Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "Особенности формирования чтения и письма у детей с интеллектуальной недостаточностью"
консультация на тему

В работе раскрыты  специфические  методические приемы, облегчающие усвоение программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_u_in.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования чтения и письма у детей с интеллектуальной недостаточностью

    Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны слабая познавательная восприимчивость и низкая продуктивность восприятия предъявляемой информации, особенно словесной, быстрое забывание. Коррекционно-развивающая работа в этом случае осуществляется путем неоднократного предъявления одних и тех же знаний и большого количества упражнений, а также повторного обращения к ранее усвоенному материалу. При сообщении или объяснении нового материала учитель постоянно прибегает к воспроизведению уже изученного, такое же повторение делается в конце каждой четверти. В процессе воспроизведения изученного уточняются и корригируются неправильно усвоенные знания и приемы действий, приводятся в систему отдельные понятия, усвоенные в разное время учащимися

    В методике обучения русскому языку используются как общие для общеобразовательной и вспомогательной школы методы, так и специфические методические приемы, облегчающие усвоение программного материала. Например, сложные понятия предъявляются путем расчленения их на более доступные составляющие, даже освоение каждой из них в отдельности ведется методом небольших порций. Концентрическое расположение программного материала (при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постоянным наращиванием сведений) дает возможность расчленить сложные понятия, умения на составляющие их элементы и отрабатывать каждый из них отдельно, идя к цели «маленькими шагами». Как известно, успешное выполнение учебных заданий, усвоение знаний и приобретение умений зависит от уровня общего развития школьников и наличия у них соответствующего опыта. Из-за недостаточной сформированности восприятия, слабости процессов анализа и синтеза и других мыслительных операций учащиеся с интеллектуальной недостаточностью располагают искаженными представлениями об объектах и явлениях окружающей действительности, что вызывает затруднения в овладении учебным материалом и способами работы с ним. Преодолению этих трудностей способствует наличие на всех этапах обучения языку пропедевтических периодов, в течение которых у детей ослабляют недостатки прошлого опыта и готовят к усвоению последующих этапов программы. Так, обучению грамоте предшествует добукварный период, направленный на коррекцию сенсомоторной сферы, недостатков речи, неправильных представлений об окружающем, без чего невозможно приступать к формированию навыков чтения и письма. К усвоению элементарных сведений по грамматике в старших классах готовят путем проведения в течение ряда лет практических грамматических упражнений.

   Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся с интеллектуальной недостаточностью отдельных психофизиолоческих функций: фонематического слуха, пространственной ориентации, зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, координации в системе «глаз – рука», моторики и др.. Развитие до определенного уровня этих функций будет способствовать предупреждению и преодолению у учащихся нарушений навыков чтения и письма. Анализ характера затруднений и ошибок, допускаемых учащимися в процессе обучения, выявляет причины испытываемых учениками трудностей. Например, если ученик при написании слов или чтении текста заменяет согласные сходными, близко звучащими фонемами, пропускает гласные буквы и сливает слова при письме, значит, у этого ученика недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Коррекционно-развивающая работа в данном случае будет строиться с опорой на сохранные анализаторы (зрительный и кинестетический). При этом предполагается использование специальных приемов: составление условно-графической схемы слова до его записи, выкладывание кубиков по мере произнесения звукового ряда или звуков слова, орфографическое проговаривание и др.

   Обучение языку учащихся с интеллектуальной недостаточности нацелено на формирование умения общаться в различных жизненных ситуациях в устной и письменной форме, основной целью обучения языку является формирование коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся. Главным в обучении является не столько сообщение о различных аспектах языка, сколько формирование навыков практического использования языковых категорий в речи. Коммуникативная направленность обучения языку находит отражение во взаимосвязи и комплексном формировании всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма

   У школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается низкая учебная мотивация, что обусловлено биологическими и социальными факторами. У многих учащихся с нарушением интеллекта не возникает потребность научиться читать, писать, узнавать новое и т.п. В связи с этим усиливается роль учителя как мотиватора учебной деятельности детей. Так, на уроках русского языка этот аспект реализуется, прежде всего через ситуацию применения, создание коммуникативной атмосферы урока, близкой к естественным условиям общения. Развитию интереса к изучению языка также способствует:

-  применение эмоционально-насыщенных, игровых и разнообразных занимательных приемов обучения, наглядности, дидактических игр и т.д.. Все это создает условия для стимуляции активности и возникновения у учащихся положительных эмоций в процессе деятельности;

- подчеркивание удач, похвала, и признание учителем достижений ребенка вызывает у него чувство удовлетворения, способствуют положительному отношению к дальнейшей работе;

