ПЕДОПЫТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"
статья

Cысоева Светлана Геннадьевна

Постоянно развивающееся общество требует творческих, профессиональных, компетентных, социально - мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях личностей. Такие люди смогут реализовать себя в любой сфере деятельности. Развитие творческих способностей начинается с детства. Чтобы подготовить специалиста всесторонне развитого и творческого, необходимо развивать такие способности уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.  В этот период дети открыты всему новому, любознательны, могут и любят импровизировать, позитивно и уважительно относятся к взрослым, ведь он является образцом для подражания. Дети полны желания создавать свой творческий продукт. Вышеперечисленное актуализирует обращение к проблеме развития творческих способности младших школьников на уроках и во внеурочное время. 

     Важную роль  в подготовке творческой личности играет начальная школа. Именно перед  учителем начальной школы стоит задача формирования такой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно, незаурядно в любых обстоятельствах, уметь создавать новые оригинальные образы и их детали.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 2020 год

1.Тема педагогического опыта:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 Введение

        Ежегодно в школы приходят совершенно иные дети. Другое  поколение. Все быстрее мыслят, информации вокруг – все больше. Только вот удивляются миру вокруг, восхищаются они все меньше.  Круг интересов стал очень ограничен: игровые приставки, компьютеры, телевизор, смартфоны.   Как теперь разбудить в детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в виртуальном выдуманном мире? Как превратить творческую деятельность в потребность, а искусство – в необходимую часть жизни? 

       Важным условием успешного развития творческих способностей человека является тёплая дружелюбная атмосфера в семье, в школьном коллективе. Несомненно, важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, особенно современного ребенка.

  1.     Актуальность   

        Постоянно развивающееся общество требует творческих, профессиональных, компетентных, социально - мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях личностей. Такие люди смогут реализовать себя в любой сфере деятельности. Развитие творческих способностей начинается с детства. Чтобы подготовить специалиста всесторонне развитого и творческого, необходимо развивать такие способности уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.  В этот период дети открыты всему новому, любознательны, могут и любят импровизировать, позитивно и уважительно относятся к взрослым, ведь он является образцом для подражания. Дети полны желания создавать свой творческий продукт. Вышеперечисленное актуализирует обращение к проблеме развития творческих способности младших школьников на уроках и во внеурочное время.  

     Важную роль  в подготовке творческой личности играет начальная школа. Именно перед  учителем начальной школы стоит задача формирования такой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно, незаурядно в любых обстоятельствах, уметь создавать новые оригинальные образы и их детали.  

2. Основная идея опыта

     Основная идея опыта - процесс развития творческих способностей  младших школьников через использование различных видов творческих работ  на уроках и во внеурочное время.

        Следуя за идеей опыта, определены следующие задачи:

  • замечать любые творческие и исследовательские способности учеников;
  • выявлять и создавать условия для развития творческих способностей, исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время;
  •  развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности;
  • создавать ситуации успешности для каждого ребенка, помочь раскрыться в полной мере.

«Все дети способны» – моя ведущая педагогическая идея. Основной путь развития младших школьников - включение в творческую  деятельность.  Считаю, что необходимо с первых дней обучения ребенка в школе развивать творческие способности, верить в него, уважать как личность, стремиться помочь в достижении успеха. Дети с большим удовольствием  вовлекаются в процесс творчества, воплощают свои мечты,  выражают чувства и  настроение.

3. Теоретическая база опыта 

      Творческие способности - далеко не новый предмет для исследования. Эта проблема вызывала огромный интерес людей всегда. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которым мы будем его наполнять.

Теоретической  базой данной работы являются труды педагогов прошлых лет и современности - Л. С. Выготского, Д. Б.  Богоявленской,      В. А. Сухомлинского,        В. В. Зеньковского, Л. В. Жарова,  К. Д. Ушинского,  И.П. Волкова, Б.М. Кедрова,         Д. Б. Эльконина.

      Д.Б. Богоявленская выделяет то, что основным показателем творческих способностей является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.

      В. А. Сухомлинский  отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда. Творческий подход учителя к учебному процессу, по его мнению, способен пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

И.В. Львов считает творчество  не всплеском эмоций, а неотделимой частью знаний и умений. Эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, придают ему силы, но пробуждают творческий акт лишь проверенные знания и умения.

         Больше всего мне близка точка зрения К. Д. Ушинского, который утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником.

