Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"
материал (2 класс) по теме

Троценко Раиса Александровна

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"

Цель: Создание  благоприятных условий для учащихся начальной школы, при которых потенциал каждого обучающегося получит возможность раскрыться максимально.

Задача: Развитие у детей  творческого  воображения, изобразительных способностей, художественного вкуса, пространственного мышления, эстетических чувств, привитие   понимания прекрасного как на уроках,  так и во внеурочной деятельности.

Материал содержит сообщение дискуссионного характера для методического совета учителей начальной школы.                                                                                                                  В содержание включены тезисы для обсуждения  технологий, ориентированых  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Выполнение учащимися  различных действий с информацией: поиск, структурирование, анализ, классификация, обобщение, выводы. Рассматриваются вопросы о необходимости учёта индивидуальных способностей учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям. Развивается самостоятельность,  социальные навыки поведения, творческие способности, повышается познавательный интерес к предмету. Наряду с традиционными методами обучения широко внедряются к применению  инновационные технологии критического мышления, метод проекта, деловые игры. и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №20

(ШМО учителей начальных классов)

 

Доклад на тему:

 

 «Развитие творческих способностей

           на  уроке и во внеурочное время»

Учитель: Троценко Р.А.

2015 г.

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время.

        

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

        Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ  нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано.  И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

        Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

        Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

        Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

        Наконец, третья группа – это зависимость развития от  характера и структуры деятельности.

 Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Развивать творческие способности? Что это значит?              Слайд

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

При развитии потребностей и интересов в творчестве наши педагоги используют различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

На уроках русского языка и литературы, начиная  с первого класса и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи,  создают иллюстрации.

Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах.  В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.

2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,

одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.

3. Постановка “живых картин” к произведению.

4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций,

костюмов, мизансцен.

5.Драматические импровизации .

6.Развернутые драматические представления.

Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа(рисование словесных картин) и другие. Большое значение имеет  решение творческих  задач на уроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:

решить задачу по аналогии;

решить задачу при частичной подсказке учителя;

доказать правильность решения;

решить нестандартную задачу;

самостоятельно составить творческое задание;

выполнить диагностическую (тестовую) работу.

Успешность решения школьниками познавательных задач зависит от уровня сотрудничества учителя и ученика, от овладения учеником системой умственных действий (сравнение, анализ, синтез и т.д.).

На уроках окружающего мира, природоведения используются  различные формы работы в этом направлении: экскурсии в природу, решение познавательных задач, сюжетно-ролевые игры, творческие задания, знакомство с произведениями искусства, создание проектов.

В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение

« Книги природы» было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний …».

На уроках изобразительного искусства и технологии  происходит знакомство детей с народно-художественными промыслами. У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия. Также данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.  И уже учащиеся 2-ых классов прекрасно справляются с этой проблемой. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное.

Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это следующие технологии:

  • ИГРОВЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ;
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ;
  • ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;
  • ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ  ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ;
  • РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;
  • ТЕХНОЛОГИЯ    «ДЕБАТЫ»;
  • ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО  ОБУЧЕНИЯ.

Игровые технологии успешно используют все учителя начальной школы, учителя русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства. Технологию развивающего обучения, сущность которой заключается в организации учебного процесса, направленного на реализацию потенциальных возможностей человека успешно используют.

Огромны возможности использования информационных технологий на уроках.

 Теперь  с успехом применяется  метод проектов. Почти во всех классах начальной школы есть телевизор и DVD. Эффективно  можно использовать собственные и модифицированные презентации на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, ИЗО и художественного труда. Все хорошо понимают, что компьютер, DVD являются не наглядным пособием, а основным элементом ведения урока. Что  нужно  чаще использовать Интернет, готовые цифровые образовательные ресурсы, создавать свои варианты уроков с эффективным использованием современных компьютерных технологий.

Как уже отмечалось выше, развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где внеучебная деятельность  играет не меньшую роль, чем учебная. В школе разработана и действует программа  «Одарённые дети».     Выявление одаренных детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;  участие их в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Сложилась хорошая практика проведения предметных школьных олимпиад, победители которых участвуют в районных олимпиадах, в  олимпиадах разного уровня.  Учащиеся  показывают высокие результаты по всем предметам.

Данный факт  связан с внедрением в практику школы программы «Одарённые дети», с использованием на уроках и во внеурочной деятельности учащихся проектных методов обучения, организации исследовательской деятельности учеников.

Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся  к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

А творческий учитель тот, кто

- участвует в экспериментальной работе школы;

- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится   рационализировать тематическое и поурочное планирование;

- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

- уважает личность ученика;

- дифференцирует объем и сложность заданий;

- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

-  развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

 

Для содержания доклада были  использованы интернет ресурсы.

Спасибо всем авторам за предоставленный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей обучаемых на уроках и во внеурочной деятельности»

Выступление на заседание ШМО - Орловой Т.Е.  учителя начальных  классов...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАТема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯКаскова Валентина Николаевна, учитель начальных классовМБОУ «Дубительская СОШ»Профессион...

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

laquo;…Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев».В.А.Сухомлинский...

ПЕДОПЫТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

Постоянно развивающееся общество требует творческих, профессиональных, компетентных, социально - мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях личносте...

МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ " РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

Ежегодно в школы приходят совершенно иные дети. Другое поколение. Все быстрее мыслят, информации вокруг – все больше. Только вот удивляются миру вокруг, восхищаются они все меньше. Круг инте...