Программа и КТП по смысловому чтению (4 класс)
рабочая программа (4 класс) на тему

Фролова Татьяна Владимировна

Прогамма по смысловому чтению и КТП 4 класс. КТП на триместры, оформлено по ФГОС (с УУД и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smysl_chtenie_4kl_progr_2018.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы

«Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»
(ГБОУ ШМК Бибирево)

«Утверждено»                                «Согласовано»                                      «Принято»

Директор                                        Управляющий совет                             Педагогический совет

ГБОУ ШМК Бибирево                ГБОУ ШМК Бибирево                          ГБОУ ШМК Бибирево

_______М.П.Андрианова            __________/___________                        

Приказ №_________                     Протокол №________                           Протокол №__________

от «__»___________2018г.           от «___»________2018 г.                       от «___»________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

(НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА, КУРСА)

Уровень образования, класс:  НОО 4 класс

Количество часов на уровень образования: 34

Количество часов в неделю: 1

Уровень программы: базовый  

Москва

2018 год

ПРОГРАММА ПО КУРСУ «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образовании.; а также рекомендаций Примерной основной образовательной программы, на основе которой разрабатывается основная образовательная программа образовательного учреждения.

Срок реализации программы – 1год.

2.Общая характеристика учебного предмета

Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс,  состоящий из научно-популярных и информационных текстов, составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и  других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

Содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности.

Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 45минут  в четвертом классе. Для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и физическому  восстановлению.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 1 год.  Количество часов в неделю – 1, в 4 классе-34часа.

3. Цель и задачи реализации программы.

Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

 ● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

4. Требования к результатам освоения программы:

Планируемые результаты

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

5.Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных  нормах, социальной справедливости и свободе.

4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Метапредметные результаты:

  1. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  3. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  6. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  7. Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

6. Содержание учебного предмета

Разделы программы:

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

7. Тематическое планирование

ОНЗ урок открытия новых знаний

УР урок рефлексии

УОН урок общеметодологической направленности

УРК урок развивающего контроля

Кол-во часов

Название темы/раздела

Тип урока

Основное содержание

(термины, понятия)

Планируемые результаты

Хар-ка

Основных видов учебной деятельности

Контроль

личностные

метапредметные

предметные

1

Мир книг.

4 ч.

Чудо имя которому книга.

1

Структура книги: обложка, форзац, титульный лист, деление содержания на главы,  оглавление.  Почему книгу называют великим чудом?  

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Характеристика книги, ее структуры: обложка, форзац, титульный лист, деление содержания на главы,  оглавление.  Анализ и характеристика  иллюстраций, помещенных на  обложке, форзаце, цветных страницах (при помощи учителя). Осмысление текста вступительной статьи.

текущий

2

История книги. Библиотеки мира.

1

Какие книги называют рукописными? Как создавалась первая русская печатня? Почему царь Иван Васильевич решил построить печатный двор?

Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.

Упражнение в восприятии

учебного текста при самостоятельном  чтении и на слух.

Нахождение в тексте ответов

на вопросы. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Уяснение главной мысли прочитанного текста (при помощи учителя). Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

текущий

3

Современные книги.

1

Какие произведения входят в раздел: стихотворные или прозаические?

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.

Анализ и характеристика  иллюстраций. Чтение вслух плавно, целыми словами.

Выразительное чтение текстов, с анализом использования разной интонации, пауз, темпа.

Сравнение и характеристика особенностей прочитанных

произведений. Упражнение в восприятии информации на слух.

текущий

4

Сравнение текстов по плану.

1

Выявление соподчиненности, связи смысловых групп.

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Умение самостоятельно

выбирать интересующую

литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,

составляя самостоятельно

краткую аннотацию.

Упражнение в восприятии

произведения на слух и при

чтении про себя. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Понимание и объяснение смысла и значения названия сказки. Участвуют в диалоге.

текущий

5

Осень. «Унылая пора, или очей очарование?» 4 ч.

Осенний календарь.

1

Ответы на вопросы по содержанию в виде тестов.

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.

