностику учащихся, с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка.

Диагностика позволяет выявить детей с теми или иными проблемами, так, наряду с диагностикой внимания, памяти, мышления проводится диагностика тревожности, адаптации к школе, уровня самооценки.

Диагностика проводится с использованием многих методов и видов:

  • В первую очередь это наблюдение – на уроках, на переменах, в столовой;
  • Использование рисуночных тестов (рисунок школы, семьи, «я в настоящем и я в будущем», учитель, т.д.)
  • Индивидуальные беседы – опросы
  • Индивидуальные тесты, рассчитанные на данный возраст (с использованием картинок, игровых заданий, стимульного материала)
  • Фронтальная (со всем классом) диагностика с помощью заполнения (кодирования) таблиц, графического диктанта.

 Информация о ребенке, полученная посредством опросов родителей (анкетирования), тестирования является закрытой и не разглашается без согласия родителей. 

 Психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений педагогов, родителей,  а также на основании результатов диагностики выделяет группы детей, нуждающихся в  коррекционной поддержке. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих. Занятия проводятся во внеурочное время. Возможно проведение и индивидуальной коррекционной работы.

Консультирование — также распространенная форма работы психолога в школе. Она подразумевает разовые или немногочисленные встречи с родителями ребенка или его учителями по поводу сложившихся трудностей. Его задача — выслушать рассказ родителя или учителя, рассмотреть сложившуюся ситуацию, высказать свое мнение по этому поводу, выдать рекомендации или наметить мероприятия по оказанию помощи ребенку. При консультировании важно помнить, что поиск решения может начаться, только когда все стороны выговорились, они услышаны, чувства выражены и поняты. Тогда шансы для принятия совместного и самого верного решения будут максимальны.

Логопедический кабинет школы  действует в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). 

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • диагностика и коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении общеобразовательных программ
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся.
  • На коррекционные занятия зачисляются ученики образовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке.

В первую очередь  зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на коррекционно-развивающие занятия осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое проводится с 1 по 15/20 сентября и с 10 по 25 мая.

Предельная наполняемость логопедического пункта Общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия.

Логопедические занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учётом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у учащихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

 Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

 В случае частых пропусков  занятий (по болезни) без уважительной причины ребенок может быть отчислен.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

В школе №620 оказывается комплексная поддержка детей с особыми образовательными потребностями и при необходимости составляется и проводится индивидуальная программа социально-педагогического сопровождения.

2.2. Проектирование индивидуальных программ социально-педагогического сопровождения  школьников с особыми образовательными потребностями на базе ГБОУ СОШ №620

Свое эмпирическое исследование я проводила на базе 2 класса 620 школы, где я являюсь классным руководителем.

В классе 25 детей: 15 мальчиков и 10 девочек. Неблагополучных семей нет. Неполных 7 семей. Многодетных 2 семьи. 5 учеников из семей мигрантов. 2 ребенка с диагнозом ДЦП. Сирот и опекаемых детей нет. 5 ученикам к началу 2 класса исполнилось только 7 лет. 16 ученикам – 8 лет. 3 ученикам – 9 лет.

По результатам прошлого года все ученики переведены во 2 класс. Большинство имеет положительную учебную мотивацию.

Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Но есть дети, которые не умеют выстраивать дружеские отношения в коллективе, не могут считаться с мнением других, не всегда выполняют правила поведения в школе. Они с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, правда, в индивидуальном порядке с удовольствием дают ответы в устной форме, речь достаточно грамотная. В работе с этими детьми необходимо применять индивидуальный подход, как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям, таким как :дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Некоторые дети требуют особого внимания, так как имеют трудности в обучении. За первый класс не все ребята адаптировались к школе, требуют к себе индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Характерный тип мышления для класса – конкретно-понятийный. Доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому дети пока еще с трудом понимают переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов.

Основной тип памяти в классе – зрительная и двигательная, а так как в целом типы памяти совпадающие, это также является основой для взаимопонимания в классе.

Основная масса обучающихся класса – это дети с хорошим уровнем способностей и высокой мотивацией учения, они в состоянии освоить программу по предмету больше, чем базовый уровень. Многие из них отличаются хорошей организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных заданий. Но есть дети, которые не всегда добросовестно относятся к учебе, забывают о поручениях, опаздывают в школу.

В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала.

В начале учебного года классный коллектив был обследован специалистами школы.

Были использованы следующие методики: методика на определение школьной мотивации Лукановой, методика «Лестница», методика «Изучение памяти», методика «Изучение уровня школьной тревожности»,  методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Приложение 1).

По проведенным методикам была составлена сводная таблица (табл. 1) .

Таблица 1.

Имя ученика

Школьная мотивация

Самооценка

Уровень развития логической памяти

Уровень развития зрительной памяти

Уровень развития внимания

Школьная тревожность

Уровень развития словесно-логического мышления

1

Фатима А.

Высокая

Адекватная

Средний

Средний

Средний

Низкая

Нормальный

2

Сардор А.

Средняя

Адекватная

Средний

Высокий

Средний

Низкая

Нормальный

3

Севинчой Б.

