ИКТ как средство и условия формирования универсальных учебных действий
тест на тему

Лукьянова Татьяна Анатольевна

Начальная школа – это первооснова воспитания и образования.  Ее главная задача  так организовать образовательный процесс, чтобы каждый ученик, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.Использование информационных технологий с  реализацией  универсальных учебных действий поможет преобразовать преподавание  традиционных учебных предметов, рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала,     подняв на неизменно  более высокий  уровень интерес детей к учебе.    Все это обеспечивает повышение качества усвоения знаний и формирует ребенка, способным развиваться дальше самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_kak_sredstvo_i_usloviya_formirovaniya_uud.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ как средство и условия формирования  универсальных учебных действий

Т.А. Лукьянова  учитель начальных классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7», г. Киров, Калужская область

«Цель обучения ребенка состоит в том,

Чтобы сделать его способным

Развиваться дальше самостоятельно»

Альберт Грин Хаббарт

 Начальная школа – это первооснова воспитания и образования.  Ее главная задача  так организовать образовательный процесс, чтобы каждый ученик, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.  Особенностью  профессиональной деятельности учителя  начальных классов является то,  что именно он адаптирует школьников к образовательной среде, показывает и реализует особенности обучения и самообразования в условиях информационного общества.

Соединение образования с информационно - коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:

  • умение применять ИКТ для решения  профессиональных проблем и задач в      реальных ситуациях педагогической деятельности;
  • помогает ориентироваться в потоке информаций, объективно ее оценивать и использовать;
  • формировать целостность восприятия окружающего мира, объединяя знания из разных предметных областей;
  • формировать универсальные учебные действия;
  • повышать мотивацию младших школьников к обучению;
  • собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного       рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей территориально удаленных друг от друга.

В настоящее время компьютер и   компьютерные технологии являются одним из самых эффективных средств обучения, использование которых может значительно разнообразить учебный процесс, сделать его интересным и наглядным.  Очень помогают в работе учителя готовые программно-методические электронные приложения  к учебникам программы «Школа России»;  интерактивные тренажеры «Пишу грамотно», «Учусь решать примеры». Использование демонстрационных материалов позволяет получить красочные иллюстрации, что придает обучению эффективность  и повышает активизацию учебного процесса, улучшение понимания и запоминания материала, развивает универсальные учебные действия.

  Компьютер можно использовать на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала,  при постановке целей и задач урока,  как наглядное пособие качественно нового уровня;
  • в процессе закрепления и проверки изученного материала. Например, на уроке математики   применение интерактивной игры для проверки устного счета,   используя ребусы, кроссворды, загадки, тесты;
  • вынесение главных понятий и его основные признаки позволяет детям легко ориентироваться в теме урока, запомнить основные моменты и правильно сформулировать вывод урока.          

 Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня универсальных учебных действий  не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Универсальные учебные действия  определяют готовность ребенка учиться в школе. Выражением личной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности  принять новую роль ученика. Учитель должен использовать такие виды работ, которые сближают детей.  Использование  информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя каждому ребенку. Детям становится интереснее заниматься в коллективе,   растет положительное отношение ребят к школе. Уроки, тематические классные часы, экскурсии, внеклассные мероприятия помогают младшему школьнику осознать свою принадлежность к социальной общности, поэтому формы и методы работы учителя, образовательные технологии должны носить деятельностный, продуктивный характер и сопровождаться информационно-коммуникативными технологиями.

Применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер, как предмет изучения и компьютер, как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны, так как любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

На сегодняшний день  приоритетным направлением в формировании УУД является проектная деятельность, которая формируется на этапах коммуникативных универсальных учебных действий. С первого класса ребята учатся работать над проектами.  Для создания презентаций удобно использовать программу  Microsoft Pover Point.   Создание индивидуальных  проектов  в первом классе  невозможно  без помощи родителей, поэтому приходится не только обучать первоклассников, но и давать консультации их родителям.

 Знакомство учителя с ребенком  начинается с семьи ребенка, поэтому началом творческой деятельности становится создание минипроекта – презентации. 

  • «Мой семейный альбом», который дает возможность, с одной стороны познакомиться учителю с семьей ребенка; с другой – ребенок сам знакомится с историей своей семьи. В ходе работы дети вместе с родителями создают презентации, состоящие из фотографий родственников ребенка .  Бывает так, что среди своих членов семьи дети указывают своих домашних животных.
  • «Традиции моей семьи» позволяет рассказать о семейных праздниках, совместных делах ребенка и взрослого, что ведет к сближению, уважению к старшим и формированию семейных ценностей;
  • «Места, где я побывал с моими родными»  расширяет кругозор ребенка и его представление о мире;
  • «Мои  друзья». Этот раздел помогает разобраться в понятии «дружба», способствует формированию настоящей дружбы;
  • «Дом, в котором я живу». Здесь дети описывают и выражают привязанность к своему родному дому. Дети имеют возможность почувствовать неповторимость своего дома, теплоту родных людей.

Итогом  проектной деятельности  может стать проект «Мой город», где учащиеся покажут знания о своей улице,  истории родного города,  известных людях города и сделать вывод, что  сам ребенок  является неотъемлемой частью города, в котором он живет.

В проектах хорошо отслеживаются регулятивные универсальные учебные действия, где дети вместе с учителем выбирают тему исследования, ставят цель и  решают  проблему выполнения проекта.  

На уровне познавательных универсальных учебных действий   дети выполняют поисковую работу, изучают информацию, подбирают источники, фотографируются.

На этапах опроса и анкетирования формируются  коммуникативные универсальные учебные действия.

В процессе работы на этапе презентации отслеживаются личностные универсальные учебные действия. Осуществляя   обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечить ученику возможность реализации индивидуальности, инициативы и самостоятельности.  

Использование информационных технологий с  реализацией  универсальных учебных действий поможет преобразовать преподавание  традиционных учебных предметов, рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала,     подняв на неизменно  более высокий  уровень интерес детей к учебе.    Все это обеспечивает повышение качества усвоения знаний и формирует ребенка, способным развиваться дальше самостоятельно.

Литература

  1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс// Начальная школа – 2008. - №1, 68с
  2. Как проектировать универсальные учебные  действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя// [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]. - М., 2008, 140с
  3. Краснова В.П. Управление внедрением ФГОС начального общего образования// Практика административной работы в школе. 2011. №4, 80с  
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2012, 130с
  5. Хмельницкая С.Г. Использование современных информационных технологий при реализации ФГОС начального общего образования// Практика административной работы в школе. 2012. №6, 80с  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерное тестирование как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся

Данный материал я использую на уроках как тренинги. Интересно мнение коллег....

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи

йПрактика  многолетней деятельности решения поставленных ФГОС  НОО задач показывает,  что  для успешного их  решения необходим переход-  от обучения, как преподнесения...

статья"Компьютерные технологии как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий у обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье рассматриваются вопросы использования ИКТ на уроках в начальной школе с целью формирования УУД...