     

4. Новизна

Новизна опыта - в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей,  формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

Считаю, что уроки русского языка и литературного чтения – это уникальный инструмент для развития творческих способностей младших школьников на уроках,  а внеурочная деятельность – это  окошко, через которое дети видят и познают мир вокруг и мир внутри себя.

5. Технология опыта

    Педагогический опыт  учителя – его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Он не может быть оторван от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок.  

    Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Я,  как и многие педагоги ищу способы,  привлекающие  учеников к активной работе на уроке и во внеурочное время. Использую разнообразные методы обучения,  сохраняя основную форму урока, применяю оригинальные и нестандартные,  игровые приёмы, повышая этим интерес  детей к учебному процессу.

Учу их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, искать новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.

        Свою работу строю,  используя следующие способы  стимулирования творческих способностей:

- обеспечение благоприятной атмосферы;

- доброжелательность с моей стороны,  отказ от критики в адрес ребенка;

- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

- поощрение высказывания оригинальных идей;

- обеспечение возможностей для практики;

- использование личного примера творческого подхода  к решению проблем;

- представление детям возможности активно задавать вопросы.

5.1 Развитие творческих способностей младших школьников.

      Детские творческие фантазии неисчерпаемы.  Их питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно.  Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Принципы для развития творческих способностей:

  • Восприятие ребёнка как личности, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.
  • Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, восхищение  каждой идеей, мыслью.
  • Категорическое отсутствие критики и оценок.

      Необходимо видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность в каждом ребёнке, стремиться развивать её, помогать  детям понять самих себя, а родителям своих детей. Необходимо предоставлять ребёнку психологическую свободу, свободу выбора, свободу выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности. При оценке творческих достижений младших школьников учителю важно учитывать индивидуальные результаты каждого, а не ориентироваться на общепринятые стандарты. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия.

5.2  Развитие творческих способностей младших школьников на уроках.   

        Уроки русского языка и литературного чтения не обходятся без работы со словом, театрализации, реализации учащимися собственных оригинальных идей.  Моя задача - научить мыслить и чувствовать. Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важное условие творческой деятельности - чувство удивления, новизны, готовность принять нестандартный вопрос, решение.

       Учебная деятельность - основной вид деятельности младших школьников,  помогает развитию творческих способностей. В данном опыте  работы представлены  задания творческого характера, которые не так часто применяются на повседневных уроках, но  имеют  продуктивный результат.

 1) Уроки русского языка

На уроках русского языка мои ученики выполняют интересные и необычные  задания:

а) Лингвистическая сказка

     Сказка, сочиненная детьми,  становится средством повышения уровня теоретической подготовки,  формирования практических навыков учащихся, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребенка. Лингвистическая сказка — это предметная сказка с лингвистической начинкой, которая превращает скучный урок русского языка в урок — сказку, на котором правило рассказывается как сказка, а ученик становится участником сказочного действия: путешествует вместе с героями по стране Лингвинии, отвечает на вопросы, выручает героев, когда они попадают в трудное положение. А чтобы их выручить, надо хорошо знать правила . Иногда бывает так: я начинаю сказку, а дети продолжают или заканчивают её.

                          Сказка «Добрый суффикс -очек-».

Жили-были веселые суффиксы -ок- , -ник-, -ик-, -очек- . И однажды пришли к ним разные слова и сказали: «Давайте жить вместе, только у каждого слова будет свой суффикс». Согласились суффиксы. Суффикс -ок- подружился со словом «друг», суффикс -ник- со словом «школа», суффикс -ик- со словом «ключ». И другие суффиксы нашли себе приятелей. Получились разные слова: дружок, школьник, ключик. Только со словом «дуб» никто не хотел дружить, потому что он всегда был хмурым и неулыбчивым. В запальчивости слово «дуб» крикнуло: «Ну и пусть никто не дружит со мной, мне и одному хорошо!» А, оставшись в одиночестве, слово «дуб»  село  на крылечко и заплакало. Услышав громкий  плач, доброму суффиксу -очек- стало жалко слово. Суффикс -очек-  сказал: «Не плачь, теперь ты будешь дубочек!» И стали они дружно жить-поживать. С тех пор слово «дубочек» стало ласковым благодаря суффиксу -очек-. Слово дубочек ищет себе новых друзей с суффиксом -очек-. Помогите их найти!

б) Сочинение

     Особое место в учебном процессе отводится работе над сочинением, так как это бесценный материал не только для письменной речи обучающихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей обучающихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.    

