Программа и КТП по ОРКСЭ (Светская этика)
рабочая программа (4 класс) на тему

Фролова Татьяна Владимировна

Прогамма по ОРКСЭ (модуль Светская этика) и КТП 4 класс. КТП на триместры, оформлено по ФГОС (с УУД и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_etika_2018.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы

«Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»
(ГБОУ ШМК Бибирево)

«Утверждено»                                «Согласовано»                                      «Принято»

Директор                                        Управляющий совет                             Педагогический совет

ГБОУ ШМК Бибирево                ГБОУ ШМК Бибирево                          ГБОУ ШМК Бибирево

_______М.П.Андрианова            __________/___________

Приказ №_________                     Протокол №________                           Протокол №__________

от «__»___________2018г.           от «___»________2018 г.                       от «___»________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)

(НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА, КУРСА)

Уровень образования, класс:  НОО 4кл

Количество часов на уровень образования: 34

Количество часов в неделю: 1

Уровень программы: базовый

Москва

2018 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу ОРКСЭ

    модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (Данилюк А. Я.)

1.Пояснительная записка

Данная программа «Основы  светской этики» для учащихся 4 класса разработана на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» (авторы Данилюк А. Я. Издательство «Просвещение», 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и является адаптированной.  

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования  и учебным планом образовательного учреждения.

Срок реализации образовательной программы 1 год.

2.Общая характеристика учебного предмета

Место предмета «Основы светской этики» в учебном плане

Предмет «Основы светской этики изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 34 часа).

Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

3.Цель и задачи реализации программы.

Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

4.Требования к результатам освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы светской этики»

Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;

-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

5.Требования к уровню подготовки обучающихся.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:

- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:

- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

- развить этические чувства как регулятор морального поведения;

- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;

- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

6.Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)

Россия - наша Родина. Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Что значит быть моральным? Дружба. Что значит быть моральным? Род и семья - исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека - высшая нравственная ценность. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Любовь и уважение к Отечеству.

7.Тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование

1

Основы морали

17

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; - знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;

-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности; -развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

2

Нравственные нормы поведения

13

3

Отечество

4

34

ОНЗ урок открытия новых знаний

УР урок рефлексии

УОН урок общеметодологической направленности

УРК урок развивающего контроля

Календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)

Название темы/раздела

Тип урока

Кол-во часов

Основное содержание

(термины, понятия)

Хар-ка

Основных видов учебной деятельности

Планируемые предметные результаты

УУД

Контроль

1

Россия  - наша Родина.

ОНЗ

1

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Знакомство с курсом «Основы

православной культуры».

Духовный мир человека,

культурные традиции, для чего

они существуют

Знакомство с курсом «Основы

православной культуры».

Духовный мир человека,

культурные традиции, для чего

они существуют

Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

П. Строить сообщения в устной форме.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

2

Что такое светская этика?

ОНЗ

1

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила

поведения, манеры поведения чело-

века, их характеристика.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.

Регулятивные:осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Познавательные:овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

познакомится с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе

Коммуникативные:слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Творческая работа «Составление предложений со словами культура».

3

Мораль и культура.

ОНЗ

1

Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

4

Особенности морали.

ОНЗ

1

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»

5-6

Добро и зло.

УОН

2

Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние

слова на взаимоотношения людей.

Проявление тактичности и
сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность.

Забота о родных и близких. Бес-

корыстная помощь нуждающимся в

ней людям. Повседневные
проявления доброты
Понимать и сопереживать чувствам других людей.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Понимать и сопереживать чувствам других людей.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

7-8

Добродетели и пороки.

ОНЗ

2

 Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие

Уметь уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»

9

Свобода и моральный выбор человека.

ОНЗ

1

 Честность, доброта, порядочность,

трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость.

Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей.

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».

10

Свобода и ответственность.

УОН

1

Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Ситуации морального выбора

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»

11

Моральный долг.

УОН

1

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

Уметь осознавать ценности человеческой жизни.

П. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений.

Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»

12

Справедливость.

УОН

1

Что такое справедливость? По каким признакам можно судить о справедливости. Моральные правила, чтобы быть справедливым.

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»

13

Альтруизм и эгоизм.

ОНЗ

1

Понятия «альтруизм» и «эгоизм». Что значит быть разумным эгоистом?

Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»

14

Что значит быть моральным?

ОНЗ

1

Закрепление понятий «добро и зло, добродетель, свобода». Что такое моральный выбор и моральные нормы.

