Развитие творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время
учебно-методический материал

Баранова Марина Львовна

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, творческие, мыслящие, способные находить выход из сложной ситуации.

Дети младшего школьного возраста имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка. Именно в этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.

Если до недавнего времени задачу развития творческих способностей детей брали на себя учреждения дополнительного образования, то сегодня возможно развивать творческие способности младшего школьника в рамках школы, т.к. одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Учитель должен ежедневно и систематически включать в учебный процесс творческие задания и упражнения, стараться использовать творческий потенциал ребёнка в соответствии с уровнем его развития (посильность выполнения творческого задания). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Баранова М.Л

«Развитие творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время».

                    «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть             их умелой рукой, они красиво зазвучат».

(В.А. Сухомлинский)

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, творческие, мыслящие, способные находить выход из сложной ситуации.

Дети младшего школьного возраста имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка. Именно в этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.

На высоком уровне творчества создается только около 3% работ старшеклассников. Тогда как для начальной школы эта цифра достигает по мнению многих исследователей 30%.

Как и почему в 10 раз снижается творческий потенциал учеников за 10-11 лет обучения? Может быть это физиологическая или психологическая закономерность? Или педагогическая? Поэтому так важно развивать детей в младшем школьном возрасте, когда они хотят творить и созидать.

Если до недавнего времени задачу развития творческих способностей детей брали на себя учреждения дополнительного образования, то сегодня возможно развивать творческие способности младшего школьника в рамках школы, т.к. одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта является развитие личности школьника, его творческих способностей.

По данным многочисленных исследований (Л.С. Выготского, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман), в процессе формирования мозговых структур, доминирует правое полушарие. А оно отвечает за эмоциональность, наглядно-образное мышление, впечатлительность. Поэтому к урокам технологии, изобразительной деятельности дети чаще всего проявляют интерес, фантазируют, находят оригинальные решения.

Любую ли деятельность можно назвать творческой? Психологи (Ермолаева - Томина Л.Б., Дружинин В.Н.) утверждают, что творческой деятельностью можно назвать деятельность, которая направлена на создание полезных и значимых продуктов.

Понятие творчество и творческих способностей широко освещается в педагогике и психологии.

Вот лишь одно из них:

Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.[1]

Творчество всегда индивидуально и уникально. Например, если на уроке технологии в одинаковых условиях дети будут выполнять одно и то же задание, результат у всех будет различным, т.к. каждый ребёнок индивидуален, у каждого свои способности.

Если ребёнок не воспроизводит определенные действия или впечатления, а сам создаёт новые действия или образы, то здесь уже присутствует творческая деятельность, в основе которой лежат творческие способности.

Так что такое творческие способности?

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой деятельности, соответственно и творческие способности могут быть разные: музыкальные, художественные, математические, технические.

Творческие способности формируются  и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Например, нельзя говорить о музыкальных способностях, если ребенок еще не занимался этим видом деятельности. Только в процессе обучения музыке можно выяснить, какие у ребенка способности.

Способности ребенка формируются, складываются, развиваются в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания. При внимательном отношении к ребёнку у учителя есть возможность раскрыть и полноценно развить его творческие способности.

Что такое творческие способности? Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.

Необходимо, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию творческих способностей.       Творческие способности будут формироваться быстрее, если ученики будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат.

В начальной школе основной задачей  является развитие у всех младших школьников  общих способностей и формирование интереса к учению. Однако не всегда учебная деятельность ребёнка успешна. Но, не смотря на неудачи ребёнка в учёбе, он должен чувствовать поддержку учителя. Развивать творческие способности ребенок может в различных кружках и творческих объединениях, которые способствуют развитию его способностей. Младшие школьники берутся за любые дела, хотя у них нет ни опыта, ни навыков. Однако без помощи учителя многие затеи обречены на провал, поэтому важно поддержать ребенка, чтобы был определенный результат.

Развитие творческих способностей зависит от ряда условий:

1.Раннее начало.

2. Среда и система отношений, стимулирующая самую разнообразную творческую деятельность.