Успешность  сочинений  детей  определяется  возможностью раскрыть  в  предложенной  теме  значимые  для  них  содержания объективной  действительности.   Дети  живут  в мире  сказок  и фантазий,  поэтому    предлагаю  детям  темы,  которые  им близки,  понятны, и доступны.  Данные  темы  рассчитаны  на  конкретные  наблюдения,  впечатления  детей.  Даётся общая  тема  сочинения  «Зима пришла»,  дети  делают более  конкретный  выбор  по   теме  и  пишут  сочинения «Зима  в лесу», «Зима  в городе»  и т.д. 

В работе по развитию речи  использую сочинения необычного содержания: «Сочинение-сон», «Сочинение-фантазия», «Письмо в будущее», «Письмо на Марс»  и т.д.   

      В век компьютеризации, сотовых телефонов необходимо вспомнить умение писать письма. Сейчас многие используют электронные письма,  СМС, но их содержание должно быть  построено правильно. С этой целью изучаем на уроках образцы писем, учимся на письмах-образцах писать письма друг другу, родственникам и т. д. В процессе работы над умением писать письма использую  алгоритм по написанию писем:  

1. Определить вид письма (письмо-пожелание, письмо - поздравление, письмо родным и т.д.)

2. Вспомнить схему письма:

  • Обращение,
  • Начальная фраза,
  • Основное содержание,
  • Вопросы, просьба, советы, пожелания,
  • Приветы,
  • Прощания,
  • Концовка (подпись, дата ( если не эл. письмо).

в) Загадка

     Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто.  Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей.

       Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать своё внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями её строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим близким или похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира,  а, следовательно, и образность речи.

       На уроках и во внеурочной деятельности дети   используют  алгоритм для составления  таких загадок:

                             «Сочини загадку по алгоритму»

Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета  в таблице:

      Алгоритм:

1.   Выбрать объект,

2.   Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «Какой?»

3.   Заполнить правую часть таблицы: «Что такое же?»

4.   Вставить слова  - связки «….но не...»

5.   Прочитать готовую загадку

Какой?

        Что такое же?

белый

снег

сладкий

мёд

жёлтый

солнце

чёрные

оконца

белая

облако

мягкая

постель

Загадки детей: Белый, но не снег,  сладкий, но не мёд. (сахар)

Жёлтый, но не солнце,  в нём есть чёрные оконца (подсолнух).

Белая, но не облако, мягкая, но не постель (вата).

    Ещё одна особенность этого жанра:  загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников. Вот что получилось у моих учеников:

Шустрый рыженький зверёк,

Прыг да скок, прыг да скок!

У зверька пушистый хвост,

Он на дереве живёт,

И орешки грызёт (белка).

                 

Летом  он серый,

А зимой он белый.

Прыгает  по снежку,

Ест горькую кору (заяц).

   Дети записывают свою загадку на листочке, а отгадка нарисована на другой стороне. Все иллюстрированные загадки сшиваются в сборник загадок. Получается  классный сборник загадок.

   На уроках русского языка для развития творческих способностей мною используются  и другие  виды упражнений:

-словообразование;

-употребление слов в прямом и переносном значении;        

-замена слов другими, более точными (синонимы, антонимы);

-задания - как сказать точнее,  ярче, яснее;        

-обращение к текстам художественных произведений, которые могут служить образцом.

2) Уроки литературного чтения

      Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, использую на уроках литературного чтения различные методы и формы работы, сочетаю разные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. На занятиях дети рисуют, сочиняют, драматизируют, применяют элементы театрализации. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Вся система занятий направлена на пробуждение творческой активности. На разных этапах урока чтения широко использую упражнения и задания творческого характера.

а) Две минуты на творчество (в самом начале урока).

     Очень часто наше творчество осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.

     Выполните следующие упражнения (по выбору учителя).

1. «Фразочка».  За две минуты произнесите слова « сегодня      вечером», с наибольшим количеством различных интонаций.

2. «Рифмочка».  3а две минуты подбери как можно больше  рифм к слову. Например: овечка - свечка – сердечко – колечко – яблочко -….

3. «Да  или  нет».  3а  две минуты отгадать героя сказки,  о котором я сейчас думаю,  задавая вопросы  на которые  можно ответить только  «Да  или  нет», но прямых вопросов задавать нельзя  ( например: это кот?  У него есть сапоги? )

б) Театрализованная игра (урок литературного чтения с применением элементов театрализации.)

