рабочая программа по ОРКСЭ (Светская Этика) для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Охохонина Надежда Викторовна

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики) для  4  класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года;
  • Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373»;
  • СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189;
  • Примерной программы  начального общего образования  для образовательных учреждений с русским языком обучения; авторской программы А.И. Шемшуриной «Основы светской этики», утверждённой МО РФ;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО;
  • Образовательной программы МБОУ Таятской ООШ и особенностей детей данного класса. 

В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.

 

Цели и задачи изучения учебного предмета:

Цели курса

  • дать представление об основных нормах нравственности, первичные

представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;

  • формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,

адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;

  • изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.

Задачи курса:

  • развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
  • формирование качеств гражданина и патриота России;
  • воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).

Место в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, УП МБОУ Таятской ООШ курс ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») изучается в 4 классе в объеме один час в неделю (34 ч. в год)

  Результаты освоения учебного предмета

Личностные.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,  
  • строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

Коммуникативные

  • адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
  • слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;
  • определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • понимать и сопереживать чувствам других людей.
  • проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;
  • вносить соответствующие коррективы в процесс  реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

Предметные результаты:

  • знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • познакомиться с основными нормами светской  морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
  • иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
  • осознавать ценности человеческой жизни.

Основное содержание

    Этика общения (4 часа)

Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил - добрые  слова и поступки. Каждый интересен.

    Этикет (4 часа) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.

    Этика человеческих отношений (4 часа) В развитии добрых чувств – творение души

Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.

     Этика отношений в коллективе(4 часа) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня

Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.

     Простые нравственные истины(4 часа) Жизнь священна. Человек рожден для добра

Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.

     Душа обязана трудиться(4 часа) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков

     Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа) Общение и источники преодоления обид

Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»

    Судьба и Родина едины(6 часов) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек- чело века. Слово, обращенное к себе

Обобщение пройденного.

Рекомендации по оснащению учебного процесса

1.Печатные.

Шемшурина А.И  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики . 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – М. : Просвещение, 2013

2. Интернет-ресурсы.

1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

2. Основы религиозных культур и светской этики в ИИПКРО

http://orkse.ipkro-38.ru/

3. Основы религиозных культур и светской этики http://www.orkce.ru/

4. Конспекты уроков и презентации к занятиям по курсу «Основы светской этики». http://wiki.iteach.ru

5. Библия жизни. Вопросы духовной нравственности.

http://otvet-na-tvoi-son.ru

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Виды

деятельности

Приме

чания

Сроки

предметные

УУД

план

факт

личностные

1 полугодие

Этика общения(4 часа)

1

Добрым жить на белом свете веселей

Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Читать и понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, формулировать выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод

05.09

2

Правила общения для всех

Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать

Воспитание доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Читать и пони

мать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания-  ориентироваться в словарях и справочниках;

12.09

3

От добрых правил-добрые  слова и поступки

Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать

Воспитание доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Читать и понимать прочитанное, ориентироваться в словарях и справочниках;

формулировать выводы; на

ходить аргументы, подтверждающие вывод

19.09

4

Каждый интересен

Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Читать и понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов

-  формулировать выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод

26.09

Этикет (4 часа)

5

Премудрости этикета

познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Отвечают на вопросы;

Работают со схемой «Этика»;

Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом.

03.10

6

Красота этикета

-  знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений

Сравнение, серизация и классификация по заданным критериям.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Работают со схемой «Этика»; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Подводят

итоги урока

10.10

7

Простые школьные и домашние правила этикета

познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Отвечают на вопросы;

формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят

итоги урока

17.10

8

Чистый ручеек нашей речи

-  знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Выполняют словарную работу; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом.

24.10

                                                                                       Этика человеческих отношений (4 часа)

9

В развитии добрых чувств – творение души

-ориентироваться в словарях и справочниках;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют

таблицы; выполняют словарную работу

07.11

10

Природа – волшебные двери к добру и доверию

-  определять место и роль  иллюстративного ряда в тексте;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. заполняют

таблицы; выполняют словарную работу; Пишут

мини-сочинение

14.11

11

Чувство Родины

ориентироваться в словарях и справочниках;

-  определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют

таблицы

21.11

12

Жизнь протекает среди людей

-  определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Отвечают на вопросы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; Пишут мини-сочинение

28.11

                                                                                       Этика отношений в коллективе (4 часа)

13

Чтобы быть коллективом

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы,

 выполняют словарную   работу

05.12

14

Коллектив начинается с меня

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную   работу

12.12

15

Мой класс – мои друзья

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

Знание основ моральных норм и ориентация на их выполнение.