3. Направляющая помощь взрослых. В младшем школьном возрасте таким взрослым для ребенка, несомненно, оказывается учитель.

    Учитель, чтобы помочь ребенку развить свои творческие способности должен обладать следующими педагогическими способностями:

  • дидактические
  • -академические
  • -речевые
  • -организаторские
  • -авторитарные
  • -коммуникативные
  • -педагогическое воображение
  • -способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников:

  • Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учетом воображения;
  • Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления  и развития творческих способностей каждого;
  • Используются технологии развития творческого мышления.

Способы стимулирования творческих способностей.

  • обеспечение благоприятной атмосферы;
  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
  • обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого подхода  к решению проблем;
  • представление детям возможности активно задавать вопросы.

В современной школе развитие творческих способностей учащихся происходит не только на уроках технологии и изобразительного искусства, которые как нельзя более располагают к этому, но и на всех других уроках, проводимых в начальной школе.

Основные приемы развития творческих способностей на уроках русского языка.

  • написание сочинений, изложений.
  • - рецензирование сочинений;
  • - игры;
  • - творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
  • - творческие задания на дом.

Виды творческих заданий на уроках литературного чтения.

  • Придумай свою сказку.
  • Составь свод сказочных законов.
  • Сочини продолжение сказки.
  • Придумай продолжение к стихотворению.
  • Подбери рифму.
  • Составь книгу-самоделку любимых произведений о маме.
  • Чтение по ролям.
  • Пересказ от лица литературного героя.

      Учитель должен ежедневно и систематически включать в учебный процесс творческие задания и упражнения, стараться использовать творческий потенциал ребёнка в соответствии с уровнем его развития (посильность выполнения творческого задания). Творческие задания должны постепенно усложняться.

      Особую роль в развитии творческих способностей играет подготовка и проведение классных праздников. В современном мире много самых различных предложений проведения праздников, но самые запоминающимися являются те мероприятия, где дети сами являются актёрами. Ученики во время подготовки к праздникам становятся раскрепощёнными, сами мастерят себе костюмы и делают декорации к сценкам, сочиняют конкурсы для своих одноклассников, родителей. Главная задача в данной работе - это привлечение к работе большего числа учащихся, чтобы никто не оставался в стороне.

     В современном мире – динамичном и разнообразном – человеку просто необходимо творческое мышление, способность находить нестандартные решения и умение быстро реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию. Такой человек с легкостью может найти несколько выходов из одной ситуации и несколько ответов на один вопрос.

     Природа щедро наградила каждого ребёнка возможностями развиваться. И каждый ученик может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.

    Классному руководителю надо быть очень внимательным к своим подопечным. Выявлять и поддерживать интерес ребенка на ранней стадии развития, помочь найти способ реализовать и развить свои возникшие творческие желания и потребности.

В своей педагогической практике в наши дни много внимания надо уделять внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Творческие способности обучающихся можно развивать в различных видах деятельности: игровой, исследовательской, художественной, трудовой.

Каждое учебное заведение имеет собственные ресурсы для организации этой работы.

Помощь школе могут оказывать учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.

В нашей школе внеурочная деятельность для учеников начальной школы осуществляется по различны направлениям:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно – нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

С этой целью работают кружки: «Умники и умницы», «Твой дом», «Юный натуралист», «Хоровая студия», «Изобразительное искусство», «Шахматы», «Акробатика», «Подвижные игры», «Рукоделие».

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

«Нужно любить то, что делаешь,               и тогда труд возвышается до творчества»                                                                              М.Горький


[1] Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленска, - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"Цель: Создание  благоприятных условий для учащихся начальной школы, при которых потенциал каждого обуча...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАТема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯКаскова Валентина Николаевна, учитель начальных классовМБОУ «Дубительская СОШ»Профессион...

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

laquo;…Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев».В.А.Сухомлинский...

Презентация "Развитие творческих способностей обучающихся в учебное и внеучебное время"

    Творческие способнос-это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом ви...