Чтение стихов. Рассматривание иллюстраций  и их  анализ, толкование художественных образов, созданных  поэтами и живописцами.

текущий

6

Осеннее настроение в стихах и в прозе.

1

ритм придает стихам особую музыкальность?

Как мелодия этих стихотворений связана с их содержанием?

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Упражнение в восприятии

поэтического текста на слух

и при самостоятельном чтении. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

текущий

7

Народные осенние приметы, поговорки и праздники.

1

Что такое народное творчество? Как слагались народные песни?

Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.  

текущий

8

Осеннее настроение в стихах и в прозе.

1

Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении? Как передает настроение  героя?

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Инсценировка

текущий

9

Сказочный мир.

4 ч.

В гостях  у сказки.

1

Какие сказки называются докучными?

Где возникли  эти  народные промысла? Откуда  получили такое название?

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.

Чтение с разной мотивацией

для постепенного увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения.

текущий

10

Народные сказки.

1

Зачем народ придумал эту сказку?  В чем смысл сказки?

Чему научила вас эта сказка?

Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Нахождение частей текста,  которые  подтверждают высказанное суждение. Сравнение сказок. Определение черт

фольклорной сказки: принцип кумулятивного построения – накопления героев и событий.

текущий

11

Авторские сказки.

2

Что является общим для всех  волшебных сказок? Какие

элементы народной  сказки были использованы каждой группы? Чья сказка оказалась наиболее близка к фольклорной,

 а чья-действительно

оригинальной?

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Работа в группе. Пересказ сказки подробно, с использованием средств выразительности, характерных для народной волшебной сказки.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Определение жанра,

текущий

13

«Здравствуй, гостья –зима!»

4 ч.

Зимний календарь

1

Из каких отдельных зарисовок складывается общая картина зимы, созданная поэтом? Из каких  слов ясно , что зима долго не наступает?

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

текущий

14

Зимнее настроение в стихах и в прозе.

1

Есть ли разница в изображении зимы в стихотворении и в прозе?

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Чтение вслух плавно, целыми словами.

Выразительное чтение с анализом использования разной  интонации, пауз, темпа. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

текущий

15

Народные зимние приметы, поговорки и праздники.

1

Что такое народные приметы? Как слагались народные песни?

Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.

Анализ средств, используемых в сказках, с целью выявления особенностей этого  жанра.

текущий

16

Зимнее настроение в стихах и в прозе.

1

Есть ли эмоциональная разница в изображении зимы в стихотворении и в прозе?

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Упражнение в восприятии произведения на слух. Оценивание достоинства выразительного чтения, декламации. Конструирование монологического высказывания на заданную тему.

текущий

17

Народные забавы

4 ч.

Народные праздники в художественных произведениях

 

 

3

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Анализ текста: определение сюжета. Сравнение и характеристика  особенностей прочитанного фольклорного произведения. Формулирование простых выводов.

Упражнение в восприятии на

слух текста в исполнении

учеников. Анализ текстов.

Дополнение, оценивание вы-

полненной работы.

текущий

20

Масленица в произведениях русских поэтов, писателей и художников

1

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.

Проведение Масленицы по своему сценарию.

текущий

21

Быль и небылицы 4ч.

Школьный переполох.

1

чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения произведения,

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Декламация былей и небылиц. Упражнение в восприятии произведения на слух. Оценивание достоинства выразительного чтения, декламации. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения,

описание живописного полотна. Создание собственного текста.

текущий

22

Небылицы, Небылицы переходят все границы.

2

использовать простейшие виды анализа различных текстов. Объяснение выбора слов, ис-

пользуемых в произведении,

для передачи его настроения.

Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Анализ текста, ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Формулирование с опорой

на текст простых выводов

о небылицах как древнем способе шифровать и запоминать сведения о природе; о построении небылиц.

текущий

24

Деление текста на части

1

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Конструирование монологического высказывания на заданную тему. Рассматривание иллюстрации  и ее анализ, толкование художественных образов, созданных живописцами

текущий

25

«Весна, весна, весенние деньки…»

4 ч.