      Удачной формой я считаю и театрализованную игру, которую можно проводить и на уроке  и во внеурочное время. Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность ее в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие. Наиболее простой формой организации театрализованного урока является представление по заранее составленному сценарию. Его отличительной чертой является малая доля импровизации из-за привязанности «актеров» к тексту, а самостоятельность проявляется лишь в подготовке сценария, элементов костюма и соответствующей обстановки в классе. Театрализованная игра на уроке литературного чтения может сделать многое: дать эмоциональный заряд учащимся и вселить уверенность в них. Младшие школьники обладают таким потенциалом, который активно проявляется в формах эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления. Дети легко перевоплощаются, самостоятельно создают образы и передают характер героев художественных произведений. Самые  удачные приёмы театральной игры, используемые на уроках.

1. Ролевое прочтение текста — рассматривается как подготовительный этап к инсценированию  произведения.

2. « Сегодня мы актёры…» (Инсценирование  сказки, короткого рассказа,  басни.) Работа в качестве актеров помогает школьникам понять, что чувствует персонаж в той или иной ситуации, мотивы и цели его поступков, разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит.

3. « Сегодня мы театральные художники…»  Включаются такие задания: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев, рисование афиши.

4. Ролевая игра «Кто я?» — ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».

5. Создание «Сказок на новый лад»,  дети изменяют сюжет уже знакомых  произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение.

в) Стихотворчество

Применяю  на первых же уроках большое количество стихотворного материала. В первом классе я предлагаю учащимся упражнения, которые служат предпосылками для творческой деятельности: подобрать рифмы к словам,  « Я начну, а ты продолжи…» учащиеся пробуют подобрать следующую строчку. Постепенно задания усложняются: мы переходим к созданию двустиший, потом четверостиший. Дети сочиняют с удовольствием. Часто даю учащимся задание написать стихи по первым строкам, поэтому многие стихи начинаются одинаково.

          Падают снежные хлопья,                            Падают снежные хлопья,

          Ветер гуляет в саду.                                    Снег идёт с утра.

          На калине красные гроздья                        Наступила зимушка-

          Навевают мне грусть и тоску.                    Весёлая пора.

     Конечно же, это кропотливая работа. Приходится долго подбирать нужное слово, поправлять. Детей нужно подтолкнуть, направить. Стихи  дети пишут и в классе, и дома, где уже творчеством занимается вся семья.

      Творческие способности личности на уроках русского языка и литературного чтения  могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями многие дети выбирают творческое задание: не просто пересказать произведение, а составить творческий пересказ или поработать «авторами учебника» - составить свои вопросы к тексту. В первом классе сочиняют чистоговорки.  Интересно каждый новый урок начинать с новой чистоговорки, которую сочинил сам! Научившись на уроках чтения во 2 классе пользоваться набором средств вне текстовой информации (обложка, титульный лист, форзац, оглавление), дети с интересом занимаются творчеством - выпускают свои книжки-малышки. В третьем классе умеют выделять языковые средства: сравнение, эпитет, олицетворение, знают художественные особенности сказок, их структуру. Опираясь на полученные знания, сочиняют свои сказки, а в 4 классе  пишут мини - сочинения "Как я провел день" Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.

5.3 Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.  Это способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

1) Исследовательская  творческая  деятельность

        В арсенале педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.  Цель такой деятельности  – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по  образовательной программе предполагает исследовательскую деятельность   в урочное и      внеурочное  время.

        Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам и в интернете, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на школьной научно-практической конференции, а затем и на городском  конкурсе  проектно - исследовательских работ

 « Школьники города - науке ХХΙ века».  

2) Выпуск журнала « Росинка»

        Вот уже третий год в нашей школе выпускается детский творческий журнал «Росинка». За это время выпущено  2 сборника детских творческих работ. Каждый журнал  посвящен определенной тематике: «Времена года», «История поселка».    

    В этих журналах каждый ребенок может проявить свои творческие способности. Мои ученики являются активными участниками этой творческой работы. Кто-то сочиняет сказки, стихи,  кто-то пишет статьи, рассказы, составляет кроссворды, рисует  иллюстрации к своим произведениям.  Этой работой дети занимаются дома,  занимались в группе продленного дня и в кружках.

    Перед тем, как  творческая работа  ученика  будет  размещена на страницы журнала, она выставляется на выставочные стенды для ознакомления жюри, учащихся и родителей.    При отборе лучших работ в журнал жюри учитывает мнение всех детей начальной школы. Применяются методы опроса и анкетирования. Оценивание работ товарищей способствует развитию умения высказывать свою точку зрения, размышлять, наблюдать, а главное понимать окружающих, замечать все доброе и светлое в жизни.