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы

19.12

16

Ежели душевны вы и к этике не глухи

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения.

26.12

2 полугодие

Простые нравственные истины(4 часа)

17

Жизнь священна

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.

Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы

09.01

18

Человек рожден для добра

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

Знание основ моральных норм и ориентация на их выполнение.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения;

выполняют словарную   работу

16.01

19

Милосердие – закон жизни

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

Наличие мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их, отвечают

на вопросы, выполняют словарную   работу

23.01

20

Жить во благо себе и другим

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Составляют спи

сок нравственных качеств; Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на

вопросы, выполняют словарную   работу

30.01

Душа обязана трудиться(4 часа)

21

Следовать нравственной установке

- формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни

человека

- осознавать ценность человеческой жизни

Знание основ моральных норм и ориентация на их выполнение.

Отвечают на вопросы; выполняют словарную работу; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом.

06.02

22

Достойно жить среди людей

- формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни

человека

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работу; отвечают на вопросы; Планируют деятельность;

Подводят итоги урока;

13.02

23

Уметь понять и простить

- формирование первичных представлений о нравственном выборе

- осознавать ценность человеческой жизни

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Отвечают на вопросы; формулируют проблемы. ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом.

20.02

24

Простая этика поступков

- формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни

человека

- осознавать ценность человеческой жизни

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»;; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Подводят итоги урока.

27.02

Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа)

25

Общение и источники преодоления обид

формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,

о значении ответственности в жизни людей

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют

таблицы; выполняют словарную работу; Пишут

мини-сочинение

06.03

26

Ростки нравственного опыта поведения

формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,

о значении ответственности в жизни людей

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения;

выполняют словарную работу

13.03

27

Доброте сопутствует терпение

формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,

о значении ответственности в жизни людей

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Отвечают на вопросы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения;

выполняют словарную работу

20.03

28

Действия с приставкой «со-»

формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве, о значении ответственности в жизни людей

Понимание и сопереживание чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют

таблицы; Пишут

мини-сочинение

03.04

Судьба и Родина- едины(6 часов)

29

С чего начинается Родина

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Формулируют  проблемные

вопросы записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя

10.04

30

В тебе рождается патриот и гражданин

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Планируют алгоритм решения проблемы,

записывают проблемные

вопросы. Читают текст учебника с комментированием; отвечают на вопросы учителя и проблемные

вопросы.

17.04

31

В тебе рождается патриот и гражданин

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России

Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.

Формулируют проблемные вопросы.  Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя.

24.04

32

Человек- чело века

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Планируют алгоритм решения проблемы,

записывают проблемные

вопросы.

отвечают на вопросы учителя и проблемные

вопросы.

08.05

33

Слово, обращенное к себе

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России

Воспитание доверия и уважения к истории всех народов и религий.

Формулируют  проблемные

вопросы

работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные

вопросы.

15.05

34

Обобщение пройденного

Промежуточ-ная аттестация

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы.

Читают текст учебника с комментированием;

отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы.

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики: 4 классы

    Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о м...

пояснительная записка к программе по ОРКСЭ Светская этика

Данная пояснительная записка содержит информацию о нормативных документах  учебного модуля «Основы светской этики». Составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса дл...

Тест по ОРКСЭ (светская этика) 4 класс

Тест по ОРКСЭ ( светская этика)  образовательной программы "Школа 2100" можно использовать после изучения главы 2 " Каковы истоки правил морали?"....

Программа по ОРКСЭ (Светская этика)

Пояснительная записка          Рабочая программа курса по основам светской этики  для 4 класса разработана на основе:- Федеральный  закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об о...

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика)

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика)...

Рабочая программа по основам светской этики 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур  и светской этики» для 4 класса соста...

Рабочая программа по ОРКСЭ (светская этика), 4класс

      Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего обр...