ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа (4 класс) на тему

Тимофеева Ирина Ивановна

Дополнительная образовательная программа естественно-научно направленности "Экологическое краеведение". Программа составлена для работы с обучающимися 10-11 лет и направлена на социокультурную адаптацию детей, на подготовку их к гражданской и нравственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologicheskoe_kraevedenie.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр образования и творчества «Созвездие»

Принята  на

заседании педагогического совета

МБУДО "Созвездие"

Протокол №        

Утверждаю

Директор  МБУДО "Созвездие"

Д. А. Рюкбейль

«___» «_____________» 20__

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Экологическое краеведение»

ОДНОГОДИЧНЫЙ  КУРС

ДЛЯ ДЕТЕЙ 10- 11 ЛЕТ

Педагог дополнительного образования:

Тимофеева Ирина Ивановна

(«Экологическое краеведение»);

2018


Пояснительная записка

Краеведение в толковом словаре Ожегова -  «Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических oco6eнностей». В современном толковом словаре -  «Краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения».   Понятие «Малая Родина» для ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, его исторические и культурные центры, промышленные и научные центры, это и известные люди, гордость и слава того края, где живет ребенок. Таким образом, изучение родного края  имеет большое значение в патриотическом и нравственном воспитании обучающихся, способствует расширению кругозора, развитию их интеллектуального и творческого потенциала.

Исходя из возрастных особенностей детей 10-11лет, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. Программа призвана обогатить знаниями об истории наукограда Кольцово  и Новосибирской области, культурных традициях, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа творческого объединения дополнительного образования «Экологическое краеведение» составлена для работы с обучающимися10-11 лет  и направлена на социокультурную адаптацию детей, на подготовку их  к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Программа обучения разработана для обучающихся  4 классов. В ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Важное место отводится практической деятельности обучающихся - привлечение к волонтерской и исследовательской деятельности; повышение социальной активности ребенка посредством участия в экологических акциях и проектах.

Актуальность.

Занятия по  краеведению способствует решению задач социальной адаптации детей, формированию у них готовности жить и трудиться в своем  районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.


Основные условия, необходимые для реализации программы

Организационные:

каждый ребёнок на каждом занятии должен иметь возможность

  • высказаться, поэтому общее количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек;
  • для того чтобы ребёнок мог свободно высказывать свое мнение и слушать других обучающихся, возможна организация пространство в виде «круглого стола»;

Психологические:

  • помещение, в котором проходят занятия, должно быть оформлено так, чтобы вызывать у детей чувства комфорта и спокойствия.

Дидактические:

  • для полноценной реализации программы необходимо наличие в кабинете аудио- и видеомагнитофонов, телевизора, проектора, а также – аудио- и видеоматериалов.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса по программе «Экологическое краеведение»

  • Занятия  по данной программе состоят из практической и теоретической частей.
  • Обучение носит  проблемный характер.
  • Организация практически на каждом занятии творческой деятельности детей, в процессе которой дети могли бы выразить свои впечатления, настроения, чувства, отношение к чему-либо, а также применить полученные на занятиях знания;
  • Сотрудническое общение педагога с ребёнком в позиции «личность-личность»

Реализация программы «Экологическое краеведение» в рамках внеурочной деятельности позволяет решить целый ряд очень важных задач по развитию у обучающихся организационных и интеллектуальных умений, а именно: ставить цель и идти к ней; ориентироваться в своей системе знаний, добывать, обрабатывать и преобразовывать информацию, способствует формированию активной жизненной позиции, неравнодушного отношения к проблемам родного края. Учитывая особенности образовательной среды системы дополнительного образования, данная Программ также позволяет более успешно влиять на формирование коммуникативных способностей обучающихся, таких как умение формулировать и доносить свою позицию, понимать позиции других людей и умение договариваться.

Экологическое проектирование и программа экологического воспитания в целом даст возможность научиться формулировать цели и выстраивать план своей деятельности, одновременно с письмом овладевать клавиатурным набором текста и – конечно, под контролем учителя – Интернетом.

Условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы: 

- принцип добровольности;

- принцип развивающего и воспитывающего обучения;

 - принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;

 - принцип смены видов деятельности;

- принцип от опыта к обобщениям;

- принцип социокультурного соответствия;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип наглядности;

- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;

- принцип психологической комфортности в коллективе.

Цель программы: создание условий для самореализации, социальной адаптации, интеллектуального и творческого развития личности.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить обучающихся с историей Новосибирской области и наукограда Кольцово;

- познакомить обучающихся с архитектурой, памятными местами НСО и наукограда;

- расширить представления обучающихся о природных особенностях Новосибирской области и наукограда Кольцово;

- обучить основам работы по ориентированию, по топонимике, с картой местности;

- ознакомить обучающихся с именами и деятельностью известных жителей наукограда Кольцово;

 - познакомить с разными аспектами жизни и деятельности Льва Сандахчиева и его  вклада  в развитие … «Вектор»;

- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;

- формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;

- формировать умение работать с  литературными и другими источниками информации;

Развивающие:

- развивать аналитическое мышление;

- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческий потенциал обучающихся;

- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.

Воспитательные:

- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;

- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;

 - воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся;

- формировать социальные умения и навыки;

- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;

- воспитывать культуру общения и поведения обучающихся.

В программе «Экологическое краеведение» представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, познавательной, учебной, творческой деятельности.

Программа предусматривает  коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, просмотр видеозаписей, экологические акции) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, участие в конкурсах). Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через теоретические и практические занятия.

Содержание теоретических занятий составляют сведения о природе Новосибирского края и наукограда Кольцово, истории образования области и наукограда, людях, населяющих родной край. Активизации деятельности обучающихся  способствуют занятия в кабинете, экскурсии в музеи и библиотеку, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.