     Эти работы привлекают внимание не только учащихся начальной школы, но и старшеклассников. Как только появляются первые работы на стенде, активность  детей значительно повышается, и  в течение короткого промежутка времени на стенде не остаётся свободного места.

  Лучшие работы подшиваются в сборник и являются достоянием школьного музея. Работы, не попавшие в журнал «Росинка», остаются в классных творческих журналах.

Результаты активности детей при  создании журнала « Росинка».

3) Кружковая работа.

     Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия. Одно из таких условий – это кружковая работа.

     Уже в 1 классе дети выбирают себе  кружки по интересам, где  знакомятся с новыми  играми, заданиями, упражнениями, направленными на развитие фантазии, воображения, творческого мышления, обучаются простейшим навыкам поэтического мастерства. А уже в 3-4 классах  с удовольствием посещают кружки по  «душе».

      Рисование  является типичным творчеством детей. Дети рисуют охотно, иногда не пробуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно самого легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование. Именно рисование предоставляет ребёнку наиболее легко выразить то,  что им владеет. К началу школьного возраста любовь и интерес к рисованию начинает ослабевать, а у многих детей  пропадает вовсе. Очень важно не упустить этот момент  и пробуждать в детях  интерес к рисованию.  Поэтому, очень часто на занятиях ребятам даются задания: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку, нарисовать экологические знаки, новых жителей планеты « Ялмез»,  плакаты  и т.д.  Мои ученики  с большим удовольствием  и легко выполняли эту работу, потому что большая их часть (60%) с удовольствием посещали  кружок «Искусство".

      Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, количество часов, отводимое на этот предмет, недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения  моего кружка  « Азбука Мастерства».

    Кружок « Азбука Мастерства» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

     Моё участие в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от меня ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит  творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

 6. Результативность опыта.

        Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности -  непременное условие повышения результативности обучения.

п/н

предмет

Процент качества

2 класс

2017 -2018 уч. год

3 класс

2018 -2019 уч. год

4 класс

2019 -2020 уч. год

1

Литературное чтение

85%

75 %

76 %

2

Русский язык

80%

71  %

75 %

         Результатом своей работы считаю - повышение качества знаний  по русскому языку и литературному чтению, развитие творческих способностей, рост учебной мотивации, усовершенствование навыков мыслить, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного классного коллектива.

       Проводимая работа позволила получать результаты  подготовки учащихся,  которые подтверждаются результатами участия детей  в олимпиадах и различных  конкурсах.

Наименование

мероприятия

Ф. И. участника

Номинация

Уровень

Результат

Городской конкурс проектно-исследовательских работ« Школьники города - науке ХХΙ века»-

Симонова Анастасия

« История»

муниципальный

призёр

Городская олимпиада по школьному   краеведению

Симонова Анастасия

«Летопись родного края»

муниципальный

2 место

Городской конкурс « Мой край – Мордовия моя»

Буртякова Виктория, Касымкина Ангелина

« Литературное творчество»

муниципальный

призеры

Городской  конкурс авторского стихотворения « Душой рождённые стихи»

Сивова Александра

« Ступени к творчеству»

муниципальный

3 место

Городской конкурс проектно-исследовательских работ  « Школьники города - науке ХХΙ века»-

Буртякова

Виктория

« История»

муниципальный

призёр

Городской конкурс «Полиция и дети»

Ермекшова Софья

«Рисунок»

муниципальный

1 место

Городской конкурс композиций  «ДАРЫ ЗЕМЛИ МОРДОВСКОЙ».

Ермекшова Дарья

«Цветочная икебана»

муниципальный

победитель

Городской конкурс кормушек «Помоги зимующим птицам»

Соловьёв Артемий

«Оригинальность»

муниципальный

  2 место

Городской конкурс «Осенняя фантазия»

Касымкина Ангелина

«Флористика»

муниципальный

  3 место

Городской конкурс новогодних поделок и игрушек« Зимние фантазии»

Степунина Елизавета

« Новогодняя поделка»

муниципальный

  3 место

Городской конкурса композиций из природного материала  «Дары земли мордовской»

Степунина Елизавета

« Сюжетная композиция»

муниципальный

призёр

14

Городской конкурс «Сохраним мордовские леса»

Касымкина Ангелина

«Конкурс плакатов»

муниципальный

призёр

15

Городской конкурс «Сохраним мордовские леса»

Епифанов Илья

« Неопалимая планета»

муниципальный

победитель

16

Городской конкурс «Подарок  Деду Морозу»

Касымкина Ангелина

« Новогоднее панно»

муниципальный

призер

Городской конкурс творческих работ « Новогодняя фантазия»

Степунина Елизавета

« Новогоднее украшение»

муниципальный

призер

Городской конкурс творческих работ « Новогодняя фантазия»

Касымкина Ангелина

« Новогоднее украшение»

муниципальный

призер

Муниципальный этап республиканского конкурса

литературных работ  «Искусство слова»

Ермекшова Дарья,

Ермекшова Софья.