Высокая

Адекватная

Средний

Средний

Высокий

Средняя

Нормальный

4

Максим Д.

Средняя

Завышенная

Низкий

Низкий

Средний

Высокая

Нормальный

5

Алексей Д.

Высокая

Адекватная

Высокий

Высокий

Высокий

Низкая

Нормальный

6

Всеволод Д.

Средняя

Завышенная

Средний

Низкий

Высокий

Низкая

Высокий

7

Илья К.

Средняя

Адекватная

Высокий

Средний

Высокий

Низкая

Нормальный

8

Ульяна К.

Высокая

Адекватная

Высокий

Высокий

Высокий

Низкая

Нормальный

9

Никита К.

Высокая

Заниженная

Низкий

Средний

Средний

Средняя

Нормальный

10

Алексей Л.

Низкая

Заниженная

Низкий

Средний

Низкий

Высокая

Низкий

11

Игорь Л.

Низкая

Заниженная

Низкий

Низкий

Низкий

Высокая

Низкий

12

Аида М.

Высокая

Адекватная

Средний

Средний

Высокий

Средняя

Нормальный

13

Дмитрий М.

Высокая

Адекватная

Высокий

Высокий

Высокий

Средняя

Нормальный

14

Станислав М.

Низкая

Завышенная

Средний

Средний

Средний

Высокая

Нормальный

15

Никита Н.

Средняя

Завышенная

Низкий

Низкий

Низкий

Высокая

Низкий

16

Анна П.

Высокая

Адекватная

Высокий

Высокий

Высокий

Низкая

Нормальный

17

Севинч Р.

Высокая

Адекватная

Средний

Высокий

Средний

Низкая

Нормальный

18

Юля С.

Высокая

Адекватная

Высокий

Высокий

Высокий

Низкая

Высокий

19

Милена С.

Средняя

Адекватная

Высокий

Высокий

Средний

Средняя

Нормальный

21

Анатолий Т.

Высокая

Адекватная

Высокий

Высокий

Высокий

Низкая

Высокий

22

Саидда Х.

Высокая

Адекватная

Высокий

Высокий

Высокий

Низкая

Высокий

23

Никита Х.

Низкая

Завышенная

Низкий

Средний

Низкий

Высокая

Нормальный

24

Кирилл Х.

Средняя

Адекватная

Средний

Средний

Средний

Средняя

Нормальный

25

Эльвина Ю.

Средняя

Адекватная

Высокий

Высокий

Высокий

Низкая

Высокий

Самые низкие показатели развития наблюдаются у двух детей, которым поставлен диагноз ДЦП. Для этих детей был разработан индивидуальный маршрут социально-педагогического сопровождения.

Для реализации индивидуального маршрута были даны следующие рекомендации специалистов по воспитанию и развитию Игоря Л. И Алексей Л.:

-психолога: формировать когнитивную и поведенческую сферы;

-логопеда: формировать все компоненты устной и письменной речи;

-учителя: развивать и углублять знания по предметам.

Диагностика показала, что у  детей низкий уровень развития высших психологических функций, низкая школьная мотивация и высокая тревожность, очень низкий темп выполнения заданий, дети постоянно нуждаются в помощи взрослого.

Условия реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка (табл. 2)

Таблица 2

Специалист

Форма работы с ребенком

Форма работы с родителями

Форма работы со специалистами

Социальный педагог

Диагностико-прогностическая работа: изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей; круга общения; выявление позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка

Консультативная работа, анализ социальных отношений в семье ребенка, материальных и жилищных условий воспитанника во взаимодействии с воспитателями

Организует работу  педагогов и специалистов школы по индивидуальному комплексного сопровождению развития ребенка на всех этапах его обучения и воспитания.

Классный руководитель

Реализация образовательной программы, реализация индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных  для данного ребенка условий развития, коррекционная работа  по ориентированию  пространстве в режимные моменты и в совместной образовательной деятельности

Показ практической деятельности с детьми, информирование о результатах развития

Консультативная работа,

Анкетирование родителей во взаимодействии с учителями,

анализ социальных отношений в семье ребенка, материальных и жилищных условий обучающегося, воспитанника

Предоставление материалов  по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения и воспитания

Учитель - логопед

Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных  для данного ребенка условий развития

Показ практической деятельности с детьми, информирование о результатах развития

Консультативная работа,

Предоставление консультативной и методической помощи через сайт ГБОУ

Анкетирование родителей во взаимодействии с воспитателями

анализ социальных отношений в семье ребенка, материальных и жилищных условий обучающегося, воспитанника

Предоставление материалов  по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения и воспитания

Педагог-психолог

Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных  для данного ребенка условий развития

Показ практической деятельности с детьми, информирование о результатах развития

Консультативная работа,

Предоставление консультативной и методической помощи через сайт ГБОУ

Анкетирование родителей во взаимодействии с воспитателями

анализ социальных отношений в семье ребенка, материальных и жилищных условий обучающегося, воспитанника

Предоставление материалов  по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения и воспитания

 

Индивидуальный маршрут социально-педагогического сопровождения

Занятия с логопедом:

Индивидуально: 1 раз в неделю  20 минут

Групповое: 1 раз в неделю 40 минут

Занятия с логопедом направлены на развитие устной и письменной речи, устранение недостатков дикции, развитие речевого аппарата

Занятия с психологом:

Групповое занятие с классом: 1 раз в неделю

Индивидуальное занятие: 2 раза в неделю

Занятия направлены на развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру через игры, упражнения и мероприятия.