Наряду с традиционными технологиями, в программе используются и  современные технологии и методики. Такие как: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.

Программа по краеведению  предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые работы, активное участие в экологических и волонтерских акция,   практическим работам, защиту проектов.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 занятия. Продолжительность 1 занятия 40-45 минут.

Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес учащихся.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;  
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;  
  • получат возможность осознать своё место в мире.  

В результате реализации программы «Экологическое краеведение» обучающиеся овладеют знаниями об:

- Основных этапах истории наукограда: возраст, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;

- природные особенности Новосибирской области и места, где находится наукоград Кольцово, особенности животного и растительного мира;

- историю своей семьи;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники в Кольцово, природные заповедные места Новосибирской области;

- имена и достижения известных земляков;

- жителей наукограда –ветеранов Великой Отечественной войны;

- научные и промышленные центры НСО и наукограда;

- познакомятся с профессиями эколого-биологической направленности;

- об организации экскурсионной и туристической деятельности.

Обучающиеся овладеют навыками:

- поиска дополнительной информации о родном крае;

-работы с различными источниками;

- интервьюирования;

- самостоятельного или коллективного сбора краеведческого материала для творческой работы;

- оформления материалов, создания экспозиций, выставок;

-проведения исследовательской деятельности под руководством руководителя творческого объединения или самостоятельно;

- организации и участия в туристическом походе, оказание первой медицинской помощи;

- организации и участия в экологических и волонтерских акциях;

- проведения экскурсии по родному поселку.

Обучающиеся получат возможность для формирования обще учебных умений и личностных качеств:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- умение слушать и слышать друг друга;

- дружелюбие.

Оценка результативности.

Для оценки результативности занятий применяются следующие виды и формы контроля.

Вид контроля

Форма Контроля

Промежуточная аттестация

Анкетирование, викторины, тестирование, тематические кроссворды.

Итоговая аттестация

Защита проектов, творческая работа, экологический спектакль, выставка

Календарно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория/практика

Всего

Агитационный блок.

8

8

Мы живем в Сибири.

Краеведение как наука. Введение.

1/1

2

Край, в котором мы живем. Новосибирская область. Топонимика. Геральдика.

2/2

4

Многоликий мир.

1/1

2

Особенности природы Новосибирской области. Рельеф. Растительный мир.

Животный мир.

2/3

5

Удивительные места НСО.

1/2

3

Проект «Экологические тропы НСО»

2/2

4

Викторина «Люблю тебя мой край родной!»

1/1

2

Экологические проблемы.

Красная книга НСО.

2/2

4

Мы с природой дружим. Мусор нам не нужен.

1

1

Акция «Зеленая белка»

1/2

3

Писатели Сибири.

1/2

3

Я здесь живу.

 Кольцово -  моя малая родина. Топонимика. Геральдика.

1/1

2

Мини – проект «Я здесь живу»

1/1

2

Экологические проблемы. Проект «Что в Кольцово хорошо. Что в Кольцово плохо»

1/3

4

Акция  «Это в наших силах»

1/2

3

История семьи – история моего края.

Я и моя семья.

История моей семьи, составление генеалогического древа.

1/2

4

Игры наших бабушек и дедушек.  Современные игры.

1/1

2

Краеведческая гостиная « Моя семья и моя малая родина».

1/1

2

Мини-проект «Человек интересной  судьбы».

1/2

3

Мини-проект «Кольцово -  место, где сбываются мечты».

1/1

2

 «Мой любимый уголок в Кольцово»

1

1

Фотовыставка «  С любовью к родному краю»

1/1

2

Подведение итогов.

Промежуточная аттестация.

2

2

Итоговая аттестация.

2

2

Краткое содержание теоретического материала

Содержание программы разделено на пять основных блока.

Первый блок. Агитационный.

В рамках этого блока проводятся встречи с будущими обучающимися, их родителями, на которых они знакомятся с содержанием программы, проводятся игровые программы, занимательные викторины, носящие краеведческий характер.

Второй блок. Мы живем в Сибири.

Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей малой  Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее.

Задачей данного блока является знакомство обучающихся с топономикой, геральдикой, историей НСО, особенностями животного и растительного мира. Особое место занимает знакомство с достопримечательностями НСО и работа над созданием  творческих проектов по данной теме.

Третий блок. Я здесь живу.

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Материал данного блока направлен на расширение знаний детей о наукограде Кольцово, знакомство с его историей, культурным наследием, градообразующими предприятиями. Задачи данного блока: предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту; формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом; вызывать интерес к познанию родных мест, содействовать формированию патриотических чувств.

 Четвертый блок. История семьи – история моего края.

С давних времен люди хотели узнать свои корни. Это желание и интерес к прошлому своей семьи вполне объяснимы и сейчас. Многие задаются вопросом о смысле жизни, о том, кто они, каково их предназначение. Сейчас есть уникальная возможность погрузиться в историю своей семью, узнать свое происхождение и получить ответы на интересующие вопросы. Знание родословной может помочь  открыть новые перспективы для развития, скрытые таланты, подтолкнуть к изучению новой профессии или увлечения. Изучение истории дает неоценимый опыт соприкосновения ребенка  с прошлым своей семьи, края, который любому человеку помогает понимать и чувствовать свое Отечество.Знание истории своей семьи, своего рода имеет большое значение в формировании мировоззрения ребенка и гордости за свой род, край и страну.

Пятый блок. Подведение итогов.

Включает в себя: промежуточную и итоговую аттестацию.

Вид контроля

Форма Контроля

Промежуточная аттестация

Анкетирование, викторины, тестирование, тематические кроссворды.

Итоговая аттестация

Защита проектов, творческая работа, экологический спектакль, выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...