- разнообразие изучаемого материала, форм и способов работы повышают внимание, активность ребенка, создают положительный эмоциональный тонус и подготавливают возможность заинтересовать его речевой работой и особенностями языка;

-  показ значимости знаний и умений читать и писать, использование „комического эффекта” незнания предмета в ситуациях, где эти знания нужны (учащиеся должны понимать, для чего они изучают ту или иную тему, почему это знание необходимо в повседневной жизни); подбор заданий, адекватных возможностям детей и оказание необходимой для выполнения задания помощи, что позволяет обеспечить ситуацию успеха и самостоятельность в учебной деятельности;

- организация и опора на личный опыт детей, использование аналогий с жизненными ситуациями; условия соревнования, новизна формы контроля и т. п.;

- создание противоречий между известным и неизвестным, активное использование частично-поискового или (эвристического) метода обучения, когда учитель ставит перед учениками проблемную ситуацию (например, как написать то или иное слово) и участвует вместе с учениками в осуществлении последовательных этапов решения.

  В связи с этим, в  работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью для повышения качества чтения можно исполизовать следующие приёмы работы:

Речевая разминка. Данный вид упражнений проводится на начальном этапе занятия, до проверки домашнего задания, в течение 5-7 минут.

Упражнения для дыхания:

        а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

        б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

        в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех         слышит, тот кто не хочет слушать».( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

        Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

        Упражнения для дикции:

          И – Э – А – О – У – Ы

        Читать, как написаны, затем начинать читать с буквы Э, потом – с А и         т.д., относя на конец строки каждый предшествующий гласный.

        Произносить медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

        Слоги:

        он      ан       ун      ын

        на       ня       нё      ню

        нан    нон    нун    нен

        нте    нты    нтя      нту

        Произносить медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

        Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки,         скороговорки.

        на – на – на – во дворе растет сосна;

        но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

        ан – ан – ан – собери свой чемодан;

        ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

        Упражнения для интонации:

        Соня Зине принесла малину в корзине.

        Произнести с чувством радости; произнести  с чувством огорчения;         произнеси с чувством обиды.

        Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча, умение         угадывать последующий текст.

        Пош__  Му__  на  ба__

        И  купи__  само__:

        Приходи__  тарака__

  Я  вас  чаем  уго__ !

2. Работа с текстом

Упражнения для развития умения анализировать прочитанное

Материалом служат специальные тексты, которые отвечают следующим требованиям:

Тексты предъявляются каждому напечатанными на карточках, которые обучающиеся должны прочитать  «про себя» (время прочтения текста не должно превышать 1-2 минуты) и подготовиться к быстрому плавному чтению.

По мере увеличения чтения «про себя» логопед предлагает 2-3 ученикам (в зависимости от сложности и длительности работы над основным текстом этого занятия) почитать подготовленный таким образом текст вслух. Все остальные учащиеся слушают чтение   товарища и готовятся ответить на вопрос логопеда, который он обязательно задаст после прочтения текста. Таким образом, все оказываются вовлеченными, в процесс работы над текстом.

После окончания чтения каждым учеником (читает не более 3 учеников) логопед задает вопросы по содержанию всем. Это является стимулом  к более внимательному отношению школьников к прослушиванию текста.

В конце разминки оценку чтения дают учащиеся.

При подборе текстов учитывается принцип индивидуального подхода в обучении, в связи,  с чем отбираемые произведения для  речевой разминки различны по объему и сложности сюжета, что ставит  учеников с любой техникой чтения в разные условия: все дети работают одним и тем же приемом с  одинаковым заданием и общим внешним проявлением результата данного вида речевой деятельности.[1]

Виды работы с текстом

Деление текста на части. Составление плана.

Чтение с сокращением текста.

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

Ответы на вопросы.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

Чтение по ролям.

Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущени-ем, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

Нахождение в рассказе самого длинного слова.Чтение, пометка непонятных слов.

Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

Комбинированное чтение.[1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования  универсальных учебных действий"....

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»

Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении лиц с интеллектуальной недостаточностью»"

В работе раскрываются понятия "индивидуальный и дифференцированный" подход, способы реализации дифференированного подхода на разных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, п...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»"

В работе раскрываются вопросы типичных нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью и  особенности коррекционной вопросы дисграфии и дислексии....

Выступление на школьном методическом объединении учителей младших классов. Методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях ГПД.

Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. И развивать творческие способности необходимо целенаправленно и осознанно. В противном случае, тот ребёнок, в котором были заложены большие тв...