« Стихи. Театр»

школьный

муниципальный

1 место

участие

Школьный конкурс  по басням И. А. Крылова

Буртякова Виктория, Карякин Евгений

Инсценирование произведения

 « Попрыгунья стрекоза»

школьный

2  место

Школьный конкурс  по произведениям  С. Я Маршака

Сивова Дарья, Буртякова Виктория, Гузеев Андрей,

Инсценирование произведения

« Сказка об умном Мышонке»

школьный

2  место

Школьный конкурс  по произведениям А .П. Чехова .

Сивова Дарья, Агафонова Анастасия, Крайнов Данила, Ермекшова Софья, Митин Вадим

Инсценирование произведения « Толстый и тонкий»

школьный

1 место

Школьная научно- практическая конференция

Ермекшова Дарья,

Ермекшова Софья.

Творческий проект на тему « Театр теней»

школьный

1 место

Школьная научно- практическая конференция

Сивова Дарья

Творческий проект на тему « Мой город»

школьный

3 место

       С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах.  Самой лучшей оценкой моей работы считаю то, что мои ученики успешно обучаются в среднем и старшем звене школы, продолжают активное участие в различных конкурсах и мероприятиях, а, значит, продолжается начатая в начальной школе работа по развитию творческих способностей каждого ребенка.

 Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.

Вывод:

  Считаю, что в начальной школе урочная и внеурочная деятельность - единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Каждый ученик может реализовать свои творческие потребности.

      Выбранная мной тема очень важна,  интересна и всегда актуальна.  Именно творческие способности  помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

      Сейчас у меня первый  класс, и  снова всё  только начинается! Впереди  нас ждут новые открытия, новые горизонты!

Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987 .          

2. Баев П. М. Играем на уроках русского языка. — М., 1989 .    

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., СОЮЗ, 1997.         

4. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. — М., Вита-Пресс, 1999 .  

5.  Диденко М.А. Развитие творческих способностей, поисковой и исследовательской деятельности младших школьников на уроках и внеурочных занятиях. //  Интернет.

6. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М., Просвещение, 1991 .  

7 . Жестков В. В.  Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии // Молодой ученый. — 2016.

8. Загурская Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками – Мозырь, 2006.

9.  Карпова Л.Г. Развитее творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности // Интернет.

10. Козырева А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / Начальная школа. – 1990.

11. Малышева, О. К. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе / О. К. Малышева, Е. А. Жесткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 .

12. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.      

13. Проснякова Т.Н.  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

14. Степановская В.М. Воспитание творчеством // Начальная школа, 2007 г. №6.

15. Сухомлинский В.В. Сердце отдаю детям, М., Политиздат, 1987.

16.  Ушачев В.П. «Обучение основам творческой деятельности» – М., 1991.

17. Хуторский А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. — М., Владос, 2005 .  

 Интернет ресурсы:

  1. http://pedsovet.su  Сообщество взаимопомощи учителей
  2. https://nsportal.ruСоциальная сеть работников образования «Наша сеть»
  3. https://moluch.ruНаучный журнал «Молодой ученый»
  4. https://ru.wikipedia.org  Википедия  - свободная энциклопедия
  5. https://allbest.ru  База Знаний. Союз образовательных сайтов
  6. http://lib.convdocs.org  Познавательные материалы

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"Цель: Создание  благоприятных условий для учащихся начальной школы, при которых потенциал каждого обуча...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАТема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯКаскова Валентина Николаевна, учитель начальных классовМБОУ «Дубительская СОШ»Профессион...

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

laquo;…Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев».В.А.Сухомлинский...

Развитие творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадици...

МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ " РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

Ежегодно в школы приходят совершенно иные дети. Другое поколение. Все быстрее мыслят, информации вокруг – все больше. Только вот удивляются миру вокруг, восхищаются они все меньше. Круг инте...