Весенний календарь

1

Чтение произведений УНТ о зиме, анализ произведений.

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Работа в группе. Пересказ подробно, с использованием средств выразительности, характерных для произведений о весне.

Упражнение в восприятии на

слух текста в исполнении

учеников. Анализ текстов.

Дополнение, оценивание вы

полненной работы. Участие в диалоге. Проведение оценки работы своей группы, самооценки.

текущий

26

Весеннее настроение в стихах и в прозе.

1

Есть ли эмоциональная разница в изображении весны в стихотворении и в прозе?

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Упражнение в восприятии на

слух стихотворения в исполнении учителя и одноклассников. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логических ударений, слов для выделения  голосом, пауз – логических и психологических.

текущий

27

Народные весенние приметы, поговорки и праздники.

1

Формулирование с опорой

на текст простых выводов

о приметах как древнем способе шифровать и запоминать сведения о природе; о построении поговорок.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализ текста, ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

текущий

28

Выделение главной мысли текста.

1

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Выразительное чтение с использованием  разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения произведения.  Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения.

текущий

29

По страни-цам детских журна-лов. 4 ч.

Журнал  полезный и интересный

1

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Конструирование монологического высказывания на заданную тему. Рассматривание иллюстрации  и ее анализ, толкование художественных образов, созданных живописцами

текущий

30

История детского журнала.

1

Журнал, детский журнал, статья.

Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Рассматривание иллюстрации  и ее анализ, толкование художественных образов, созданных  иллюстраторами и живописцами.

текущий

31

Современные детские журналы.

1

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.

Конструирование монологического высказывания на заданную тему. Рассматривание иллюстрации  и ее анализ, толкование художественных образов, созданных живописцами

текущий

32

Создание монолога с использованием правил речевого этикета

1

Этикет, речевой этивет, правила ечевого этикета. Ситуации из различных литературных произведений

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

Создание своего журнала. Результат работы в группах.

текущий

33

Лето красное.

2 ч.

Выстраива ние компо зиции соб твенного высказыва ния

1

О  чём пишут авторы свои стихи с которыми вы познакомились?

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.  Объяснение выбора слов, ис-

пользуемых в произведении,

для передачи его настроения.

Беседа, творческая работа

34

Воплоще ние своих жизненных впечатле ний в словесных образах

1

Мини-сочинения, рассказ-загадка

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.

Подборка обучающимися списка рекомендованной для летнего чтения литературы

Беседа

8.Учебно-методическое обеспечение

Новизна данной программы в том, что, система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Работая с текстом ученики должны  получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию  автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять  творческие  задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного.

      Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.

     Список литературных произведений учитель выбирает самостоятельно, ориентируюсь на общую подготовленность класса в целом и тематику часов, заложенную в планировании.

9.Характеристика организационно-педагогических условий реализации программы

           Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.  Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.

Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.

Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

     Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс –кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник,литературный  ринг , беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная,  просмотр диафильмов, видеофильмов.

10.Методы и формы оценки результатов освоения программы

   Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.

   МетапредметныеУУД:  наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты,творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.

   Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.

Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы:

  • Контроль техники и навыка смыслового чтения;
  • Проверка читательского кругозора (анкета);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативу "Смысловое чтение" 3 класс

Программма курса "Смысловое чтение" реализуется при помощи тетради-тренажера под редакцией М.В. Беденко. Курс позволяет подготовить младших школьников к работе с учебными, научно-популярными и информа...

Рабочая программа метапредметного курса «Основы смыслового чтения» 5 класс

Программа по формированию навыков смыслового чтения в рамках основного и среднего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 2 класс (планируемые результаты, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обучение смысловому чтению» 2 класс

Курс «Обучение смысловому чтению» составлен в соответствие с авторским курсом «Смысловое чтение» Беденко М.В.      В Примерной основной образова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" для 1-4 класса

Данная программа составлена на основе примерной программы «Смысловое чтение».Выстроена в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение». Базисного учебно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы смыслового чтения", 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Основы смыслового чтения", 4 класс...