На занятиях происходит развитие социально-значимых умений, коммуникативных навыков, общих интеллектуальных умений, произвольных функций контроля и планирования своих действий.

В течение года должны проводиться промежуточные тестирования, для корректировки образовательного маршрута и в конце года итоговое обследование специалистов.

Деятельность классного руководителя:

Классный руководитель должен проводить все уроки в соответствии с ФГОС нового поколения. Задания к уроку подбираются по 3 уровням - повышенный, базовый и легкий, ученики сами выбирают задания по своему уровню.

Консультации 2 раза в неделю.

Так же учитель должен включать учеников с ОВЗ в творческую деятельность, проводить беседы, классные часы и консультации для родителей.

На уроках нужно оказывать индивидуальную поддержку и включать Игоря и Алексея в групповую работу.

Так же составляется план работы классного руководителя (Приложение 2)

Отчет деятельности специалистов (табл. 3)

Таблица 3

Специалист

Проводимые мероприятия

Результат

Социальный педагог

Беседы и консультации с родителями, беседы с детьми, координация действий специалистов школы

Налажено взаимодействие родителей и учителей школы

Психолог

Индивидуальные и групповые занятия

Улучшился микроклимат в классе, создан дружный коллектив, основанный на уважении и взаимопомощи. Дети с пониманием относятся к ребятам с ОВЗ, оказывают посильную помощь

Логопед

Индивидуальные и групповые занятия

Заметна положительная динамика в развитии письменной и устной речи

Классный руководитель

Беседы и консультации с родителями и детьми, классные часы, организация праздников и мероприятий в классе, посещение экскурсий и музеев, участие в акциях

Дети с ООП активно участвуют в школьной жизни класса, принимают участие в организации праздников и классных мероприятий, принимают активное участие в акциях, на уроках ребята принимают участие во фронтальном опросе, работают в парах и группах, с удовольствием выполняют задания.

В конце года были проведены контрольные диагностики, которые показали положительную динамику развития детей, снижение стрессового эмоционального фона родителей, приятие ситуации и учащихся с ООП педагогами, не имеющими специального коррекционного образования, искреннее проявление симпатии, дружбы, созидания и сопричастия одноклассников.


Заключение

Целью данного исследования было проектирование индивидуального маршрута сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями.

Данный маршрут должен помочь скоординировать действия специалистов школы для помощи детям, имеющим трудности в обучении и социализации.

В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические основы социально-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями

2. Раскрыть сущность социально-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

3. Провести диагностику класса с целью выявления детей с особыми образовательными потребностями

4. Спроектировать индивидуальный маршрут социально-педагогического сопровождения  школьников с особыми образовательными потребностями на базе ГБОУ СОШ №620

 На основе анализа теоретических основ социально-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями можно сделать вывод, что такие потребности могут быть не только у детей с ОВЗ.  И принципы инклюзии, основанные на понятии особых потребностей, затрагивают интересы вообще всех детей, не вписывающихся в стандартные условия обучения и имеющих какие-либо трудности, связанные с обучением и социализацией детей.

Дети, у которых возникают трудности в обучении, нуждаются в социально-педагогическом сопровождении, которое координирует работу специалистов учреждения и направляет ее на помощь конкретному ребенку. При грамотно организованной работе, ребенок развивается в соответствии с нормами, и  может стать успешным человеком.

Время все расставит по своим местам. Закон, принятый в 2013 году, только недавно стал реализовываться на практике. Сегодня ещё рано делать выводы, ведь социализация и педагогическая успешность проекта станет понятна лишь спустя какое-то время, в практической педагогике, к сожалению, быстро ответ о результативности и эффективности подхода, получить не возможно. 
Исходя из зарубежного опыта, инклюзивное образование может быть успешным. И опыт конкретной школы в Санкт-Петербурге на данном этапе работы подтверждает выводы зарубежных коллег. Не стоит, правда, забывать об особенностях менталитета и сбрасывать со счетов социально-экономическую составляющую современной России.  Во всем нужна мера. И предоставляя возможность детям с ООП обучаться в общеобразовательных школах, ни в коем случае нельзя отказываться от специализированных коррекционных образовательных учреждений, которые доказали свою успешность за годы не такого уж и плохого, советского существования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект социально-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к школе.

Проект социально-педагогических мероприятий по подготовке детей расчитан на детей с низким коммуникативным, мотивационным уровнем. Для детей из семей социального риска, так как, в таких семьях детям н...

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Рекомендации  по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситации....

Социально – педагогическое и психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.Цель психологического соп...

Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

В этой статье пойдет речь о социально-педагогической адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации....

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Современные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровьяВ настоящее время в обиход науки вошли три определения, связанные с инвалидностью человека. Инвалидность как социальное явление яв...