Социально – педагогическое и психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей
опыты и эксперименты

Дудко Наталья Викторовна

Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

  • совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
  • содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – педагогическое и психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

  • совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
  • содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

К методам выявления одаренных детей относятся:

- наблюдение;

- общение с родителями;

- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Содержание работы педагога-психолога с одаренными детьми

1. Развитие одаренного ребенка в начальной школе.

Цель: Обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.

Реализация:

  • на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности;
  • разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей;
  • определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
  • способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений;
  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
  • проводить уроки творчества для одаренных детей.

В начальной школе по итогам первого психодиагностического минимума и наблюдениям учителей формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута,

т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальный педагог и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка. Возможно использование тестов на выявление творческих способностей (например, тест Торренса), методики диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130).

Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.

Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если соблюдается комплекс мероприятий:

  • своевременное применение различных видов тестирования;

оценки способностей по успеваемости;

  • участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
  • заключение психолога;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
  • самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
  • наблюдения родителей.

При проведении социометрических процедур важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.

Целью своей работы с высокомотивированными детьми определила  создание психологических условий для наиболее полного индивидуально-личностного развития высокомотивированных обучающихся и приобретения ими позитивного опыта реализации своих способностей как на уровне прогимназии, так и на уровне города и региона.

Задачами явились:

1. Выявление высокомотивированных обучающихся.

2. Организация и проведение развивающих занятий с целью сохранения высокой мотивации, развития навыков самопрезентации и снижение уровня тревожности.

3. Сопровождение высокомотивированных обучающихся в процессе подготовки и участия в конкурсах, проектной и научно-практической деятельности.

Реализация этого направления в нашем учреждении на данный момент строится в соответствии со следующим планом:

Мероприятие

Цель

Участники

Планируемый результат

1.

 - проведение диагностики обучающихся 3  - 4 классов (матрицы Равена, тест Торренса);

- анкетирование родителей и учителей

Выявление высокомотивированных детей

Учащиеся 3 – 4 классов, педагоги, родители

Формирование группы высокомотивированных обучающихся с целью их сопровождения

2.

- развивающие занятия с обучающимися 4 классов по программе О. Холодовой «Юным умникам и умницам»

Сопровождение высокомотивированных учащихся

Группы высокомотивированных учащихся 4 класса

Повышение мотивации к деятельности, развитие навыков самопрезентации, снижение уровня тревожности

3.

- психологическое сопровождение обучающихся 3 – 4 классов в конкурсах и проектной деятельности в форме индивидуальных консультаций и групповых занятий

Сопровождение высокомотивированных учащихся

Высокомотивированные учащиеся

Повышение мотивации к деятельности, снижение уровня тревожности, помощь в работе над темой

4.

 - консультации по результатам диагностики

Сопровождение высокомотивированных учащихся

Родители, педагоги

Оказание помощи в поддержке и сопровождении детей родителями и педагогами

Проектная деятельность, как одна из технологий работы с высокомотивированными обучающимися, способствует саморазвитию, самосовершенствованию, позволяет включить учеников начальных классов в активную исследовательскую деятельность, обеспечивает овладение навыками работы над отдельно взятой темой и презентации ее результатов.

Технология проектной деятельности применяется всеми педагогами нашей прогимназии, начиная с воспитателей подготовительных групп, которые привлекают своих воспитанников к участию в творческих групповых проектах – театрализациях, коллективных инсценировках, а также в изготовлении групповых коллажей и панно.

Поскольку большинство конкурсов и конференций, касающихся академических, информационно-коммуникационных и исследовательских способностей, организуются для обучающихся 3 – 4 классов и, кроме того, именно эта группа детей показывает наибольшую заинтересованность в подобных мероприятиях, в своей работе по психологическому сопровождению проектной деятельности обучающихся ориентируюсь именно на них.

Интеллектуально-познавательные занятия, направленные на повышение мотивации деятельности, развитие гибкости мышления и умения мыслить нестандартно, провожу по программе О. Холодовой «Юным умникам и умницам». В структуру этих занятий входят:

  • упражнения мозговой гимнастики, представляющие собой простые и доставляющие удовольствие движения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле и сознании,
  • задачи – шутки, направленные на развитие самостоятельности мышления,
  • нестандартные задания, построенные на основе разнообразного математического и лингвистического, пространственного и графического материала, предполагающие дальнейшее развитие логических форм вербального мышления, а также
  • задания, направленные на развитие гибкости мышления, а значит, на развитие более глубоких межпредметных (метапредметных) универсальных учебных действий.

С течением времени количество детей, занятых индивидуальной проектной деятельностью, увеличивается. В связи с этим ставлю перед собой новую цель: работа с педагогами, которые в дальнейшем станут научными руководителями ребят при реализации их индивидуальных и групповых проектов. Соответственно, возникают и новые задачи:

- познакомить учителей с формами и методами работы с высокомотивированными детьми;

- научить их работать с необходимой документацией, появляющейся при реализации проектов.

Помимо традиционных сложностей подобной работы с обучающимися в плане нашей работы с ними (таких как поддержание мотивации детей, подбор наиболее адекватных форм и методов работы), сами ребята при переходе в другие образовательные учреждения, сталкиваются с другой проблемой. При активной работе с такими детьми в прогимназии, а затем – в 8 – 11 классах тех образовательных учреждений, в которые перешли наши выпускники, совершенно теряются из вида обучающиеся 5 – 6 классов. Кажется, в этом и состоит одна из причин того, что по данным специалистов, занимающих этой проблемой, в возрасте 10 лет одаренными являются примерно 60 – 70% детей, к четырнадцати годам – 30 – 40%, а к семнадцати – только 15 – 20%.

При этом главной нашей целью остается вселить в ребенка уверенность в своих силах, увидеть в нем творческую личность.

Поддерживая познавательную инициативу, развивая жажду творчества и любознательность, мы помогаем ребенку радостно и успешно учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для учителей "Сопровождение одаренных и талантливых детей"

Данный методический семинар создан с целью просвещения учителей по теме "Одаренные дети",  освещает разные виды одаренности детей и   рассматривает педагогические подходы к детям данной...

Социально-педагогический проект "Творческий микс" для умственно отсталых детей.

Материалы проекта можно использовать при работе с детьми разного уровня развития....

Социально-педагогический проект организации совместной деятельности родителей и детей "СО-ДРУЖес-ТВО"

Цель проекта: Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых (учителей и родителей) через социально значимую деятельность. Создание условий рационального, творчески активного досуга ...

Психологическое сопровождение одаренных детей

Представлена презентация, в которой рассматриваются цели, задачи психологического сопровождения одаренных детей, так же методы и этапы работы....

Психологическое сопровождение одаренных детей

На сегодняшний день, самоценность личности ,ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования ...

Психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...