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …»

15

Дружба.

УОН

1

Проявление дружелюбия в сказках ив жизни, в произведениях детской литературы. Понятия друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. Как себя вести в гостях Понятие честности и искренности. Из истории традиций по выявлению честности и лжи

Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

16

Творческие работы учащихся.

УОН

1

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

17

Презентация творческих работ.

УОН

1

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

18

Род и семья – исток нравственных отношений

УОН

1

род,

семья, фамилия, родословная

 Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

о взаимосвязях между

культурой, моральными традициями и поведением людей.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации раз личных позиций в сотрудничестве.

Самостоятельная работа

19

Нравственный поступок

ОНЗ

1

Понятие «нравственный поступок». Признаки нравственного поступка

 Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

 

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

20

Золотое правило нравственности

ОНЗ

1

Почему появилось, как формировалось и как применять золотое правило нравственности.

О моральных и этических требованиях,

предъявляемых к человеку в светской

культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Самостоятельная работа

21

Стыд, вина и извинения

УОН

1

Понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние

 Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

 

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

22

Честь и достоинство

УОН

1

Основные понятия: Честь. Достоинство. Кодекс чести

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Самостоятельная работа

23

Совесть

УОН

1

стыд, честь, с честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон овесть.

 Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

О моральных и этических требованиях,

предъявляемых к человеку в светской

культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

24

Нравственные идеалы

ОНЗ

1

Основные понятия: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка

 Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

 

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД:

Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

Анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. Отбор опорных слов. Поиск необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявляя к нему внимание

Самостоятельная работа

25

Нравственные идеалы

УР

1

Основные понятия: Джентльмен. Леди

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

ОНЗ

1

Основные понятия: Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист

 Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

 

Нормы морали и нравственности в жизни людей, общества, примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Самостоятельная работа

27

Этикет

ОНЗ

1

Этике, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Самостоятельная работа

28

Семейные праздники

УОН

1

Семейные праздники семьи, традиции семьи

 Формирование

представления

о семье как

части общества, о роли и  месте

семьи в жизни

человека

нравственные формы поведения и нормы разных культурных традиций.

Регулятивные: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

УОН

1

Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Самостоятельная работа

30

Подведение итогов.

Любовь и уважение к Отечеству

ОНЗ

1

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

31-34

Итоговый урок

УОН

4

Религия, заповедь, религиозные символы. Светское общество, норма, мораль

Участвуют в диспутах

учатся слушать собеседника и излагать своё мнение

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

8.Учебно-методическое обеспечение

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» ( сост.  Данилюк А. Я. ) – М.: «Просвещение», 2012

      Электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»

9.Характеристика организационно-педагогических условий реализации программы

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем - носителем информации и учеником - реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

Рекомендации к домашним заданиям

Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса. Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного курса ОРКСЭ

Учебный курс ОРКСЭ предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями, в форме собеседований, анкетирования. Главная задача этого этапа - создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Внеурочная работа в рамках изучения курса

Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.

Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ светской этики) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ светской этики) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы светской этики» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками - экскурсиями.

10.Методы и формы оценки результатов освоения программы

При изучении основ светской этики отметки не выставляются.

Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ светской этики школьником являются критерий факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Примеры контрольных заданий

Светская этика как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально – гуманитарных знаний различной направленности – культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально – оценочной деятельности школьников.

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы светской этики» могут использоваться следующие виды контрольных заданий:

1) Краткий вопрос типа «Как называется...?», «Перечислите...», «Укажите...», «Дайте определение...», «Что означает...?».

2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).

4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Темы итоговых работ учащихся

Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщённой оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.

Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определённую тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объёмом не менее 0,5 п. л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

пояснительная записка к программе по ОРКСЭ Светская этика

Данная пояснительная записка содержит информацию о нормативных документах  учебного модуля «Основы светской этики». Составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса дл...

Программа по ОРКСЭ (Светская этика)

Пояснительная записка          Рабочая программа курса по основам светской этики  для 4 класса разработана на основе:- Федеральный  закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об о...

Урок ОРКСЭ в 4 классе по программе М. Т. Студеникина «Основы светской этики» (учебник за 5 класс) Тема: Доверие и доверчивость.

Данная разработка пригодится не только учителям, которые преподают ОРКСЭ, но и для проведения классного часа....

рабочая программа по ОРКСЭ (Светская Этика) для 4 класса

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика)

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика)...

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика), 4класс

      Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего обр...