Программа внеклассной проектной деятельности в 1 классе
методическая разработка на тему

Самохина Татьяна Борисовна

Программа проектной деятельности а рамках курса "Культуротворческая школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneklassnoy_proektnoy_deyatelnosti_v_1_klasse.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей начальных классов

МБОУ ООШ № 67

Доклад

на тему:

«Программа внеклассной проектной деятельности в 1 классе»

2016 г.

Пояснительная записка

     

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Основные принципы организации работы над проектами:

Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1.      направлены на достижение конкретных целей;

2.      включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3.      имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4.      в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1.      Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.      Формирование коммуникативной компетентности  в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.

      3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:  

  •  воспитание целеустремленности и настойчивости;
  •  формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
  •  формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
  •  формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

  • презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядного представления результатов деятельности, подготовка проектной документации (пояснительной записки, электронной презентации или аннотации к проекту);

  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

  • поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулировать ключевые слова;

  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, разработка модели (компьютерное моделирование) проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Этапы проектной деятельности в начальной школе:

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

· поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

· развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

· формирование первоначальных представлений о деятельности

исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

. в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

. во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

· на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

· на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

· на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

- учебная дискуссия;

- наблюдения по плану;

- рассказы детей и учителя;

-  мини-исследования;

- экскурсии;

- индивидуальное составление моделей и схем;

-  мини-доклады;

- ролевые игры;

- эксперименты.

Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. 

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов

.

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников:

- мини-исследования,

- уроки-исследования,

- коллективное выполнение и защита исследовательских работ,

- наблюдение, анкетирование,

-эксперимент.

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

В процессе включения младших школьников в исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор   информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации;

- правила оформления списка использованной литературы;

- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

- выделять объект исследования;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными        пособиями;

- вести наблюдения окружающего мира;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.

Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • презентации проектов
  • праздники

Темы проектной деятельности в рамках курса

«Культуротворческая школа»

Направление проектной деятельности

Формы и особенности организации

Продукт проекта

Семейная культура

Моя родословная                                                         (3 часа)

Индивидуальная

Схема «Генеалогическое древо»

Наш семейный альбом                                                (2 часа)

Индивидуальная

Фотовыставка

Рецепт домашней кухни                                              (2 часа)

Индивидуальная

Стенгазета

Семейные путешествия                                                (3 часа)

Индивидуальная

Альбом

Мир наших увлечений                                                  (3 часа)

Индивидуальная

Презентация

Ногинский район – моя малая Родина

История родного края                                                   (3 часа)

Индивидуальная, групповая

Стенгазета

История в названиях рек, озёр                                      (3 часа)

Индивидуальная, групповая

Сочинение

Города нашего края                                                        (4 часа)

Индивидуальная, групповая

Альбом

Чьё имя носит моя улица?                                              (3 часа)

Индивидуальная, групповая

Сочинение

Музей моего земляка                                                       (3 часа)

Индивидуальная, групповая

Стенгазета

Памятники города                                                             (3 часа)

Индивидуальная, групповая (экскурсия)

Презентация

Культура и традиции края                                                (4часа)

Индивидуальная, групповая

Альбом

Всего                                                                                    (33часа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по проектной деятельности  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образо...

Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс

Программа разработана с требованиями ФГОС. Расщитана на 34 часа (1 раз в неделю)....

Программа "Социально - проектная деятельность" 4 класс

Программа кружка "Социально - проектная деятельность" 4 класс...

Программа кружка "Проектная деятельность" 1 класс

Программка кружка разработана для учащихся 1 класса....

Программа кружка "Проектная деятельность" 2 класс

Программа разработана для уч-ся 2 класса...

Программа кружка "Проектная деятельность" 3 класс

Программа разработана для внеурочной деятельности в 3 классе...

Рабочая программа + КТП "Проектная деятельность" 2 класс

Курс « Проектная деятельность» для начальной школы – это инновационный курс, который помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразовани...